Напоминание

Музыка, как средство экологического воспитания дошкольников


Автор: Пимахова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОЧУ "Детский сад ЮНЭК"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: статья
Тема: Музыка, как средство экологического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыка, как средство экологического воспитания дошкольников.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни

человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать

воспитывать как можно раньше.

Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных

ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне

любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не

менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит

отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства –

это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На

помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие

человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.

Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа,

человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе.

Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора

Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи? - Я улавливаю их на лоне

природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями,

которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют,

пока не встанут предо мной в виде нот”.

Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико.

Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее

развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к

преобразованию окружающего мира.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного.

Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть

прекрасное в окружающем нас мире.

Экологическое воспитание дошкольников будет успешным, если:

1.

Вводить музыкальные произведения на занятиях по экологическому воспитанию;

2.

использовать на занятиях по экологическому воспитанию разные виды музыкальной

деятельности.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает

большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем

вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического

воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне,

это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека,

который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед

будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек –

часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях

заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать.

И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более

успешное и продуктивное воспитание.

Формы работы с детьми.

1.Слушание.

Природа музыкальна: пение птиц, журчание воды, шум леса, всё это так легко

воспринимают дошкольники с помощью музыкальных произведений на экологическую

тему. Педагог предлагает обратить внимание на поведение насекомых, на повадки

домашних животных, птиц, и тут же послушать соответствующую музыку. Следующим

этапом педагог предлагает обсудить как композитор передал данный образ или явление

природы с помощью музыкальных выразительных средств. Например, рассматриваем

гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко, наблюдаем

совместно с детьми за дворовой собачкой и воробьем, сидящем на ветке слушаем пьесу Ф.

Лемарка «Пудель и птичка»; наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем

пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за

окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др.

Говорим о временах года и слушаем произведения Фридерика Шопена «Весенний вальс»

Антонио Вивальди «Зима», «Лето», «Времена года», «Времена года» П. И. Чайковского,

звуки природы и голоса животных, птиц.

Раздел «Слушание музыки» (экологически ориентированный) очень хорошо представлен

в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», в теме III «Музыка рассказывает

о животных и птицах», и IV - «Природа и музыка». Но, наряду с произведениями

классической музыки, нужно включать в слушание детей произведения, написанные

детскими композиторами и произведения для детей: песни Т.Морозовой «Разноцветная

осень», «Воробушек», «Весна-красна», «Дождик», песни Варламова «Оленёнок», «Про

жирафа», «Черепаха», «Лето», песни М. Парцхаладзе «Плаксы-сосульки», «Кто построил

радугу», «Море-море», «Про кита». Дети не только любят их слушать, но с удовольствием

поют эти песни. В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые

можно использовать в музыкально-экологическом развитии детей, например - песня

Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского

"Непогода" (муз. к к/ф "Мэри Поппинс, до свидания!").

2. Игроритмика.

Также дети очень любят игроритмику, в которой они то «путешествуют» к бабушке в

деревню, где они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их

повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, то они отправляются на лесную

полянку, где превращаются в муравья, ёжика, волка, или спешат в зоопарк, где живут

экзотические животные – львы, носороги, обезьяны. Тщательно подобранная музыка

помогает детям «примерить» на себя тот или иной образ, ощутить себя то диким и

свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой, зайцем, медведем.

Пластические этюды развивают у детей не только музыкально-двигательное творчество,

но и формируют представление о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в

лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

3.Музыкально-дидактические игры.

Одним из средств формирования экологической и музыкальной культуры ребенка

является музыкально- дидактическая игра. Игра является важным видом детской

деятельности и имеет большое значение для формирования творческой личности.

Известный советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное

светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об

окружающем мире».

Ценность музыкально- дидактических игр в том, что они не только доступны детскому

пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать.

Воспитывая у ребенка творческую активность, мы опираемся на жизненный опыт

детей, на его представления об окружающей природе, на явления, происходящие в ней, а

игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий

мир.

4.Экологические праздники и развлечения.

Особая роль отводится, конечно, музыкальным экологическим праздникам и

развлечениям. Дети очень любят их, с интересом ожидают прихода сказочных

персонажей. Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу,

благоприятствующую развитию эколого-эстетических качеств. На празднике мы не

только исполняем песни, танцы, стихи, отгадываем загадки, но и решаем насущные

экологические проблемы - Старичок-Лесовичок, прежде чем пригласить ребят в лес,

рассказывает им - как же нужно в лесу себя вести, Кикимора вместе с ребятами очищают

от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, Леший рассказывает

детям о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших

зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.

Ощутить полной грудью красоту родной природы, слиться с ней поможет народная

музыка: народная песня, танец, хоровод.

Народные традиции, фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки

разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение

к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве

хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек-

природа».

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания

разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими,

положительными чувствами, которые вносит музыка. Над этой педагогической

проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания

планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой

опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с

ней.

Закончить хотелось бы следующими словами:

Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет

солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и

муравью, и человеку. Забота Природы.

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок -

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!



В раздел образования