Автор: Рекунова Светлана Дмитриевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Театральные игры как основа актерского искусства
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр развития творчества»
Методическая разработка занятия
по теме: «Театральные игры как основа актерского искусства»
Автор: Рекунова Светлана Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
г. Черногорск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Театральная
игра
–
это
самый
распространенный
вид
детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую
свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы и действия.
Дети младшего школьного возраста, особенно дети 8-10 лет находятся
на стадии такого возрастного периода, который называется «жизнь после
детства». Им сложно смириться с потерей детской безмятежности и
беспечности,
с
потерей
всеобъемлющей
любвеобильности,
мучиться
неведомым
ранее
недовольством
собой.
Поэтому
часто
возникает
парадоксальная защитная реакция: «Я не ребенок! Не надо мне как
маленькому! Часто дети этого возраста не умиляются детством, а наоборот,
относятся к нему непримиримо.
Очевидная помощь в этот период – игровой тренинг! В этом тренинге
они познают себя и других, учатся общаться, начинают распознавать эмоции,
получают навыки разнообразного воздействия на партнера, учатся думать и
быть самим собой, что им особенно в этот период нужно.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы
и
способности
ребенка;
способствуют
общему
развитию;
проявлению
любознательности, стремления
к
познанию нового, усвоению
новой
информации
и
новых
способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности,
проявлению
общего
интеллекта, эмоций, при проигрывании ролей.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим
интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Учат замечать и
оценивать
свои
и
чужие
промахи.
Дети
становятся
более
раскрепощенными, общительными; они учат четко формулировать свои
мысли и излагать их публично и познавать окружающий мир.
Занятие по теме: «Театральные игры» рассчитано для обучающихся от 8 – 10
лет.
Форма проведения – занятие – игра.
Цель занятия: освоение умений и навыков актерского мастерства через
театральные игры.
Возраст детей – 8-10 лет.
Оборудование для педагога:
музыкальная колонка;
фонограммы со звуками;
театральный реквизит.
Оборудование для детей:
Стулья для творческого полукруга.
Цель:
Развитие
творческих
способностей
у
обучающихся
через
театральную игру.
Задачи:
Ознакомиться с видами театральных игр;
формировать способности к импровизации;
развивать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного
расслабления;
развивать умения взаимодействовать с партнёром;
формировать навыки дружного коллектива.
Ход занятия:
Вводная часть:
1. Организационная часть. Приветствие – 5 минут.
Сядем в творческий полукруг и создадим творческую атмосферу. А
теперь по алфавиту, по росту, по годам рождения. Сели снова как сидели
первый раз. Молодцы!
Игра – упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте».
Педагог здоровается с ребятами, проявляя различные эмоциональные
состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность,
злорадство, вопрос, доброжелательность. Дети повторяют,
пытаясь, как
можно
точнее
передать
заданную
эмоцию.
Вопрос: что такое эмоции? Ответы детей (внешнее проявление чувства,
переживания).
Задание: прислушайтесь к себе, какую эмоцию вы испытываете на данный
момент, придя на занятие. Педагог делает вывод, с каким настроение дети
пришли на занятие.
2 Часть. Разминка – 10 минут.
1. Традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика:
1. Трубочка-улыбочка.
2. Чистим зубы.
3. Маляр.
4. Футбол в щечки.
5. Жало-лопатка.
6. Лошадка.
Разминка для всего тела:
Упражнения для снятия мышечных зажимов:
1. Камень-желе.
2. Танец веселых человечков.
3. Разбились на творческие пары. Игра «Скульптор» лепим скульптуру
по очереди: один «скульптор», другой «глина. Даём название своей
скульптуре. Поменялись. Всё. Сели.
3 часть. Теоретическая. Объявление темы занятия – 5 минут.
Тема нашего занятия «Театральная игра как основа актерского мастерства».
Это очень непростая, но удивительно интересная тема.
Что
вы
уже
знаете
о
театральных
играх?
Ответы
детей.
Правильно, театральная игра – это наиболее доступный и интересный для
ребенка способ выражения эмоций, впечатлений. В театрализованных играх
игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большее значение, так
как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых
действий.
Театральные игры развивают воображение, фантазию, память, чувство
коллективизма.
