Автор: Пимахова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОЧУ "Детский сад ЮНЭК"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Музыка, как средство экологического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Музыка, как средство экологического воспитания дошкольников.
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни
человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать
воспитывать как можно раньше.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных
ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне
любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.
Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не
менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит
отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства –
это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).
Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На
помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие
человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.
Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа,
человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе.
Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора
Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи? - Я улавливаю их на лоне
природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями,
которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют,
пока не встанут предо мной в виде нот”.
Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико.
Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее
развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к
преобразованию окружающего мира.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного.
Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть
прекрасное в окружающем нас мире.
Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:
1.
Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;
2.
использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной
деятельности.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает
большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем
вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического
воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне,
это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека,
который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед
будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек –
часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях
заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать.
И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более
успешное и продуктивное воспитание.
Формы работы с детьми.
1.Слушание.
Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко
воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую
тему. Педагог предлагает обратить внимание на поведение насекомых, на повадки
домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим
этапом педагог предлагает обсудить как композитор передал данный образ или явление
природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем
гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем
совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф.
Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем
пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за
окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.
Говорим о временах года и слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс»
Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года», «Времена года» П. И. Чайковского,
звуки природы и голоса животных, птиц.
Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен
в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает
о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка». Но, наряду с произведениями
классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения, написанные
детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная
осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про
жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил
радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием
поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые
можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня
Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского
"Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").
2. Игроритмика.
Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в
деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их
повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную
полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут
экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка
помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и
свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.
Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество,
но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в
лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.
3.Музыкально-дидактические игры.
Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка
является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской
деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное
светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об
окружающем мире».
Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому
пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать.
Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт
детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а
игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий
мир.
4.Экологические праздники и развлечения.
Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и
развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных
персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу,
благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не
только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные
экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес,
рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают
от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает
детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших
зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.
Ощутить полной грудью красоту родной природы, слиться с ней поможет народная
музыка: народная песня, танец, хоровод.
Народные традиции, фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки
разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение
к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве
хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек-
природа».
Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.
Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания
разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими,
положительными чувствами, которые вносит музыка. Над этой педагогической
проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания
планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой
опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с
ней.
Закончить хотелось бы следующими словами:
Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет
солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и
муравью, и человеку. Забота Природы.
Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок -
Много потратится сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!