Компоненты познавательного развития и их влияние на экологическое воспитание дошкольников
Автор: Ярошенко Альбина Альбертовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 205 Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: Статья, конспекты Тема: Компоненты познавательного развития и их влияние на экологическое воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
МДОУ № 205 г. Хабаровск
А.А. Ярошенко
старший воспитатель
Компоненты познавательного развития
и их влияние на экологическое воспитание дошкольников
Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы
образования, предусматривая новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего
поколения. Одно из важных направлений в этой области – развитие познавательной сферы у детей.
Для обеспечения полноценного интеллектуального развития воспитанников мы свою работу выстраиваем в
соответствии с моделью развития познавательной сферы определенной автором парциальной программы
«Познаю мир» Т.И. Гризик. В определенной ею модели 3 компонента:
1. Информация и источники информации.
Информация – факты. К источникам информации относятся - непосредственное восприятие, книги, СМИ.
Реализуя данный компонент, мы определяем,
с какими сведениями, фактами, событиями необходимо
ознакомить детей. Отбираем, какую литературу прочитать самому воспитателю, содержание какой донести
до
детей,
какой,
объект
выбрать
для
непосредственного
наблюдения,
а
в
просмотре
какого
отдать
предпочтение видеоматериалам .
2. Отношение к информации - чувственно-эмоциональный опыт человека.
Данный
компонент
представляет
в
работе
педагога
наибольшую
сложность,
поскольку
занимает
первостепенное место в формировании познания детей. Если у взрослых информация первична, то у детей
обратная картина. Взрослые могут выразить свое отношение к чему – либо только при наличии знаний,
представлений, опыта. Дети же готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят слышать о том, к
чему относятся отрицательно. Реализуя этот компонент, мы выявляем предпочтения детей, характер их
отношения к той или иной информации и определяем через какие формы и какими методами (приемами) в
процессе познавательной деятельности обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей.
Соотношение компонентов познавательной сферы – информации и отношения к ней – определяется
уровнем развития познавательных процессов.
3. Познавательные процессы – он включает в себя восприятие, память, внимание, воображение, мышление
(представленное
3
видами
наглядно-действенное,
наглядно-образное,
логическое,
-
и
мыслительными
операциями – анализом, синтезом, обобщением, классификацией, сравнением). Особое место в данном
компоненте отводиться развитию речи. Формируя устную форму речи детей, мы обращаем внимание на
своевременное
и
правильное
произношение,
на
формирование
у
воспитанников
достаточного
и
необходимого для развития и общения словарного запаса, грамматики, развития связной речи.
Исходя из того, что уровень сформированности психических процессов определяет возможность ребёнка в
познании, мы учитываем как наши дети получают информацию. Какие способы познания используют в
том или ином возрасте, каким путем перерабатывают информацию. В зависимости от этого подбираем игры
и упражнения.
Неразрывность и взаимосвязь этих компонентов очевидна. Получаемая в том или ином виде информация,
нередко
по - мимо
воли ребёнка, формирует у него определённое отношение к фактам, сведениям,
которые
он
узнал.
Другими
словами,
любая
информация
оставляет
в
его
душе
определенный
эмоциональный (чувственный) след. И здесь важна роль педагога, которому необходимо доступными для
детей средствами придать поступающей информации положительный оттенок.
Из всех 3-х компонентов приоритетным в нашей практике познавательного развития детей, является
формирование у них эмоционально- чувственного опыта, т.к. в его рамках реализуется одна из основных
задач познавательного развития дошкольников - формирование собственного отношения к объекту или
событию. А в рамках экологического воспитания – объектам природы. Эмоциональное непринятие, как
правило, переходит в практическое действие: плохое - уничтожить!
При формировании данного компонента, особое внимание мы обращаем на то, какую позицию выбирает
педагог в ознакомлении дошкольников с природой.
В статье журнала Дошкольное
воспитание № 7 от 2001 года, д.п.н. «Центра дошкольного детства» Н.
Рыжова
изложила
позиции
нового
подхода
к
экологическому
воспитанию
детей
в
сравнении
с
традиционным – потребительским.
Потребительский подход в соответствии, с которым, человек – мера всех вещей, властелин и хозяин
природы, способный изменять её для удовлетворения своих потребностей.
Объекты окружающей природы оцениваются с точки зрения опасности и полезности для людей. Человек
может
изменять
природу
для
создания
комфортных
для
себя
условий
жизни,
без
учета
природных
закономерностей.
Суть нового подхода- при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а
природным факторам. Конечной целью является также человек, но не прямо, а опосредованно, через
сохранение его среды обитания.
В своей работе нам важно было самим переключиться на новый подход и избежать сложившихся в работе
по ознакомлению с природой стереотипов, а именно:
1 стереотип: «вредные» и «полезные» животные и растения. Проявляется в практике в классификации
живых организмов («опасных» и «безопасных»). В результате уже на подсознательном уровне формирует у
дошкольников отрицательное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам.
(пример: система работы по ознакомлению с насекомыми, организации викторин).
Наша задача донести до детей следующее, что в природе нет «полезных» и «вредных» животных, каждый
из них звено в определенной цепи, где каждый организм играет свою роль. А вредный или полезный он
только по отношению к человеку.
