Напоминание

Размышление-эссе Педагогический коллектив - залог творческого успеха


Автор: Абросимова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО АГО "Ачитская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Ачит, Свердловская область
Наименование материала: Размышление-эссе
Тема: Размышление-эссе Педагогический коллектив - залог творческого успеха
Раздел: дополнительное образование





Назад




Абросимова Елена Анатольевна,

преподаватель МКУ ДО АГО «Ачитская ДШИ»

п. Ачит,

Свердловская область

РАЗМЫШЛЕНИЕ-ЭССЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСКОГО

УСПЕХА»

Мне хочется остановиться на самом важном, на мой взгляд, условии,

без чего не состоялось бы ни одно из начинаний и достижений Ачитской

детской школы искусств - без наличия единой, сплоченной команды: педагог

– ученик – руководитель-родитель.

Наш коллектив - это объединение многолетнего опыта и молодой

активности. Хорошие отношения, совместное принятие решений, готовность

помочь и умение радоваться достижениям коллег - это часть философии

нашей команды. Коллектив – это большая семья, где каждый человек – это

личность, которую мы уважаем, и всегда стараемся помочь, и это мы считаем

самым главным.

Конечно, не скрою, без конфликтов (недопониманий) не обходится,

однако важнее не то, как создалась кризисная ситуация, а как мы из неё

вышли. Уверена, практически любой конфликт можно разрешить по-

хорошему. Умение выйти из проблемной ситуации достойно - стоит

репутации, тем более что за этим иногда наблюдают дети, и берут в свой

багаж общения с людьми.

Качества хорошего педагога во все времена были и остаются

неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему

предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную

ответственность за успехи тех, кому преподаёшь.

Возможно над словом «успехи» усмехнутся мудрые преподаватели

элитных музыкальных школ. Да, существует разница и очень большая между

школой в маленьком городке и школой в областном центре.

Мы работаем с детьми, которые бы не прошли отбор в эти школы по

своим данным. Но к искусству нужно приобщать всех, как бы избито это не

звучало. И мы уверенно можем сказать – дети, занимающиеся в нашей

школе, разительно отличаются от своих сверстников, которые этого не

делают. Какая-то искра Божья в их глазах, даже в самом глухом троечнике.

Это потому, что он приобщается к прекрасному, он слушает музыку, которая

звучит из каждого класса (пусть эту музыку иногда играют двумя пальцами

его ровесники) и он счастлив от этого. А ещё он общается с замечательными

людьми нашей школы – как сотрудниками, так и преподавателями. Как

известно, большое начинается с малого.

Не открывая тайны, скажу: можно быть высокообразованным

человеком, применять современные технологии на уроке, но не быть при

этом настоящим педагогом, и чтобы этого не произошло, мы всегда помним

слова В.О. Ключевского - «Чтобы быть хорошим учителем, надо знать, что

преподаёшь и прежде всего, любить тех, кому преподаёшь». У детских

врачей есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки. Так и

учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о теплоте

своей души…

В современном обществе всё более ценится человек, способный и

готовый к самосовершенствованию, поиску новых знаний, имеющий

творческое видение мира. Однако ребёнок может мыслить творчески только

в том случае, если у него есть пример творческого, увлечённого педагога.

Важно чтобы учащиеся видели, прежде всего, своего педагога, играющего,

поющего и выступающего на концертных площадках, и мы стараемся

соответствовать этому.

Главный смысл педагогической деятельности состоит в том, чтобы в

творческой деятельности создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным

образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить

ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация

успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего

движения личности.

Чтобы создавать ситуации успеха для учеников своего класса,

необходимо в первую очередь начать с себя и ответить на вопрос: успешна

ли я сама? Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать

только «счастливый». Если продолжить мысль, можно сказать и так: «Успех

ученику может создать тот учитель, который сам переживает радость

успеха».

Мы считаем себя успешными - и с радостью идём на работу.

Позитивно относясь к жизни, стараемся находить в себе лучшие,

благородные чувства и передавать их своим воспитанникам, побуждать их к

самосовершенствованию.

Настоящий педагог должен быть Человеком с богатым внутренним

миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный

возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью,

выстраивающий отношения учитель – ученик, как отношения: Личность

(учитель) - Личность (ученик).

