Автор: Скляр Елена Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 г. Георгиевска
Населённый пункт: г. Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: "Интеграция знаний на уроках физической культуры посредством межпредметных связей"
Раздел: среднее образование
Интеграция знаний на уроках физической культуры
посредством межпредметных связей
Автор: Скляр Елена Николаевна,
учитель физической культуры
МБОУ гимназии №2 г. Георгиевска
Вопросы повышения интереса к нашему предмету, осознанность усвоения
специальных знаний, умений и навыков по физической культуре тесно
связаны с интеграцией знаний, осуществлением межпредметных связей.
Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая
естественные взаимопроникновения процессов и явлений окружающего
мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются
диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение
переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Я хочу
рассказать на примере организации изучения двигательной активности
человека, как могут реализовываться межпредметные связи. Проблема
двигательной активности сформулирована как учебная проблема «Движение
и здоровье». Носит она комплексный характер и включает в себя ряд
взаимосвязанных аспектов:
естественнонаучный, который раскрывает анатомо-физиологические
основы двигательной активности человека, обосновывает ее влияние на
работоспособность всех систем и органов, включая нервную систему и
умственную деятельность, показывает мировоззренческое значение
знаний о движении в живой природе (отражен в программах по
природоведению, физике, биологии, особенно по разделу биологии
«Человек и его здоровье»);
гигиенический, раскрывающий основы гигиены опорно-двигательной
системы
организма
человека,
включающий
правила
гигиены
и
тренировки,
медицинские
сведения
о
заболеваниях
человека,
обусловленных гиподинамией, об их предупреждении, о мерах первой
помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
(отражен в программах по природоведению, начальной военной
подготовке, биологии);
практический,
вырабатывающий
у
учащихся
умения
выполнять
комплексы физических упражнений для развития скелета и мышц, для
укрепления их силы и выносливости, знакомящий с двигательным
режимом для разных возрастных групп, формирующий двигательные
умения и навыки с учетом особенностей развития организма девочек и
мальчиков,
а
также
развивающий
потребность
в
двигательной
активности (отражен в программах по физической культуре);
трудовой,
показывающий
роль
физического
труда
в
развитии
человеческого организма, в укреплении здоровья и обеспечении
двигательной активности, демонстрирующий значение двигательной
активности и сохранения трудоспособности человека, в повышении
работоспособности в условиях умственного труда, обеспечивающий
включение учащихся в трудовую деятельность, дающий обоснование
гигиены и физиологии труда (частично представлен в программе по
разделу биологии «Человек и его здоровье», требует связей с трудовым
обучением и изучением курса «Этика и психология семейной жизни»);
эстетический, раскрывающий связь между двигательной активностью и
красотой фигуры человека, грацией, эстетикой движений, осанкой
человека и его здоровьем (отражен в основном в программах по
изобразительному искусству);
педагогический,
заключенный
в
раскрытии
взаимосвязей
между
двигательной активностью и физическим, гигиеническим и трудовым
воспитанием, самовоспитанием подростков, в формировании у них
потребностей в двигательной активности и умении соблюдать личную
и общественную гигиену (представлен в программе по физической
культуре, разделу биологии «Человек и его здоровье»).
С разминки и кросса начинается интегрированный урок биологии и
физической культуры, где учащиеся должны повторить ранее изученный
материал о типах мышечной ткани, строении и механизме сокращения
мышц.
Уже в начале урока ребята отвечают на вопросы учителя биологии: «Какие
виды мышечной ткани вам известны?», «Каковы особенности их строения и
расположения в организме?», «Какие функции они выполняют?», «Чем
обусловлена согласованная деятельность мышц-сгибателей и разгибателей?»,
«Какие мышцы имеют особенно большое значение для трудовых движений
человека?» Этими вопросами учитель подводит учащихся к выводу о
значении тренировки мышц. Вместе с учителем ребята познают следующие
сведения.
Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови,
чем во время покоя. Чем большую работу совершают мышечные волокна,
тем больше питательных веществ и кислорода приносит в них кровь. При
регулярной физической работе, занятиях физической культурой и спортом
мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится
сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Мышечная
работа сопровождается изменениями в деятельности сердечно-сосудистой
системы и системы органов дыхания. Ткани получают больше кислорода,
биохимические реакции в клетках ускоряются, активнее протекает обмен
веществ. Физические упражнения оказывают благотворное влияние на весь
организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным
выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней
среды.
После уточнения этих вопросов учащиеся приступают к упражнениям, в
которых задействованы различные группы мышц. На уроке необходимо
выяснить,
что
является
источником
энергии,
определить
величины
индивидуальной нагрузки на развитие утомления. С этой целью был
выполнен следующий вид работы.
Последовательное сгибание руки с гантелями разной массы (1, 3, 5 кг) с
одной и той же скоростью. В каждом случае надо сосчитать число движений,
отметить время наступления утомления (в сек.) и вычислить проделанную
работу (в Дж.). Полученные данные внести в таблицу, где кроме трех
вышеуказанных параметров отмечают также нагрузку (в кг) и путь руки (в
м). С помощью этой таблицы учащиеся определяют индивидуальные объемы
нагрузки и периоды наступления утомления. В конце урока учащиеся
приходят к таким выводам. При длительной физической работе без отдыха
постепенно уменьшается работоспособность мышц. Временное снижение
работоспособности,
наступающее
по
мере
выполнения,
называют
утомлением. После отдыха работоспособность мышц восстанавливается. При
выполнении ритмических упражнений утомление наступает позднее, так как
в промежутках между сокращениями работоспособность мышц частично
восстанавливается.
Работоспособность
мышц
зависит
и
от
величины
нагрузки: чем больше нагрузка, тем больше развивается утомление.
Работоспособность восстанавливается в условиях активного отдыха. Ритм —
выгодный способ работы, он делает движения точными, ритмичность в
работе — показатель квалификации специалиста.
Так интегрирование знаний по биологии помогает учителям физической
культуры активно и целенаправленно влиять на осознанность занятий
физической
культурой,
экспериментально
показать
учащимся,
что
физическим трудом, физическими упражнениями, спортивными играми
нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку.
Без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в
футбол, хоккей, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут
принести вред неокрепшему организму.