Автор: Покровская Мария Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Терехвская ООШ"
Населённый пункт: с. Терехово, Старооскольского г/о Белгородской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Игры на сплочение детского коллектива. Работа школьного медиатора
Раздел: начальное образование
Игры на сплочение детского коллектива. Работа школьного медиатора
Основой деятельности Школьной службы примирения является работа
с разного типа конфликтами. Эти конфликты возникают чаще всего
в
пределах самой школы между участниками образовательного процесса. Мы
прекрасно понимаем, что основным воспитывающим фактором была и
остается семья, и то, что ребенок воспринял в семье как норму, будет
переноситься им в жизнь школьного коллектива. Вот здесь и начинаются
разного рода и степени конфликты.
Очень важно Школьной службе примирения совместно с классными
руководителями буквально с первых месяцев появления ребенка в школе
организовывать работу по сплочению детского коллектива. Комфортная
атмосфера в коллективе является почвой как для личностного развития
ребенка, так и одним из факторов успешного обучения.
Особенностью детей младшего школьного возраста является наглядно-
образное мышление и преобладание игровой деятельности. Через игру
ребенок примеряет на себя социальные роли, а также включается в систему
социальных отношений. На первой ступени обучения особое значение имеет
дидактическая игра. Важно отметить, что главным мотивом дидактических
игр является не манипуляция с предметами, а общение, взаимодействие
детей.
В 1 классе коллектив только зарождается. Задача взрослых –
познакомить детей, помочь установить коммуникативные связи. Во 2 классе
формируются основы коллектива. Вот здесь и может быть заложена почва,
первые основы, для благоприятного разрешения конфликтных ситуаций во
время всего периода нахождения ребенка в школе. Игры во 2 классе
направлены
на
формирование
общих
правил
поведения
в
коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение
конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.
В 3 классе происходит сплочение коллектива. Ребенок осознает свою
индивидуальность с одной стороны, а с другой – готов к совместной
деятельности.
На
этом
этапе
предпочтительны
игры,
которые
дают
возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать
значимость
его
деятельности
для
всего
класса,
подталкивают
детей
объединяться в группы для достижения поставленных целей, проявлять
поддержку друг другу.
4 класс – сформировавшийся коллектив. Здесь мы наблюдаем актив,
руководящий жизнью класс, детей с лидерскими качествами. Члены
коллектива
проявляют
интерес
к
социально
значимой
деятельности,
способны давать оценку поведения одноклассников, принимать общую
ответственность. Нужно помнить, что в 5 классе дети выходят из-под крыла
«мамы-наседки», классного руководителя, которая наблюдала своими глазами
всё происходящее и фактически координировала всю деятельность класса в
течение
дня.
Рекомендуются
игры
обучающие
выполнению
роли
организатора, взаимопониманию, умению координировать свои поступки,
выбирать
вариант действий, согласовывать общий способ действий.
Содержание игр уже должно обретать практическую направленность.
Игры-знакомства
Игра «Мяч по кругу»
Все сидят/стоят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и
кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему
мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у
каждого, только один раз.
Игра «Клубочек»
Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего
другому, ребенок называет своё имя (более сложный вариант – имя и увлечение). После
того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек
сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить
клубочка. Тот, кто начал игру должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла
нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.
Игра «Перемена мест»
Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом
водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно
назвать их по именам.
Игра «Паровоз»
Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я -
паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет своё имя, «паровоз» повторяет. Важно
повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился,
присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не
присоединятся друг к другу. Можно «прокатиться» всем вместе и стать на свои места.
Игра «Я знаю 5 имен»
Дети встают в круг, поочередно ударяя мячом в пол, говорят: «Я знаю 5 имен моих
друзей: Света – раз, Лена- Два, Вова – три…», и передают мяч следующему участнику.
Подводим к выводу – как замечательно иметь много друзей
Игры на сплочение
Игра «Подари движение»
Цель - снятие психоэмоционального напряжения, развитие общительности.
Участники встают в круг. Звучит музыка. Водящий, выбранный с помощью считалки,
начинает танец. Он выполняет однотипные движения 15 – 20 секунд. Остальные
повторяют эти движения. Затем водящий прикасается рукой к кому-либо из танцующих.
Он становится следующим водящим. Игра продолжается.
Игра «По грибы»
Нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб,
но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая
замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить
детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.
Игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут
«скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы
— это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном
порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку,
который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем
участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения. После игры обсудить
случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке. В ходе обсуждения могут
быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе.
Игра «Остров конфликтов»
развивать умение находить выход из конфликтных или близких к конфликтным
ситуаций, используя невербальные и вербальные способы
Детям сообщается, что они попали на остров конфликтов. «Ребята, мы должны помочь
жителям этого острова. Они постоянно ссорятся, не умеют правильно общаться, не умеют
находить выход из трудных ситуаций.
