Напоминание

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ"


Автор: Шумилова Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 24
Населённый пункт: с. Путилово Кировского района, Ленинградская обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ

«НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого

организма выполняет дыхание. Человек может некоторое время обойтись без

пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Так, считают, что

правильное дыхание избавляет

человека

от

многих

болезней

и

не

допускает

их

появления.

Правильное дыхание стимулирует

работу

сердца,

головного

мозга

и

нервной

системы.

Умение

управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает

расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это

гиперподвижные, легковозбудимые дети.

Кроме своей основной физиологической функции, дыхание обеспечивает

еще

и

такую

функцию,

как речевое

дыхание.

Речевое

дыхание призвано

участвовать в создании голосового

звучания

на

равномерном выдохе.

Оно

отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох

короткий,

а

выдох

длинный.

Поэтому

количество выдыхаемого воздуха

зависит

от

длины

фразы.

Речевое

дыхание считается

неправильным,

если дыхание

учащено, выдох укорочен, слишком

большой

вдох

или

добор

воздуха заметен для окружающих.

Правильное речевое

дыхание

основа

для

нормального

звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного

сильного

выдоха,

сильной

воздушной

струи,

поэтому

при

коррекции

нарушений

речи

возникает

необходимость

специально

организовывать

и развивать

речевое

дыхание,

особое

значение

приобретают дыхательные

упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей

навыков

правильного

рационального дыхания,

произвольного

управления

процессом движения воздушного потока.

Выполнение

дыхательных

упражнений

в

игровой

форме

вызывает

у

детей

положительный

эмоциональный

настрой,

снимает

напряжение

и

способствует формированию практических умений.

Дошкольник,

освоивший

правильное

речевое

дыхание,

нуждается

в

постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда

необходимость

постоянного

повторения

дыхательных

упражнений

для

закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все

упражнения

достаточно

просты

и

не

требуют

специальной

подготовки

от

родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно

преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и

автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо

соблюдать следующие требования:

Проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях

или при открытой форточке

Заниматься до еды

Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде

Дозировать количество и темп проведения упражнений

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхатьчерез рот

Вдыхать легко и коротко, а выдыхатьдлительно и экономно

В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области

шеи,

рук,

живота,

груди; плечи

не

поднимать

при

вдохе

и

опускать при выдохе

Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно

увеличивать с одной-двух минут до пяти-семи минут

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3

сек.

Начинать развивать речевое дыхание рекомендуется с

непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

υ

Дуем на разноцветные вертушки

υ

Пускаем мыльные пузыри

υ

Дуем через соломинку в стакан

υ

Играем

на

музыкальных

духовых

инструментах,

например,

дудочке

υ

Надуваем воздушные шары

υ

Дуем через соломинку в стакан с водой

υ

Дуем на одуванчики

Упражнения на развитие речевого дыхания выполняются в

исходном положении лежа, сидя, стоя,

а также в сочетании с движениями и речью.

« Дровосек»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы

рук «замком» и

опустить

руки

вниз.

Быстро

поднять

рукивдохнуть,

наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном

выдохе

«Ворона»

Ребенку

предлагается

быстро

поднять

руки

через

стороны

вверх

сделать вдох, медленно опустить рукидлительный выдох с произнесением

звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания

(например,

гусипроизнести

на

выдохе «га-га-га»,

(го,

гы); корова

произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т.д.)

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг

«шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при

этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и

наоборот.

Грудная

клетка

в

момент

выдоха

легко

сжимается.

Занимая

исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям

предлагают

накачать «лопнувшую

шину».

Дети «сжимают» перед

грудью

руки

в

кулаки,

взяв

воображаемую

ручку «насоса».

Медленный

наклон

вперед

сопровождается

выдохом

на

звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но

во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад,

словно

крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз.

Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.



В раздел образования