Автор: Абросимова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО АГО "Ачитская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Ачит, Свердловская область
Наименование материала: Размышление-эссе
Тема: Размышление-эссе Педагогический коллектив - залог творческого успеха
Раздел: дополнительное образование
Абросимова Елена Анатольевна,
преподаватель МКУ ДО АГО «Ачитская ДШИ»
п. Ачит,
Свердловская область
РАЗМЫШЛЕНИЕ-ЭССЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСКОГО
УСПЕХА»
Мне хочется остановиться на самом важном, на мой взгляд, условии,
без чего не состоялось бы ни одно из начинаний и достижений Ачитской
детской школы искусств - без наличия единой, сплоченной команды: педагог
– ученик – руководитель-родитель.
Наш коллектив - это объединение многолетнего опыта и молодой
активности. Хорошие отношения, совместное принятие решений, готовность
помочь и умение радоваться достижениям коллег - это часть философии
нашей команды. Коллектив – это большая семья, где каждый человек – это
личность, которую мы уважаем, и всегда стараемся помочь, и это мы считаем
самым главным.
Конечно, не скрою, без конфликтов (недопониманий) не обходится,
однако важнее не то, как создалась кризисная ситуация, а как мы из неё
вышли. Уверена, практически любой конфликт можно разрешить по-
хорошему. Умение выйти из проблемной ситуации достойно - стоит
репутации, тем более что за этим иногда наблюдают дети, и берут в свой
багаж общения с людьми.
Качества хорошего педагога во все времена были и остаются
неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему
предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную
ответственность за успехи тех, кому преподаёшь.
Возможно над словом «успехи» усмехнутся мудрые преподаватели
элитных музыкальных школ. Да, существует разница и очень большая между
школой в маленьком городке и школой в областном центре.
Мы работаем с детьми, которые бы не прошли отбор в эти школы по
своим данным. Но к искусству нужно приобщать всех, как бы избито это не
звучало. И мы уверенно можем сказать – дети, занимающиеся в нашей
школе, разительно отличаются от своих сверстников, которые этого не
делают. Какая-то искра Божья в их глазах, даже в самом глухом троечнике.
Это потому, что он приобщается к прекрасному, он слушает музыку, которая
звучит из каждого класса (пусть эту музыку иногда играют двумя пальцами
его ровесники) и он счастлив от этого. А ещё он общается с замечательными
людьми нашей школы – как сотрудниками, так и преподавателями. Как
известно, большое начинается с малого.
Не открывая тайны, скажу: можно быть высокообразованным
человеком, применять современные технологии на уроке, но не быть при
этом настоящим педагогом, и чтобы этого не произошло, мы всегда помним
слова В.О. Ключевского - «Чтобы быть хорошим учителем, надо знать, что
преподаёшь и прежде всего, любить тех, кому преподаёшь». У детских
врачей есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки. Так и
учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о теплоте
своей души…
В современном обществе всё более ценится человек, способный и
готовый к самосовершенствованию, поиску новых знаний, имеющий
творческое видение мира. Однако ребёнок может мыслить творчески только
в том случае, если у него есть пример творческого, увлечённого педагога.
Важно чтобы учащиеся видели, прежде всего, своего педагога, играющего,
поющего и выступающего на концертных площадках, и мы стараемся
соответствовать этому.
Главный смысл педагогической деятельности состоит в том, чтобы в
творческой деятельности создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным
образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить
ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация
успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего
движения личности.
Чтобы создавать ситуации успеха для учеников своего класса,
необходимо в первую очередь начать с себя и ответить на вопрос: успешна
ли я сама? Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать
только «счастливый». Если продолжить мысль, можно сказать и так: «Успех
ученику может создать тот учитель, который сам переживает радость
успеха».
Мы считаем себя успешными - и с радостью идём на работу.
Позитивно относясь к жизни, стараемся находить в себе лучшие,
благородные чувства и передавать их своим воспитанникам, побуждать их к
самосовершенствованию.
Настоящий педагог должен быть Человеком с богатым внутренним
миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный
возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью,
выстраивающий отношения учитель – ученик, как отношения: Личность
(учитель) - Личность (ученик).