Что в преобразованной человеком природе у людей появляются конкуренты за ресурсы, с которыми они
вынуждены бороться. Что в искусственных сообществах не действуют законы, регулирующие равновесие в
природе. Таким образом, мы стараемся разделять 2 среды:
А) искусственную – созданную человеком, законы природы не действуют;
Б) естественную – все виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании
равновесия.
2 стереотип: необходимость бережного отношения к природным объектам и их охраны.
Пример: лес – наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи, древесину.
Лекарственные
травы
–
для
поддержания
здоровья,
сохранения
водоемов
–
сохранение
рыбы
как
основного богатства и т.д.
Такой
подход
формирует
потребительское
отношение
к
окружающему
миру
и
дает
представление
о
необходимости
бережного
отношения
только
к
тем
объектам
природы,
которые
имеют
практическое
значение для человека, сохранение остальных не обязательно.
3 стереотип: отрицательные личные суждения педагогов о природном объекте. «Фу, какая гадость!».
Педагоги не редко позволяют себе подобные выражения в присутствии детей. И учитывая тот факт, что у
дошкольников еще не сформировалась собственное отношение к объектам природы, они естественно
подражают педагогу. В связи с этим мы рекомендуем педагогам быть более осмотрительными и свои
отрицательные эмоции
сдерживать. Как уже говорилось ранее, эмоциональное непринятие животного
переходит в практическую плоскость - его надо уничтожить.
Пример: паук.
Мы помогаем ребёнку понять, что внешний вид организма это результат его приспособления к жизни. Что
любой организм включен в единую сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать
непредсказуемые последствия.
4 стереотип: необходимость помогать природе, улучшать её, преумножая её богатства.
Данное суждение имеет право на существование, но только в том случае, если ребёнку параллельно дается
информация о необходимости соблюдения законов природы.
Пример: высаживание деревьев – хорошо, но надо знать какие, в какое время и каким способом. Если не
учтены их требования к условиям обитания - деревья гибнут. Уход за животными. Сбор листьев на участке
и их роль в круговороте веществ. Подкормка птиц, не свойственным для них кормом.
Мы стремимся объяснять детям различие действий людей в окружающей среде и природных условиях.
5
стереотип:
выбор
демонстративного
материала
и
пособий.
Во
многих
пособиях
предлагается
использование
в
качестве
модели
живых
и
засушенных
растений
и
насекомых.
Допускается
рассматривание живых объектов в условиях группы.
С
точки
зрения
познавательной
деятельности
они
дают
ребёнку
более
реальное
представление,
чем
картины,
однако,
с
позиции
экологического
воспитания,
основанного
на
новой
«биоцентрической»
парадигме, такой подход
должен быть исключен. Поэтому мы в своей работе стремимся использовать
муляжи, слайды и видеофильмы.
Приоритетными в формировании эмоционально-чувственного опыта детей в практической деятельности
для
нас
являются
методы
эмоционально-сенсорного
воздействия
и
эмоционально-образного
стимулирования.
Суть
метода
эмоционально-сенсорного
воздействия
–
побуждать
детей
реагировать
эмоционально,
воздействуя на сенсорику в единстве с общедидактическими задачами. А именно:
- вовлечение в процесс обучения различных рецепторов (зрительных, вкусовых, осязательных и т.д.).
Суть метода эмоционально-образного стимулирования – побуждать детей реагировать эмоционально,
образно отождествляя себя с природным объектом. А именно:
- оживление различных образов рисунка движениями, голосом, мимикой;
- применение образного моделирования состояния природных объектов.
Формируя
эмоционально-чувственный
опыт
детей,
мы
также
уделяем
внимание
эмоционально-
смысловому общению детей и педагога в процессе занятий, которое имеет определенные составные:
- обеспечение эмоционального настроя детей на общение (в начале занятия).
Реализуется путем включения музыки, организации сюрпризного момента, введения детей в воображаемую
ситуацию, применение нового оборудования, перевоплощение педагога или детей в сказочных персонажей
и их помощников.
- реализация смысловой части.
Побуждение детей к обобщению познавательного материала в конце каждого этапа занятия, игры.
Здесь возможна комбинация различных методов от простейших наглядных до создания практических и
проблемных ситуаций.
-
организация
продуктивно-творческой
деятельности
детей,
которая
способствует
выражению
положительного отношения детей к изучаемому объекту.
В данном случае применяются следующие средства образного выражения:
А) речевые – поэтическое слово, рассказ, загадка и т.д.;
Б) изобразительные – рисунки, поделки;
В) музыкально-ритмические – песня, танец.
Особая роль в развитии эмоционально-чувственного опыта детей отводится дидактическим играм, которые
одновременно
решают
задачи
практического
и
теоретического
мышления,
развивают
познавательную
активность
детей
и
иногда
наиболее
эффективны
для
разъяснения
и
демонстрации
законов,
действующих в природе.
Объяснение причинно-следственных зависимостей в природе является у педагогов наиболее проблемным.
Это объясняется тем, что силу возраста, у дошкольников нет абстрактных понятий, и педагогам приходится
чаще применять вербальные методы при объяснении данного материала, которые трудно сочетаются с
наглядно-образным, наглядно-действенным характером мышления детей дошкольного возраста. Решению
этой проблемы, на наш взгляд, способствует организация образного моделирования.
В предлагаемых Вашему вниманию мероприятиях с детьми мы стремились учесть основные подходы к
организации познавательной сферы, позиции новой парадигмы экологического воспитания дошкольников, а
также факторы, положительно влияющие на эмоционально-чувственный опыт детей.