Напоминание

Компоненты познавательного развития и их влияние на экологическое воспитание дошкольников


Автор: Ярошенко Альбина Альбертовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 205
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Статья, конспекты
Тема: Компоненты познавательного развития и их влияние на экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ № 205 г. Хабаровск А.А. Ярошенко старший воспитатель Компоненты познавательного развития и их влияние на экологическое воспитание дошкольников Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривая новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одно из важных направлений в этой области – развитие познавательной сферы у детей. Для обеспечения полноценного интеллектуального развития воспитанников мы свою работу выстраиваем в соответствии с моделью развития познавательной сферы определенной автором парциальной программы «Познаю мир» Т.И. Гризик. В определенной ею модели 3 компонента: 1. Информация и источники информации. Информация – факты. К источникам информации относятся - непосредственное восприятие, книги, СМИ. Реализуя данный компонент, мы определяем, с какими сведениями, фактами, событиями необходимо ознакомить детей. Отбираем, какую литературу прочитать самому воспитателю, содержание какой донести до детей, какой, объект выбрать для непосредственного наблюдения, а в просмотре какого отдать предпочтение видеоматериалам . 2. Отношение к информации - чувственно-эмоциональный опыт человека. Данный компонент представляет в работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей. Если у взрослых информация первична, то у детей обратная картина. Взрослые могут выразить свое отношение к чему – либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят слышать о том, к чему относятся отрицательно. Реализуя этот компонент, мы выявляем предпочтения детей, характер их отношения к той или иной информации и определяем через какие формы и какими методами (приемами) в процессе познавательной деятельности обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей. Соотношение компонентов познавательной сферы – информации и отношения к ней – определяется уровнем развития познавательных процессов. 3. Познавательные процессы – он включает в себя восприятие, память, внимание, воображение, мышление (представленное 3 видами наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, - и мыслительными операциями – анализом, синтезом, обобщением, классификацией, сравнением). Особое место в данном компоненте отводиться развитию речи. Формируя устную форму речи детей, мы обращаем внимание на своевременное и правильное произношение, на формирование у воспитанников достаточного и необходимого для развития и общения словарного запаса, грамматики, развития связной речи. Исходя из того, что уровень сформированности психических процессов определяет возможность ребёнка в познании, мы учитываем как наши дети получают информацию. Какие способы познания используют в том или ином возрасте, каким путем перерабатывают информацию. В зависимости от этого подбираем игры и упражнения. Неразрывность и взаимосвязь этих компонентов очевидна. Получаемая в том или ином виде информация, нередко по - мимо воли ребёнка, формирует у него определённое отношение к фактам, сведениям, которые он узнал. Другими словами, любая информация оставляет в его душе определенный эмоциональный (чувственный) след. И здесь важна роль педагога, которому необходимо доступными для детей средствами придать поступающей информации положительный оттенок. Из всех 3-х компонентов приоритетным в нашей практике познавательного развития детей, является формирование у них эмоционально- чувственного опыта, т.к. в его рамках реализуется одна из основных задач познавательного развития дошкольников - формирование собственного отношения к объекту или событию. А в рамках экологического воспитания – объектам природы. Эмоциональное непринятие, как правило, переходит в практическое действие: плохое - уничтожить!
При формировании данного компонента, особое внимание мы обращаем на то, какую позицию выбирает педагог в ознакомлении дошкольников с природой. В статье журнала Дошкольное воспитание № 7 от 2001 года, д.п.н. «Центра дошкольного детства» Н. Рыжова изложила позиции нового подхода к экологическому воспитанию детей в сравнении с традиционным – потребительским. Потребительский подход в соответствии, с которым, человек – мера всех вещей, властелин и хозяин природы, способный изменять её для удовлетворения своих потребностей. Объекты окружающей природы оцениваются с точки зрения опасности и полезности для людей. Человек может изменять природу для создания комфортных для себя условий жизни, без учета природных закономерностей. Суть нового подхода- при решении любых проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью является также человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания. В своей работе нам важно было самим переключиться на новый подход и избежать сложившихся в работе по ознакомлению с природой стереотипов, а именно: 1 стереотип: «вредные» и «полезные» животные и растения. Проявляется в практике в классификации живых организмов («опасных» и «безопасных»). В результате уже на подсознательном уровне формирует у дошкольников отрицательное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам. (пример: система работы по ознакомлению с насекомыми, организации викторин). Наша задача донести до детей следующее, что в природе нет «полезных» и «вредных» животных, каждый из них звено в определенной цепи, где каждый организм играет свою роль. А вредный или полезный он только по отношению к человеку. Что в преобразованной человеком природе у людей появляются конкуренты за ресурсы, с которыми они вынуждены бороться. Что в искусственных сообществах не действуют законы, регулирующие равновесие в природе. Таким образом, мы стараемся разделять 2 среды: А) искусственную – созданную человеком, законы природы не действуют; Б) естественную – все виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия. 2 стереотип: необходимость бережного отношения к природным объектам и их охраны. Пример: лес – наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи, древесину. Лекарственные травы – для поддержания здоровья, сохранения водоемов – сохранение рыбы как основного богатства и т.