Какой бы пост ни занимал человек, какими бы правами и
обязанностями он ни обладал, если он видит в окружающих только
исполнителей его воли, только безликих «винтиков», то он никогда не
достигнет тех высот в своих делах, которые сопряжены с творчеством, с
высокими движениями души. Если же в окружающих Личность (учитель)
видит Личности (учеников), признавая их неповторимость, уважая их мысли,
чувства, право на свободу выбора, он признаёт тем самым их равенство, их
право на сотрудничество.
Разговоры о том, чтобы учитель понимал ученика, всего лишь
половина «правды». Нужна и обратная связь, чтобы ученик понимал
состояние учителя. Ни в коем случае не надо скупиться на выражение своих
эмоций, чувств. Как полезно в доверительном, душевном разговоре,
вспомнить случай из своей жизни, пошутить - всё это должно быть
естественным, не надо бояться этого. Если существует односторонний
эмоциональный контакт, то это начало индивидуального подхода к ребенку,
а двусторонний контакт – это уже подход личностный, способный внушить
ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других
единственных и неповторимых.
Чем лучше контакт между преподавателем и обучающимся, тем
выше результат их деятельности. Находясь на уроке, дети, прежде всего,
высоко ценят в преподавателе умение быть вежливым и корректным,
искренним и незлопамятным. Часто нам приходится щадить самолюбие
учеников, сочувствовать им. Дети достаточно быстро умеют оценивать
преподавателя. Они замечают, деликатен ли он, насколько его
требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со
своими коллегами и родителями. Поэтому огромное значение имеет
педагогический такт, опирающийся на высокую внутреннюю культуру и
душевные качества.
Действенность педагогического такта зависит от знания биографии
ребенка, его домашних условий, психологических особенностей. Дети очень
чутко реагируют на манеру общения, тон и интонацию преподавателя. Если с
младшим школьником предпочтительнее мягкость, доброжелательность,
тёплая шутка, сочетающаяся с требовательностью, то к подростку
необходимо проявлять больше доверия.
Вот несколько наших коллективных педагогическое кредо по
отношению к детям: «Ребёнок должен учиться на успехе!»; «Все дети
талантливы!»; «Ребёнок хорош, иногда плох его поступок!»; «В каждом
ребёнке - чудо, ожидай его!»; «Учиться победно!». Этот девиз строится на
пяти «Т» - Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность, Талант.
Наше коллективное педагогическое кредо по отношению к себе
складывается из трех постулатов, которые можно начать словами: Мы
уверены, Мы стремимся, Мы мечтаем.
Мы уверены в правильности выбранного пути. Мы стремимся: не
запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а
руководить; не управлять, а соуправлять; не ограничивать, а предоставлять
свободу выбора. Мы мечтаем, что занятия в детской школе искусств оставят
в душах детей яркие, светлые воспоминания, которые станут опорой в жизни,
что встреча с искусством благотворно повлияет на детские души, вдохнув в
них любовь, добро, красоту.
Ещё один девиз нашей школы - преподавателю важно быть в хорошем
расположении духа каждый день! Несчастный, утонувший в заботах и
депрессии человек, никогда не воспитает счастливого ребёнка.
Однажды после концерта ко мне подошла родительница и сказала:
«Вы, наверное, очень счастливый человек». И я подтвердила: «Да, очень». И
счастье это – моя любимая работа и мой коллектив. Кто–то скажет:
«Обычный коллектив, каких в России – тысячи!» А я скажу, что необычный:
мы все разные, у каждого свои интересы, но все творческие и талантливые,
интересные люди. А ещё всегда и во всем мы помогаем друг другу. Это,
наверное, главное качество нашего коллектива, которое помогает нам во всех
наших достижениях и успехах. Я хочу и очень надеюсь, что педагоги,
которые сейчас работают в школе, будут ещё долго каждое утро спешить
сюда.
Мы не знаем, кем станет каждый из наших учеников в будущем,
главное для нас – дать им раскрыться в настоящем. Пусть многие из них не
будут музыкантами, выберут профессии далёкие от искусства, но всем им
придётся сочинять собственное произведение – симфонию, симфонию своей
жизни…