Напоминание

"Парциальная несформированность ВПФ у детей"


Автор: Марина Николаевна Семухина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ № 24
Населённый пункт: Ленинградская область Кировский район село Путилово
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: "Парциальная несформированность ВПФ у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление педагога-психолога на педагогическом совете

«Парциальная несформированность ВПФ у детей"

Специалисты используют термин «парциальная несформированность

ВПФ»

для характеристики неравномерности развития, какой-либо стороны

психической деятельности. Проще говоря, есть части («порции») головного

мозга, имеющие определенную незрелость, что отражается на уровне развития

ребенка или сложности коммуникации с внешней средой, а в последствии и на

школьной успеваемости. Главное, что нужно понимать и педагогам, и

родителям, это то, что чаще всего парциальная несформированность -

проявление клинического диагноза, т.е. ребенок имеет особенности развития

нервной системы.

Самые частые признаки парциальной несформированности – это:

Неразвитая речь;

Снижение работоспособности, психомоторная расторможенность;

Низкий уровень познавательной активности;

Неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания,

снижение его объема;

Снижение объема памяти, преобладание кратковременной механической,

нежели смысловой;

Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем

наглядно-образное и словесно-логическое;

Незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность

произвольного компонента речи.

В этой категории выделяется три вида. Подобное «разведение» этих

категорий отражает специфику проблем детей и определяет приоритетное

направление коррекционной работы.

Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной

несформированностью регуляторного компонента.

Для нее характерны:

Импульсивность;

Двигательная и часто речевая расторможенность;

Трудности произвольности в деятельности (когда самому интересно –

делает легко; а когда «надо» — волевой компонент не может обеспечить

сосредоточение);

Преобладание игровых интересов над познавательными;

При достаточно жестком контроле со стороны взрослого способны к

выполнению познавательных задач;

Могут наблюдаться трудности понимания сложных речевых оборотов.

Коррекция: Развивающая и коррекционная работа с этой категорией детей в

первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной

регуляции деятельности и функции программирования и контроля.

Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного

образования для детей с учетом имеющихся особенностей.

Коррекция и формирование функций программирования в деятельности,

самоконтроля, саморегуляции;

Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии

ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски

нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и

асоциального поведения.

Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и

вербально-логического компонента. В эту группу попадает большинство так

называемых «речевых» детей, у которых стоят диагнозы: «ЗРР», «ОНР»,

«СНР», «ТНР», «дисфазия развития», «алалия». Для данного нарушения

характерны:

Низкая речевая активность, специфика речи;

Нарушения звукопроизношения;

Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;

Моторная неловкость, диспраксия;

В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит

другое слово);

Часто – трудности формирования пространственно-временных

представлений;

Тревожность, неуверенность в себе;

Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;

Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость,

неустоявшийся выбор ведущей руки);

Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания

желудочно-кишечного тракта, дыхательные.

Все познавательные психические процессы наших детей, восприятие,

память, внимание, воображение, мышление имеют качественное

своеобразие.

Мышление. У детей обнаруживается недостаточный объем сведений об

окружающем мире, о свойствах предметов, возникают трудности в

установлении причинно-следственных связей, они с трудом овладевают

анализом, синтезом, сравнением.

Воображение. Для детей характерна быстрая истощаемость процессов

воображения,

отмечается

использование

штампов

в

работе,

однообразность. Детям требуется значительно больше времени для

включения в работу, творческое воображение не развито.

Внимание.

Дети

быстро

устают

в

процессе

деятельности,

продуктивность,

темп

быстро

падают.

Дошкольники

испытывают

трудности при планировании своих действий, поиске способов и средств

в решении различных задач. Делают ошибки на протяжении всей работы.

Распределение внимания между речью и практическим действием для

детей с ТНР оказывается трудной, порой невыполнимой задачей. Дети

очень часто отвлекаются. Все виды контроля за своими действиями часто

являются несформированными или значительно нарушенными.

Память. Психологические исследования показывают,что у детей с ТНР

имеются недостатки в развитии их непроизвольной памяти, дети с трудом

вспоминают и воспроизводят словестный материал, плохо запоминают

тексты, у них значительно снижена слуховая память и продуктивность

запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто

забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и

меняют последовательность.