Варианты:
-Девочка разбила мамину любимую вазу
-Мальчик порезал палец
-Ребенок упал в лужу в новых брюках
-Девочка потеряла новую куклу
-Мальчик не дает свою машинку другим детям поиграть
-Девочка постоянно толкается
-Девочка требует купить игрушку
-Человек требует пропустить его
-Ребенку порвали книгу
- Мальчик спрятал чужую игрушку и т.д
Игра «Мост»
Эта игра-соревнование двух команд. На полу определяется место для моста. Мост-
полоса шириной около 0,5 метра и длинной 3-5 метра. Команды становятся по обеим
сторонам моста. Задача состоит в том, чтобы, не оступившись, друг за другом перебраться
на другую сторону моста, в тот же момент как противоположная сторона будет двигаться
навстречу с таким же намерением. Какая команда переберется быстрее?
Игры на сотрудничество
Игра «Сиамские близнецы».
Распределиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу,
обняться.
Ноги,
которые
находятся рядом,
следует скрепить веревочкой.
После
«близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д.
Вариант игры — скрепить у пары учеников руки и предложить что-то нарисовать или
написать.
Игра «Магнит»
Люди стоят в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один
выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает
«притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея»
присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором
люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение группы к человеку
«магниту».
Игра «Кольцо»
Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо.
Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно.
Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
«Палочка»
Команда садится в круг и начинает передавать по кругу какой-то предмет, зажав его
различными частями тела, меняя их. При падении игра начинается сначала.
Игра «Острова»
У каждого есть свой «остров» – газета. Периодически наступает «выходной», и все
гуляют по своей территории. Ведущий «отбирает» по несколько островов, жители должны
искать себе другой остров. В заключение идет обсуждение: как вас приняли на другом
острове, не оттолкнули ли, пригласили ли сами и т.п.
Обязательно стоит обратить внимание на тех, кому не предлагали присоединиться на
другом острове. Сумейте корректно перейти к подобным ситуациям в жизни: не чаще ли
мы готовы оказывать помощь, поддержку тем, кто нам нравится, кто нам симпатичен, и не
способны ли мы «не замечать» проблем тех, кого относится к «гадким утятам» и т.п.
Игра «Молекулы»
Цель:
научить
не
бояться
общения,
быстро
ориентироваться,
находить
единомышленников.
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и
представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны
соединяться
и
образовывать
молекулы,
которые
представляют
собой
достаточно
устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и
начнете
беспорядочное
движение
в
пространстве».
По
моему
сигналу
(сигнал
оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову.
Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в
пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись,
некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы.
Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п. Во время игры все
участники беспорядочно двигаются по игровому полю, а руководитель каждые 1–2
минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три». Это значит, что все
участники должны образовать группы из трёх человек. Игра заканчивается тогда, когда
больше нет вариантов цифр.
Игра «Молекулы-2»
Цель: учить детей образовать группы.
Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее
дается задание: составить слово; составить пример; составить рецепт борща и т.д.
Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои
действия, чтобы восстановить правильную последовательность
Игра «Импульс»
Цель: учить самоконтролю, взаимопониманию.
Дети становятся кругом, держась за руки (по командам). Водящий пожимает соседу
руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое
импульс вернется к тому, кто его посылал. Необходимо добиться максимальной скорости
передачи рукопожатия. Побеждает та, команда кто быстрее и правильнее передаст сигнал.
Игра «Урожай»
Цель:
развитие умения замечать эмоциональное состояние других людей и в
соответствии с ним строить общение.
Выбирается один «фермер», а все остальные участники – «урожай». Вся «морковка»
собирается в кучу, крепко держась друг за друга. Задача «фермера» - «выкопать»
(выдернуть) весь «урожай», а «морковка» нужно не отдавать собратьев в руки «фермера».
Фермеру дается задание, если он даст правильный ответ, то одна «морковка»
выдёргивается, и он тоже становится «фермером» и помогает первому «фермеру». Игра
заканчивается, как только «выкапывается» весь «урожай».
Оборудование: задания на карточках/интерактивной доске
Игра «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей доверия к сверстникам, навыка работать сообща.
Участники разбиваются на пары, где есть ведомый – «турист» и ведущий – «компас».
Каждому «туристу» (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи)
завязывают глаза. Необходимо пройти все игровое поле выполняя задания, вперед и назад,
при этом "турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. «Компас»
движением своих рук помогает «туристу» держать направление, избегая препятствий —
других туристов с компасами. Каждый ведущий «компас» в начале получает карточку с
направлением, к какому месту надо подойти, чтобы найти следующую карточку с
заданием. Каждый ведомый «турист» снимает повязку, выполняет задание, данный ответ
записывает на листочке, после того как ответ был записан, получают следующее
направление, «турист» снова завязывает глаза, и ведущий «компас» ведет его к
следующему месту. После того, как они прошли вместе все места, записали ответы,
возвращаются обратно к своим местам, потом показывают/рассказывают, что у них
получилось.
