Напоминание

Нетрадиционные направления в изобразительном искусстве XIX-XX в.


Автор: Канистратенко Лилия Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым "Школа №28 имени героев Эльтигена"
Населённый пункт: КРЫМ РЕСПУБЛИКА, КЕРЧЬ
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные направления в изобразительном искусстве XIX-XX в.
Раздел: среднее образование





Назад




Нетрадиционные направления в изобразительном искусстве

XIX-XX в.

Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее

возможности, но и

заставило отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука

пересмотрела большую часть «бесспорных» истин. Достижения прошлого казались

бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром,

словно в первобытные времена. Не случайно огромную популярность в ХХ в.

приобрело примитивное и доисторическое искусство.

Появляется новое течение модернизм. Модернизм включает в себя следующие

направления: модерн, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм,

фовизм, кубизм, сюрреализм…

1. Модерн – художественное направление в искусстве конца 19 – начала 20 века.

Модернизмом называли авангардные течения, отрицавшие реализм как ограничение

творчества определенными рамками и утверждавшие принципиально иные ценности,

устремленные в будущее.

Модерн проявился в рекламах, афишах, фотографиях, цветном стекле витражей,

книжных иллюстрациях, предметах быта (мебель, посуда, ткани).

2.Фовизм

Анри Матисс - признанный классик искусства двадцатого столетия,

родоначальник фовизма. На протяжении всей своей жизни он создавал произведения,

поражавшие всех своей яркостью и щедрой красочностью. Красоту окружающего

мира художник раскрывал при помощи чистых красочных пятен, контрастных, но

гармонично уравновешенных, наполненных солнечным светом.

1

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца

XIX — начала XX века.

Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на

осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти,

и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les

fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета,

«дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как

название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного

эпитета.

А. Матисс «Красные рыбки». В центре картины красные рыбки. Цвета: красный,

зелёный, фиолетовый.

«Танец» - движение людей, динамичность, пластика.

2

«Музыка» - статичность (нет движений).

3. Кубизм

Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, график, театральный художник,

керамист и дизайнер.

Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором

трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино

плоскостей.

Периоды в творчестве

Голубой период – мрачные картины (потеря, горечь). «Старый еврей с мальчиком»,

«Трапеза слепого»

Розовый период (использует тёплые тона, тема цирка). Серия картин, посвящённых

комедиантам

3

«Девочка на шаре» - атлет и девочка; контраст хрупкого и крупного.

От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу

формы: сознательная деформация и деструкция натуры («Авиньонские девицы»,

1907), односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской

скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком,

которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма —

художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-

познавательную функцию искусства.

«Герни

́

ка» — картина, написанная в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской

Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Тема

картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка

Герники, произошедшая незадолго до этого, а также ужас испанской революции

(1931-1939 годов) и Гражданской войны в Испании. Автор использует геометрические

сегменты (искажённые лица, страдающие угловатые формы, миндалевидные глаза.

Образ лошади, корриды – символ Испании).

4.Сюрреализм.

4

Дали Сальвадор Дали - испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.

Один из самых известных представителей сюрреализма. Сюрреализм - направление в

искусстве XX века. Дословно переводится как «сверхреальность», направление

сформировалось в начале 20 века.

«Сюрреализм – это я» - говорил он.

Сюрреали

́

зм — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во

Франции. Отличается использованием парадоксальных сочетаний форм. Основателем

и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Основное понятие

сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты

предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов.

Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию

они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным

инструментом освобождения. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под

воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь

глубин своего подсознания.

Дали возлагал большие надежды на силу сна, поэтому принимался за холст

сразу же после пробуждения, когда мозг ещё полностью не освободился от образов

бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать.

Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его

времени. Его картины не обошли таких тем, как гражданские войны, атомная бомба и

нацизм, католическая вера и наука. И почти обо всем он высказывал что-то

немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. И этот

вызов был не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Дали

действительно был сюрреалистом до «мозга костей». В сюрреалистические образы

превращалось все, что он делал или говорил.

Картина Сальвадор Дали Сон Год создания 1937 Холст, масло

Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека — Сальвадор

Дали

5

Загадка Гитлера — Сальвадор Дали

Выход импрессионизма за пределы нормативной эстетики и представлений о

предмете искусства уже ощущается в этой характеристике. Неслучайно Крамской

заметил в 1875 г.: "Вам небезызвестно то странное явление, что вещь, возбуждавшая

хорошие отзывы там, в Париже, за границей, совсем не вызывает того же впечатления

в России. Отчего это?"

Русский критик В. Стасов, не принявший французское новшество, подчеркивал,

что импрессионисты "забыли и человека, и его душу".

Импрессионизм в лице его наиболее яркого представителя Клода Моне (1840-

1926) освобождался от классицистических форм восприятия действительности и,

отказываясь полностью от историко-культурного опыта визуально-логического

постижения реальности, вводил крайне субъективное переживание света и

пространства.

Концепция мира, предполагавшая, что облик его стабилен и постоянен, была

отброшена, как устаревшее и мимолетное впечатление.

6

Фиксация едва уловимого движения становится целью художника. Зрение

превращается в единственный способ художественного восприятия, а цвет становится

единственным формообразующим началом.

Пространственная среда, с ее глубиной и бесконечностью у романтиков,

заменяется импрессионистами на "внешнюю видимость предметов, теряющих свои

контуры в потоке света и воздуха. Натурализм импрессионистами был доведен до

крайности, фиксация любого предмета на полотне ради решения "зрительных" задач

низвела, например, жанр пейзажа Моне до уровня цветоведческих упражнений.

Последней попыткой XIX столетия создать целостный эстетический миф и

реализовать его в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве,

живописи и сценографии стал стиль модерн, искусственно созданный в 1886-1914 гг.

Модерн отличается эклектизмом, но исторические формы искусства

ориентированы на развитие в будущем и должны были привести к стирано граней

между элитарным и массовым искусством.

Конец XIX века подвел итог художественным и мировоззренческим исканиям

всего нового времени, шел мучительный процесс самоопределения искусства и его

художественной природы.

Модерн на рубеже XIX - XX вв. имел "значение этапа, завершающего

грандиозный развития европейской культуры, начавшийся еще в античности.

Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического

опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности

и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере,

порождена явлениями упадка, кризиса системы научных, эстетических и этических

ценностей.

Однако несомненно и другое - это искусство создало предпосылки, обусловившие

радикальные изменения в мировой художественной культуре XX века.

7



В раздел образования