Театральные игры бывают нескольких видов:
1. Предметные. С использованием кукл, игрушек.
2. Игры-драматизации. В играх-драматизациях ребенок самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация,
мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли,
исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием.
3. Импровизационные.
Разыгрывание
сюжета
без
предварительной
подготовки.
В одних играх дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый
ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской
игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают
с помощью игрушек, озвучивая их роли.
4 Часть. Практическая – 25 минут.
«Хромая обезьяна»
Участники
удобно
располагаются
в
достаточно
тихой
комнате.
Ведущий говорит приблизительно следующее: "Сейчас я попрошу вас
выполнить одно психотехническое упражнение. Задание, которое я вам дам,
необходимо будет выполнять от моей команды "Начали!" до команды
"Стоп!". Если вы по какой-либо причине нарушите мою инструкцию,
подайте сигнал - хлопните в ладоши. (Ведущий хлопает в ладоши.) Итак,
если вы отвлеклись, обязательно хлопните и продолжайте работать. Все
понятно? Закройте глаза... Внимание, даю задание: не думать о хромой
обезьяне. Начали! (Проходит 30-120 секунд под "жидкие аплодисменты".)
Стоп!"
Анализ: Упражнение обычно проходит весело и вызывает смех и
эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия
напряжения. Многим кажется удивительным то, что невозможно по заказу не
думать о том, о чем не вспоминал несколько лет. Опыт показывает, что могут
быть найдены разные эффективные способы выполнения этого задания.
Часто участники приходят к выводу, что не думать о чем-то невозможно, а
лучше сосредоточиться на чем-нибудь другом.
«Окно»
Между детьми воображаемое окно с очень толстым стеклом, через
которое звуки не проходят. Один хочет что-то сказать товарищу. Каждому
надо заранее решить, что он собирается сообщать партнёру. Для этого он
может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле,
объяснять на пальцах. Партнёр должен его понять и ответить подобным же
образом.
«Чудесный мешочек»
Показываем мешочек, в котором лежат разные вещи. Обучающиеся по
очереди опускают руку в мешочек, вынимают первый попавший им в руки
предмет и со словами: «Это моя вещь!» сочиняют историю, как их вещь
попала
в
мешочек
руководителя.
Если
участник
был
убедителен,
руководитель дарит ему этот предмет. В мешочке могут быть: записная
книжка, мягкая игрушка, яблоко, луковица и т.д.
«Играем в Тома Сойера»
Руководитель зачитывает отрывок из «Тома Сойера» Марка Твена, тот,
где Тома заставили красить забор, и где он «продаёт» это право другим
ребятам. Распределяются роли. Вместо малярной кисти – кисти наших рук.
Красим забор… Текст – импровизационный.
«Фотография»
Ребята становятся в групповую фотографию. Их выстраивает один из
участников – фотограф. Выстроил, «сфотографировал», то есть запечатлел в
своей памяти и вышел из комнаты. Ребята сделали несколько изменений,
поменялись местами, сняли кофты и т.д. Фотограф вернулся, внимательно
всех осмотрел и всё вернул на место.
«Животные с других планет»
Педагог просит детей показать животных с других планет: ханурика
однорогого, сюсипусика гребешкового, манмарончика клыкастого, лямурика
длиннохвостого,
карабясика
игольчатого
и
т.д.
Воображение
ребят
безгранично, руководитель должен следить за тем, чтобы пластика, мимика,
звуки, издаваемые животными, соответствовали названию животного.
5 Часть. Подведение итогов - 5 минут.
Итак, мы познакомились на занятии с театральными играми. Какие
творческие способности мы с вами сегодня развивали? (ответы детей).
Вам понравилось играть?
Что оказалось самым трудным?
Что не вызвало трудности?
Домашнее задание: Придумать театральную игру на воображение.
Подведение
итогов
занятия,
высказывание
впечатлений
педагогом,
поощрение детей.
Список литературы
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры. – М., Просвещение, 2004.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.,
2005.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования 1-
4 классы. – М., Баласс, 2004.
4. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб, Прайм-
Еврознак, 2012.
5. Комарова Т.А. Театральное творчество младших школьников.
Сборник упражнений, заданий и игр. – г. Чатлык, 2015.