Оборудование: повязка, карточки с заданиями.
Игры на выявление лидера
Позиции лидера в игре:
наблюдатель (предложил и устранился),
организатор,
ведущий, участник. Можно выступать в нескольких ролях. Независимо от позиции - всегда
активен (например, при проявлении асоциального поведения)
Игра «Кто быстрее?»
Все играющие делятся на команды. Команда выполняет задание быстро и четко.
Обычно после начала выполнения задания выявляются лидеры в каждой группе.
Постройтесь, используя всех игроков команды: квадрат; треугольник; круг; ромб;
угол; букву; птичий косяк.
Построиться в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги.
Игра «Напиши зверя»
Цель – у всех должен оказаться один и тот же зверь (объяснить это после первого
круга). Каждый пишет на бумажке название животного так, чтобы другие не видели. Затем
все по очереди читают свои слова. После этого, не общаясь друг с другом, еще раз
написать какое-нибудь животное.
Игра «Веревочка»
Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было
образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участников игры). Ребята встают
в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание:
Сейчас всем необходимо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку,
построить треугольник (еще можно строить квадрат, звезду, шестиугольник). Сначала
возникнет пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из ребят предлагает какой-то
вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым
номерам, и затем руководит действиями. Обычно эти функции берут на себя лидеры.
Игра «Таинственный незнакомец»
Ведущий загадывает кого-то из участников игры и предлагает всем подсказки (говоря
или записывая их) об этом загаданном участнике. Ведущий предлагает подсказки от лица
Таинственного незнакомца. Например, «У меня голубые глаза», «У меня светлые волосы»,
«Я умею играть на гитаре» (они могут быть в виде рисуночных ребусов). Подсказки
должны быть четкими и однозначными. Когда ведущий сказал все подсказки, он должен
спросить: «Кто я?» Задача играющих – отгадать, кого загадал ведущий. Если играющие не
отгадали загаданного ребенка, то ведущий еще раз проговаривает все подсказки и просит
Таинственного незнакомца встать. Предлагая незнакомцу встать, ведущий должен
смотреть прямо в глаза загаданному ребенку.
Игра «Правда и ложь»
Все играющие садятся в круг. Каждый участник по очереди должен представиться, а
затем сказать о себе три факта, два из которых были бы правдой и один – ложью.
Остальные должны попробовать отличить одно от другого. Начинает ведущий, показывая
на своем примере, что речь не должна идти о чем-то поверхностном.
Игры с лидерами.
Игра «Телеграмма»
На листе бумаги пишется любое короткое слово, состоящее из 4-6 букв. Каждая
команда должна составить текст телеграммы, чтобы каждое следующее слово начиналось
с очередной буквы в заданном слове. Например, из слова КРОТ надо составить текст
телеграммы: первое слово на букву «К»- Кузьмин, второе слово – на «Р» – ревет, третье –
на «О» - отдайте, четвертое на «Т» – тушенку. Надо, чтобы получилась законченная мысль.
Игра «Песни»
Соревнования любителей песни. Ведущий начинает песню, поет или говорит один
куплет другой песни, без паузы между ними. Условие: все последующие куплеты должны
содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни. Как только игроки одной команды
закончили петь первый куплет, следующую песню без паузы подхватывают игроки другой
команды.
Игра «На что, похоже?»
Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и записывает его название на листок.
Команды по очереди говорят по 3 слова, на что этот предмет похож. Они не знают, что
задумано, и говорят наугад: велосипед, попугай… Ведущий показывает, что там у него
записано. Яйцо! Теперь начинается самое интересное. Надо назвать свое сравнение.
Например: «Яйцо, как и велосипед, катится», или «В яйце сидит маленький попугайчик,
похожий на попугая».
Игра «Художник»
Приглашаются по 1 человеку от каждой команды. Им дается задание внимательно
посмотреть на игроков своей команды, затем повернуться спиной к участникам игры и
«нарисовать», т.е. дать словесный портрет, одного из своих коллег. Команда должна
угадать о ком идет речь. Побеждает та команда, «художник» которой использовал больше
красок и которая угадала о ком идет речь.
Конечно, игр много - копилку нужно пополнять и расширять. Выбирать те, которые в
первую очередь понятны и приемлемы самому взрослому – классному руководителю,
медиатору, а также нужно ориентироваться на конкретный коллектив, проводить анализ
проделанной
работы,
искать
эффективные
и
разнообразные
инструменты
по
предупреждению конфликтов в школе.