Автор: Панкратова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦССВ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Геометрические фигуры"
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
для детей 3-4 лет «Геометрические фигуры»
Воспитатель: Панкратова Е.А.
Москва 2022г.
Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
для детей 3-4 лет «Геометрические фигуры»
Интеграция
образовательных областей:
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие».
Виды
детской
деятельности:
игровая,
познавательно-исследовательская,
речевая,
коммуникативная, двигательная.
Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)
Задачи:
Образовательные: закреплять
навыки
узнавания
геометрических
фигур,
закрепить
соотнесение основных цветов, умение называть основные цвета: синий, красный, жёлтый и
зеленый,сформировать способность к сравниванию геометрических фигур по цвету и по
форме, величине.Сформировать умение находить предметы, обладающие общим признаком
и находить лишние.
Развивающие: слуховое и зрительное внимание, мышление, произвольное внимание,
концентрацию,, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные: сформировать способность к самоконтролю, усидчивость, трудолюбие,
создать положительный эмоциональный фон.
Демонстрационный материал: вырезанные из картона фигуры разных цветов (круги,
квадраты, треугольники),2 вырезанных из картона ёжика, один большой, а другой
маленький, объемная игрушка ёж.
Раздаточный материал: вырезанные из картона или цветной бумаги фигуры (круги,
квадраты, треугольники) .
Предварительная работа: рисование "Геометрическое печенье"; индивидуальная работа по
закреплению приёмов обследования формы (обведение пальцем контура фигуры), чтение
стихов о геометрических фигурах, загадывание загадок.
Структура занятия:
Вводная часть (3мин)
Цель: настроить на выполнение задания.
Основная часть (15 мин)
Цель : реализация программного содержания.
Анализ: (2мин)
Планируемые результаты: Дети имеют представления о геометрических фигурах;
сравнивают геометрические фигуры по цвету, величине, форме); умеют находить предметы,
которые обладают общим признаком и могут найти лишнее; общаются в диалоге со
взрослым;
знакомы
с
малыми
фольклорными
формами
(загадками);
эмоционально
откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям; принимают
игровую задачу;
Ход образовательного занятия
1.
Вводная часть:
В:-Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу: Кто-то к нам сюда бежит, кто-ток нам
сюда спешит!
-Кто к нам придет, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Фыркает, когда сердит
Весь колючками покрыт
С головы до ножек
Зверёк этот
(Ёжик)
Ё: (радостно): - Здравствуйте! Посмотрите принёс вкусное печенье (Дает корзину
воспитателю.
В: - Спасибо тебе, Ёжик! (заглядываем в неё). : "Это же не печенье! Это геометрические
фигуры" Ёжик, ты не знал?
Ё: (огорчённо): - Нет, не знал. А какие геометрические фигуры?
Основная часть:
В: - Чтобы Ёжик всё понял и запомнил, ребята, давайте вспомним, как называются эти
фигуры и назовем их цвета, (дети поочередно называют фигуры и их цвета)
Ё:Молодцы, спасибо ребята! . Если это не печенье, что же нам делать с геометрическими
фигурами?
В: Ёжик не расстраивайся, мы сейчас с детьми тебе покажем какие есть интересные игры с
геометрическими фигурами, тогда мы с тобой поиграем в одну очень интересную игру, а
называется она «Путаница». Сейчас я перемешаю все фигуры, а вы найдите и отдайте мне
все зеленые треугольники. (дети находят зеленые треугольники и отдают их воспитателю)
Хорошо, теперь, ребята, найдите все синие круги, а потом жёлтые квадраты (воспитатель
поочередно называет все фигуры и их цвета, дети находят нужные) Посмотрите, какие
фигуры остались и назови их цвета . Молодцы, у вас очень хорошо получилось!
Физкультминутка
Колючий Ёжик потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Головою повертел
Пофыркал и присел
Руки в стороны развел
И тихонечко пошёл
В:- Вы большие молодцы! У меня есть для вас еще одна интересная игра. Она называется
«Найди лишнее». Сейчас я расставлю фигуры в ряд, а вы постарайтесь найти лишнюю и
объясните, почему лишняя именно она. Воспитатель выкладывает на столе ряд из трех
фигур (сначала фигура является лишней по форме (напр. 2 желтых квадрата и 1
жёлтыйтреугольник), затем по цвету (напр. 2 зеленых треугольника круга и 1 синий) и по
величине ( 2 маленьких синих круга и 1 большойсиний круг)Дети должны не только указать
на лишнюю фигуру, но и развернуто объяснить свой выбор)
В: Ктото хнычет.( Появляется 2 ёжика, один больше другой меньше).Это братики нашего
ежика.
Ё: Нам холодно . мы из леса пришли,
В: Да, осень ветер дует, давайте с вами подуем как ветерок (дыхательная гимнастика)
Я подую высоко, руки поднять вверх
Я подую низко, руки опустить вниз
Я подую далеко, руки вытянуть перед собой
Я подую близко. руки положить на грудь
В:Ребята, а давайте ёжикам из леса построим домики.(воспитатель предлагает 2 квадрата,
1 из них больше другой меньше и 2 треугольника, 1 больше, другой меньше)
В: Для первого ёжика вы какой дом построили (дети : большой ), а для второго (дети:
маленький)
3. Заключительный этап:
Ребята, с какими фигурами мы сегодня познакомили Ёжика?( воспитатель указывает на
каждую последовательно, дети перечисляют фигуры)
- Мы с Ёжиком играли в интересные игры. Какая игра понравилась вам больше всего? Какое
задание было самым трудным? Молодцы, вы справились! Мы весело провели время! Мы
тебя ждем в следующий раз. До свидания ёжик!
Использованная литература
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп.
и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.
Васильевой, Т.С. Комаровой.
И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений.
Младшие группы »
Е.В.Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». Методическое пособие.
Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников //
Дошкольное воспитание, 1993.
Самоанализ итоговой НОД «Геометрические фигуры»
Тема: «Геометрические фигуры
Количество детей: 1
Воспитатель: Панкратова Е.А
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен в соответствии с
задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту
ребенка.
Форма организации: индивидуальная
Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)
Задачи:
Образовательные: закреплять
навыки
узнавания
геометрических
фигур,
закрепить
соотнесение основных цветов, умение называть основные цвета: синий, красный, жёлтый и
зеленый, сформировать способность к сравниванию геометрических фигур по цвету и по
форме, величине. Сформировать умение находить предметы, обладающие общим признаком
и находить лишние.
Развивающие: слуховое и зрительное внимание, мышление, произвольное внимание,
концентрацию,, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные: сформировать способность к самоконтролю, усидчивость, трудолюбие,
создать положительный эмоциональный фон.
Оборудование: , полоски белой бумаги, коробочка, альбомны
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Для реализации каждой задачи я подбирала приёмы, помогающие решить в интересной и
занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия я подбирала
наглядные пособия, которые стимулировали и активировали ребенка к мыслительной
деятельности. Я в ходе занятия ребенку предлагала разнообразные виды деятельности:
познавательная, социально- коммуникативная, продуктивная, игровая.
Затруднение у ребенка вызвала игра «Какая фигура пропала?»
В дальнейшем с детьми запланирована работа по развитию внимания.
Я использовала приемы, предусматривающие быструю смену деятельности. Отгадывание
загадки , физкультминутка, дыхательная гимнастика.
Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были выполнены.