Автор: Марина Николаевна Семухина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ № 24
Населённый пункт: Ленинградская область Кировский район село Путилово
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: "Парциальная несформированность ВПФ у детей"
Раздел: дошкольное образование
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете
«Парциальная несформированность ВПФ у детей"
Специалисты используют термин «парциальная несформированность
ВПФ»
для характеристики неравномерности развития, какой-либо стороны
психической деятельности. Проще говоря, есть части («порции») головного
мозга, имеющие определенную незрелость, что отражается на уровне развития
ребенка или сложности коммуникации с внешней средой, а в последствии и на
школьной успеваемости. Главное, что нужно понимать и педагогам, и
родителям, это то, что чаще всего парциальная несформированность -
проявление клинического диагноза, т.е. ребенок имеет особенности развития
нервной системы.
Самые частые признаки парциальной несформированности – это:
Неразвитая речь;
Снижение работоспособности, психомоторная расторможенность;
Низкий уровень познавательной активности;
Неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания,
снижение его объема;
Снижение объема памяти, преобладание кратковременной механической,
нежели смысловой;
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
наглядно-образное и словесно-логическое;
Незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность
произвольного компонента речи.
В этой категории выделяется три вида. Подобное «разведение» этих
категорий отражает специфику проблем детей и определяет приоритетное
направление коррекционной работы.
Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной
несформированностью регуляторного компонента.
Для нее характерны:
Импульсивность;
Двигательная и часто речевая расторможенность;
Трудности произвольности в деятельности (когда самому интересно –
делает легко; а когда «надо» — волевой компонент не может обеспечить
сосредоточение);
Преобладание игровых интересов над познавательными;
При достаточно жестком контроле со стороны взрослого способны к
выполнению познавательных задач;
Могут наблюдаться трудности понимания сложных речевых оборотов.
Коррекция: Развивающая и коррекционная работа с этой категорией детей в
первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной
регуляции деятельности и функции программирования и контроля.
Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для детей с учетом имеющихся особенностей.
Коррекция и формирование функций программирования в деятельности,
самоконтроля, саморегуляции;
Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии
ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски
нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и
асоциального поведения.
Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и
вербально-логического компонента. В эту группу попадает большинство так
называемых «речевых» детей, у которых стоят диагнозы: «ЗРР», «ОНР»,
«СНР», «ТНР», «дисфазия развития», «алалия». Для данного нарушения
характерны:
Низкая речевая активность, специфика речи;
Нарушения звукопроизношения;
Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;
Моторная неловкость, диспраксия;
В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит
другое слово);
Часто – трудности формирования пространственно-временных
представлений;
Тревожность, неуверенность в себе;
Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;
Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость,
неустоявшийся выбор ведущей руки);
Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания
желудочно-кишечного тракта, дыхательные.
Все познавательные психические процессы наших детей, восприятие,
память, внимание, воображение, мышление имеют качественное
своеобразие.
Мышление. У детей обнаруживается недостаточный объем сведений об
окружающем мире, о свойствах предметов, возникают трудности в
установлении причинно-следственных связей, они с трудом овладевают
анализом, синтезом, сравнением.
Воображение. Для детей характерна быстрая истощаемость процессов
воображения,
отмечается
использование
штампов
в
работе,
однообразность. Детям требуется значительно больше времени для
включения в работу, творческое воображение не развито.
Внимание.
Дети
быстро
устают
в
процессе
деятельности,
продуктивность,
темп
быстро
падают.
Дошкольники
испытывают
трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств
в решении различных задач. Делают ошибки на протяжении всей работы.
Распределение внимания между речью и практическим действием для
детей с ТНР оказывается трудной, порой невыполнимой задачей. Дети
очень часто отвлекаются. Все виды контроля за своими действиями часто
являются несформированными или значительно нарушенными.
Память. Психологические исследования показывают,что у детей с ТНР
имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти, дети с трудом
вспоминают и воспроизводят словестный материал, плохо запоминают
тексты, у них значительно снижена слуховая память и продуктивность
запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто
забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и
меняют последовательность.