Восприятие.

Нарушение

восприятия

отмечается

у

всех

детей

с

нарушением речи. По данным многих авторов, несформированность

восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к

речевым нарушениям. У детей нарушено целостное восприятие, они не

могут

сложить

разрезную

картинку,

с

трудом

выполняют

конструирование

по

образцу,

характерным

является

неточное

расположение деталей в рисунке либо фигуры в пространстве. Дети

испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами. У

детей нарушено восприятие собственной схемы тела. Формирование

представлений о правой и левой руке, о частях лица, тела происходит

позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.

У детей нарушено формирование пространственных представлений.

Понятия: спереди. сзади, вверху, внизу дети осваивают только в ходе

специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и

наречий,

отражающих

пространственные

отношения.

Дошкольники

имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса, обнаруживают

трудности в назывании букв.

Моторка. У детей наблюдается недостаточная координация движений во

всех видах моторики: общей, мимической, мелкой, и артикуляционной. У

дошкольников страдает точность и полнота выполнения движений. При

сохранных

непроизвольных

движениях

отмечается

появление

содружественных

движений

при

попытке

выполнить

произвольные

движения (участие мышц лба, щеки или губ).

Коррекция:

Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного

образования для детей с учетом имеющихся особенностей;

Подключение учителя - логопеда, педагога-психолога, дефектолог на

длительный срок (на несколько лет, включая и начальную школу);

Коррекция должна включать формирование пространственно-временных

представлений и развитие межполушарных связей;

При позднем начале коррекции (обычно уже в школьном возрасте –

дефектолог (т.к. вторично страдает мышление);

Прогноз: при

ранней

и

грамотно

выстроенной

коррекции

достаточно

благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем

начале мероприятий): риск формирования эмоциональных нарушений, проблем

в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск

развития дислексии и дисграфии.

Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант,

промежуточный между парциальной несформированностью ВПФ и тотальным

недоразвитием Для таких детей характерна несформированность даже простых

форм логического мышления:

Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;

Низкая активность, низкая работоспособность;

На фоне утомления — проявления импульсивности;

Недостаточная сформированность операций мышления;

Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического

слуха;

В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;

Трудности с концентрацией внимания и слабая память;

Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;

Могут быть протестные формы поведения;

Несформированность пространственных представлений;

Трудности понимания сложных речевых конструкций.

В школьном возрасте дети привыкают к неуспехам и у них начинает

формироваться

компенсация,

т.е.

или

заниженная

самооценка,

тревожность, либо протестные формы поведения.

Коррекция:

Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного

образования для детей с учетом имеющихся особенностей.

Повышение

уровня

общей

активности

и

продуктивной

работоспособности;

Занятия с дефектологом.

Коррекционная школа;

Занятия

по

формированию

регуляторного

компонента

психики

и

пространственных представлений.

Все указанные факторы, несомненно. отрицательным образом сказываются

на познавательном развитии детей. При несоблюдении рекомендаций и

позднем начале мероприятий, вполне возможна девиация развития в сторону

тотального недоразвития, часто осложненного личностной дисгармонией и

нарушениями поведения. В школьном возрасте дети привыкают к неуспехам и

у них начинает формироваться компенсация, т.е. или заниженная самооценка,

тревожность, либо протестные формы поведения. При этом помимо нарастания

проблем

обучения,

будет

резко

сужаться

сфера

интересов

ребенка

и

формироваться

дивиантное

и

ассоциальное

поведение.

Поэтому,

коррекционные

мероприятия,

проводимые

всеми

участниками

образовательного процесса (воспитателями, специалистами, должны быть

направлены на создание необходимых условий для развития всех компонентов

речевой,

познавательной

и

коммуникативной

деятельности

детей

в

соответствии с их индивидуальными особенностями. Такая «коррекционная

нагрузка» на ребенка возможна лишь в той ситуации, когда работа всех

педагогов

и

специалистов

не

будет

непомерно

«НАГРУЗОЧНОЙ»,

а

согласованной. Если все замечания относительно особенностей оказания

коррекционной помощи детям будут учтены, то можно ожидать невысокую, но

положительную динамику развития ребенка в целом.



В раздел образования