Напоминание

Сущность понятия "управление", "процесс управления"


Автор: Динмухаметова Гульзана Герсовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 73 г.Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Сущность понятия "управление", "процесс управления"
Раздел: начальное образование





Назад





Сущность понятия «управление», «процесс управления»
В научной литературе существуют различные определения понятия «управления». Понятие управление Г.В. Атаманчук определяет, как целеполагающее, созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры [1]. Существуют семь функций управления. К ним относят аксиологическую, методологическую, цивилизационную, проективную, инструментальную, познавательную и социогенетическую функции. Разделением управленческой деятельности характеризуются функциональные подсистемы по исполнению соответствующих определенных и специальных управленческих функций. Процесс управления понимаетсякак деятельность субъекта управления по согласованию общей работы для достижения целей организации (Э. Деминг). Существуют три стороны понятия процесса управления: содержания; организации; процедуроосуществления (технологии управления) [5]. С содержательной стороны процесс управления можно охарактеризовать как целенаправленное воздействие на состояние элементов, которые образуют систему управления. Этот процесс выражает нераздельность частичных процессов: социальных, технических, экономических и др., который выполняет аппарат управления в установленных пространственных и временных пределах применительно к уровням управления и конкретным объектам.
Организационная сторона процесса управления обозначает очередность его протекания во времени и пространстве, характеризуемую циклом управления. Сторона осуществляющая процедуру включает: определение целей и реализация функций управления. Существенная значимость в данном аспекте относится разделению процесса управления согласно её уровням и компонентам. А. Файолю раскрывает процесс управления с содержательной стороны, где содержание процесса управления подразделяется на: методологическое, функциональное, экономическое, организационное и социальное содержание. При этом методологический процесс управления подразумевает акцентирование определенных этапов, отражающих общие особенности трудовой деятельности человека и специфические деятельности управления. Очередность качественного видоизменения работ в управленческом процессе характеризуют этапы, представляя собой ступени внутреннего развития воздействия в осуществлении его действий [5]. Управленческий процесс по М. Хаммеру нужно начинать с постановки цели воздействия. В случае если данная процедура является сознательно исполняемым процессом, то нужно начинать с объяснения, установления и постановки цели воздействия [2]. Состояние управляемой системы, оцениваемой относительно цели является ситуация. Под ней было бы ошибочно осознавать только отступление от программы или конфликтные случаи работы. Управление нужно осуществлять независимо от существования отклонения или его отсутствия. Всегда существует ситуация, т.е. состояние системы не может соответствовать цели [3].
Обычно, различие ситуации от цели, содержит множество противоречий. Акт влияния нужен с целью разрешения данных противоречий, с целью приближения положения системы к цели. Однако это вероятно только в том случае, если находится основное противоречие, решение которого поведёт за собой решение абсолютно всех других. Ведущим противоречием цели и ситуации является проблема, для разрешения которой нужно направление воздействия. Без управленческого решения невозможно определение проблемы [5]. Управленческим решением является обнаружение путей решения проблемы и организационная деятельность по о суще ствлению постановления в системе управления. Завершающим стадией управления процесса считается, его объединение с процессом производства [5]. О.С. Виханский и А.И. Наумова считают, что функциональное содержание процесса управления выражается в широкой последовательности и предпочтительности осуществления главных функций управления. Этапами процесса управления являются: планирование, организация, мотивация, контроль. По данным этапам осуществляется руководство. Процесс управления владеет особыми свойствами, которые отображают его характерные черты. Рассмотрим подробно свойства процесса управления по М. Хаммеру Первым является свойство изменчивости, постоянно измененяемое по его направленности, проблематике, характеру исполнения. Оно выражается в динамичности взаимодействия разных этапов и операций. переходя с одной ступени системы управления на другую. Тем самым осуществляя разные взаимодействии органов управления. Второе свойство устойчивости, которое выражается в появлении в процессе управления и следующем закреплении каналов реализации. Они
формируют о снову системы управления, закрепляющуюся в организационных актах и служащих систематизирующим условием процесса руководства. В следствии чему, образовывается система управления, изображающая собою комплекс установившихся взаимосвязей процесса управления между осуществляющими звеньями. Процессу управления присуще также свойство, которое отражает его непрерываемость процесса управления. Оно проявляется различным образом в зависимости от уровня управления, особенностей процесса управления. Дополняющим и противостоящим свойству непрерывности является дискретность. Которая проявляется в своих внутренних особенностях, Процесс управления происходит неравномерно. По началу накапливает возможности влияния при определении цели, оценивании ситуации, постановки проблемы, затем превращается в импульс активной организационной работы на стадии решения. Оно выражает специфику управленческой деятельности и не отвергает необходимость равномерного рабочего ритма. Т.е. оно требует ритмичной работы аппарата управления. Обязательную последовательность этапов осуществления процесса управления характеризует свойство последовательности. Каждый этап играет большую роль в эффективности управления и является обязательным. Следующим свойством является цикличность. Переходом управляемой системы в новое состояние заканчивается каждый акт воздействия. Здесь появляется необходимость в выборе новой цели управления или коррекции и изменения прежней цели, которой нужен новый акт воздействия для её достижения. Исполняется новый цикл и заново повторяется процесс управления [6].
По содержанию, особенностям и свойствам процессу управления требуется установленная очередность операций и их совокупности. Данные операции отличаются стадиями процесса управления [4]. Переход к определённым группам операций в отсутствии учёта их лучшей однородности либо различия стадии отображает стадия процесса управления/ Характеризующих начальные операции процесса управления, трудоёмкость снижающихся согласно уточнения формулировки цели воздействия, начинается с выявления цели воздействия, целеполагания. Одновременно проводится информационная работа, потому что без довольно объёмной информации тяжело правильно выразить цель воздействия. Представляем структуру этапов и стадий процесса управления. Таблица 1 Структура этапов и стадий процесса управления п/п № Этапы и стадии Состав операций 1 Целеполагание Определение целей Формулирование цели Постановка цели Корректировка цели 2 Информационная работа Накопление информации Хранение информации Поиск информации Первоначальная обработка Передача информации 3 Аналитическая работа Оценка параметров Расчет показателей Графирование Анализ 4 Выбор варианта действий (разработка и обоснованное решение) Нахождение вариантов действий Определение критериев выбора Сопоставление вариантов Выбор методов управления Организационное оформление решения Принятие решения 5 Организационно практическая работа Доведение решения до исполнителей Разъяснение и уточнение решения
Распределение заданий Наделение полномочий Контроль исполнения Итак, в качестве выводов отметим следующее: управление –это процесс управления - Библиографический список 1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: учебник./ Г.В. Атаманчук – М.: Издательство «Омега Л», 2010. 2. Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 492 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. 3. Мартыненко Н.М. Основы менеджмента: [Учебник] / Н.М. Мартыненко.- К .: Каравелла,2008. - 496 с. 4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: [пер. с англ.] / М.Х. Мыскина,М. Альберт, Ф. Хедоури - М .: Дело, 2000. - 704 с. 5. Потемкин, В.К. Управление персоналом: учеб. для студ. вузов, специализирующихся на менеджменте организации, экономики труда и упр. персоналом / В.К.Потемкин. - М.: Питер, 2010. - 426 с. 6. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. ОСНОВЫ МЕНЕДЖ- МЕНТА: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.


В раздел образования