Восприятие.
Нарушение
восприятия
отмечается
у
всех
детей
с
нарушением речи. По данным многих авторов, несформированность
восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к
речевым нарушениям. У детей нарушено целостное восприятие, они не
могут
сложить
разрезную
картинку,
с
трудом
выполняют
конструирование
по
образцу,
характерным
является
неточное
расположение деталей в рисунке либо фигуры в пространстве. Дети
испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами. У
детей нарушено восприятие собственной схемы тела. Формирование
представлений о правой и левой руке, о частях лица, тела происходит
позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.
У детей нарушено формирование пространственных представлений.
Понятия: спереди. сзади, вверху, внизу дети осваивают только в ходе
специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и
наречий,
отражающих
пространственные
отношения.
Дошкольники
имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса, обнаруживают
трудности в назывании букв.
Моторка. У детей наблюдается недостаточная координация движений во
всех видах моторики: общей, мимической, мелкой, и артикуляционной. У
дошкольников страдает точность и полнота выполнения движений. При
сохранных
непроизвольных
движениях
отмечается
появление
содружественных
движений
при
попытке
выполнить
произвольные
движения (участие мышц лба, щеки или губ).
Коррекция:
Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для детей с учетом имеющихся особенностей;
Подключение учителя - логопеда, педагога-психолога, дефектолог на
длительный срок (на несколько лет, включая и начальную школу);
Коррекция должна включать формирование пространственно-временных
представлений и развитие межполушарных связей;
При позднем начале коррекции (обычно уже в школьном возрасте –
дефектолог (т.к. вторично страдает мышление);
Прогноз: при
ранней
и
грамотно
выстроенной
коррекции
достаточно
благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем
начале мероприятий): риск формирования эмоциональных нарушений, проблем
в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск
развития дислексии и дисграфии.
Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.
Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант,
промежуточный между парциальной несформированностью ВПФ и тотальным
недоразвитием Для таких детей характерна несформированность даже простых
форм логического мышления:
Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;
Низкая активность, низкая работоспособность;
На фоне утомления — проявления импульсивности;
Недостаточная сформированность операций мышления;
Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического
слуха;
В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;
Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;
Могут быть протестные формы поведения;
Несформированность пространственных представлений;
Трудности понимания сложных речевых конструкций.
В школьном возрасте дети привыкают к неуспехам и у них начинает
формироваться
компенсация,
т.е.
или
заниженная
самооценка,
тревожность, либо протестные формы поведения.
Коррекция:
Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для детей с учетом имеющихся особенностей.
Повышение
уровня
общей
активности
и
продуктивной
работоспособности;
Занятия с дефектологом.
Коррекционная школа;
Занятия
по
формированию
регуляторного
компонента
психики
и
пространственных представлений.
Все указанные факторы, несомненно. отрицательным образом сказываются
на познавательном развитии детей. При несоблюдении рекомендаций и
позднем начале мероприятий, вполне возможна девиация развития в сторону
тотального недоразвития, часто осложненного личностной дисгармонией и
нарушениями поведения. В школьном возрасте дети привыкают к неуспехам и
у них начинает формироваться компенсация, т.е. или заниженная самооценка,
тревожность, либо протестные формы поведения. При этом помимо нарастания
проблем
обучения,
будет
резко
сужаться
сфера
интересов
ребенка
и
формироваться
дивиантное
и
ассоциальное
поведение.
Поэтому,
коррекционные
мероприятия,
проводимые
всеми
участниками
образовательного процесса (воспитателями, специалистами, должны быть
направлены на создание необходимых условий для развития всех компонентов
речевой,
познавательной
и
коммуникативной
деятельности
детей
в
соответствии с их индивидуальными особенностями. Такая «коррекционная
нагрузка» на ребенка возможна лишь в той ситуации, когда работа всех
педагогов
и
специалистов
не
будет
непомерно
«НАГРУЗОЧНОЙ»,
а
согласованной. Если все замечания относительно особенностей оказания
коррекционной помощи детям будут учтены, то можно ожидать невысокую, но
положительную динамику развития ребенка в целом.