Какой бы пост ни занимал человек, какими бы правами и

обязанностями он ни обладал, если он видит в окружающих только

исполнителей его воли, только безликих «винтиков», то он никогда не

достигнет тех высот в своих делах, которые сопряжены с творчеством, с

высокими движениями души. Если же в окружающих Личность (учитель)

видит Личности (учеников), признавая их неповторимость, уважая их мысли,

чувства, право на свободу выбора, он признаёт тем самым их равенство, их

право на сотрудничество.

Разговоры о том, чтобы учитель понимал ученика, всего лишь

половина «правды». Нужна и обратная связь, чтобы ученик понимал

состояние учителя. Ни в коем случае не надо скупиться на выражение своих

эмоций, чувств. Как полезно в доверительном, душевном разговоре,

вспомнить случай из своей жизни, пошутить - всё это должно быть

естественным, не надо бояться этого. Если существует односторонний

эмоциональный контакт, то это начало индивидуального подхода к ребенку,

а двусторонний контакт – это уже подход личностный, способный внушить

ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других

единственных и неповторимых.

Чем лучше контакт между преподавателем и обучающимся, тем

выше результат их деятельности. Находясь на уроке, дети, прежде всего,

высоко ценят в преподавателе умение быть вежливым и корректным,

искренним и незлопамятным. Часто нам приходится щадить самолюбие

учеников, сочувствовать им. Дети достаточно быстро умеют оценивать

преподавателя. Они замечают, деликатен ли он, насколько его

требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со

своими коллегами и родителями. Поэтому огромное значение имеет

педагогический такт, опирающийся на высокую внутреннюю культуру и

душевные качества.

Действенность педагогического такта зависит от знания биографии

ребенка, его домашних условий, психологических особенностей. Дети очень

чутко реагируют на манеру общения, тон и интонацию преподавателя. Если с

младшим школьником предпочтительнее мягкость, доброжелательность,

тёплая шутка, сочетающаяся с требовательностью, то к подростку

необходимо проявлять больше доверия.

Вот несколько наших коллективных педагогическое кредо по

отношению к детям: «Ребёнок должен учиться на успехе!»; «Все дети

талантливы!»; «Ребёнок хорош, иногда плох его поступок!»; «В каждом

ребёнке - чудо, ожидай его!»; «Учиться победно!». Этот девиз строится на

пяти «Т» - Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность, Талант.

Наше коллективное педагогическое кредо по отношению к себе

складывается из трех постулатов, которые можно начать словами: Мы

уверены, Мы стремимся, Мы мечтаем.

Мы уверены в правильности выбранного пути. Мы стремимся: не

запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а

руководить; не управлять, а соуправлять; не ограничивать, а предоставлять

свободу выбора. Мы мечтаем, что занятия в детской школе искусств оставят

в душах детей яркие, светлые воспоминания, которые станут опорой в жизни,

что встреча с искусством благотворно повлияет на детские души, вдохнув в

них любовь, добро, красоту.

Ещё один девиз нашей школы - преподавателю важно быть в хорошем

расположении духа каждый день! Несчастный, утонувший в заботах и

депрессии человек, никогда не воспитает счастливого ребёнка.

Однажды после концерта ко мне подошла родительница и сказала:

«Вы, наверное, очень счастливый человек». И я подтвердила: «Да, очень». И

счастье это – моя любимая работа и мой коллектив. Кто–то скажет:

«Обычный коллектив, каких в России – тысячи!» А я скажу, что необычный:

мы все разные, у каждого свои интересы, но все творческие и талантливые,

интересные люди. А ещё всегда и во всем мы помогаем друг другу. Это,

наверное, главное качество нашего коллектива, которое помогает нам во всех

наших достижениях и успехах. Я хочу и очень надеюсь, что педагоги,

которые сейчас работают в школе, будут ещё долго каждое утро спешить

сюда.

Мы не знаем, кем станет каждый из наших учеников в будущем,

главное для нас – дать им раскрыться в настоящем. Пусть многие из них не

будут музыкантами, выберут профессии далёкие от искусства, но всем им

придётся сочинять собственное произведение – симфонию, симфонию своей

жизни…



В раздел образования