д. Такой подход формирует потребительское отношение к окружающему миру и дает представление о необходимости бережного отношения только к тем объектам природы, которые имеют практическое значение для человека, сохранение остальных не обязательно. 3 стереотип: отрицательные личные суждения педагогов о природном объекте. «Фу, какая гадость!». Педагоги не редко позволяют себе подобные выражения в присутствии детей. И учитывая тот факт, что у дошкольников еще не сформировалась собственное отношение к объектам природы, они естественно подражают педагогу. В связи с этим мы рекомендуем педагогам быть более осмотрительными и свои отрицательные эмоции сдерживать. Как уже говорилось ранее, эмоциональное непринятие животного переходит в практическую плоскость - его надо уничтожить. Пример: паук. Мы помогаем ребёнку понять, что внешний вид организма это результат его приспособления к жизни. Что любой организм включен в единую сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия. 4 стереотип: необходимость помогать природе, улучшать её, преумножая её богатства. Данное суждение имеет право на существование, но только в том случае, если ребёнку параллельно дается информация о необходимости соблюдения законов природы. Пример: высаживание деревьев – хорошо, но надо знать какие, в какое время и каким способом. Если не учтены их требования к условиям обитания - деревья гибнут. Уход за животными. Сбор листьев на участке и их роль в круговороте веществ. Подкормка птиц, не свойственным для них кормом.
Мы стремимся объяснять детям различие действий людей в окружающей среде и природных условиях. 5 стереотип: выбор демонстративного материала и пособий. Во многих пособиях предлагается использование в качестве модели живых и засушенных растений и насекомых. Допускается рассматривание живых объектов в условиях группы. С точки зрения познавательной деятельности они дают ребёнку более реальное представление, чем картины, однако, с позиции экологического воспитания, основанного на новой «биоцентрической» парадигме, такой подход должен быть исключен. Поэтому мы в своей работе стремимся использовать муляжи, слайды и видеофильмы. Приоритетными в формировании эмоционально-чувственного опыта детей в практической деятельности для нас являются методы эмоционально-сенсорного воздействия и эмоционально-образного стимулирования. Суть метода эмоционально-сенсорного воздействия – побуждать детей реагировать эмоционально, воздействуя на сенсорику в единстве с общедидактическими задачами. А именно: - вовлечение в процесс обучения различных рецепторов (зрительных, вкусовых, осязательных и т.д.). Суть метода эмоционально-образного стимулирования – побуждать детей реагировать эмоционально, образно отождествляя себя с природным объектом. А именно: - оживление различных образов рисунка движениями, голосом, мимикой; - применение образного моделирования состояния природных объектов. Формируя эмоционально-чувственный опыт детей, мы также уделяем внимание эмоционально- смысловому общению детей и педагога в процессе занятий, которое имеет определенные составные: - обеспечение эмоционального настроя детей на общение (в начале занятия). Реализуется путем включения музыки, организации сюрпризного момента, введения детей в воображаемую ситуацию, применение нового оборудования, перевоплощение педагога или детей в сказочных персонажей и их помощников. - реализация смысловой части. Побуждение детей к обобщению познавательного материала в конце каждого этапа занятия, игры. Здесь возможна комбинация различных методов от простейших наглядных до создания практических и проблемных ситуаций. - организация продуктивно-творческой деятельности детей, которая способствует выражению положительного отношения детей к изучаемому объекту. В данном случае применяются следующие средства образного выражения: А) речевые – поэтическое слово, рассказ, загадка и т.д.; Б) изобразительные – рисунки, поделки; В) музыкально-ритмические – песня, танец. Особая роль в развитии эмоционально-чувственного опыта детей отводится дидактическим играм, которые одновременно решают задачи практического и теоретического мышления, развивают познавательную активность детей и иногда наиболее эффективны для разъяснения и демонстрации законов, действующих в природе. Объяснение причинно-следственных зависимостей в природе является у педагогов наиболее проблемным. Это объясняется тем, что силу возраста, у дошкольников нет абстрактных понятий, и педагогам приходится чаще применять вербальные методы при объяснении данного материала, которые трудно сочетаются с наглядно-образным, наглядно-действенным характером мышления детей дошкольного возраста. Решению этой проблемы, на наш взгляд, способствует организация образного моделирования. В предлагаемых Вашему вниманию мероприятиях с детьми мы стремились учесть основные подходы к организации познавательной сферы, позиции новой парадигмы экологического воспитания дошкольников, а также факторы, положительно влияющие на эмоционально-чувственный опыт детей.


В раздел образования