"Сказка – ценный материал для воспитания патриотизма"
Автор: Островская Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 112 "Золотая рыбка" Населённый пункт: город Вологда Наименование материала: статья Тема: "Сказка – ценный материал для воспитания патриотизма" Раздел: дошкольное образование
«Сказка – ценный материал для воспитания патриотизма»
МБДОУ №112 "Золотая рыбка" г. Вологда
Островская Ольга Николаевна (воспитатель)
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов является воспитание у
ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,
городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям.
Устное
народное
творчество,
родившееся
в
глубине
веков
и
передававшееся
из
уст
в
уста
от
одного
поколения
к
другому,
играет
огромную роль в воспитании патриотизма. Оно выражает мечту народа о
радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу
добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников
родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира.
Народ
шлифовал
ранее
созданные
произведения,
переделывал,
дополнял,
творил
новые
варианты
одного
и
того
же
сюжета:
сказки,
пословицы,
поговорки,
загадки.
При
всей
фантастичности
многих
сюжетов
русский
фольклор
глубоко
реалистичен
(типические
черты
воина,
крестьянина,
русского характера и пр.).
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие.
Произведения
устного
народного
творчества
не
только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.
Необходимо
широко
использовать
все
виды
фольклора
(сказки,
песенки,
пословицы,
поговорки,
хороводы
и
т.д.).
В
устном
народном
творчестве
как
нигде
сохранились
особенности
черт
русского
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представление
о
добре,
красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,
загадками,
пословицами,
сказками,
мы
тем
самым
приобщаем
их
к
общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово,
музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,
звучат
как
ласковый
говорок,
выражая
заботу,
нежность,
веру
в
благополучное
будущее.
В
пословицах
и
поговорках
метко
оцениваются
различные
жизненные
позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются
положительные
качества
людей.
Особое
место
в
произведениях
устного
народного
творчества
занимают
уважительное
отношение
к
труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Благодаря
этому,
фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, загадки, былины, легенды)
сказка
занимает
особое
место.
Издавна
считалась
она
не
только
самым
распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Русская
народная
сказка
проникнута
пафосом
гуманистических
и
патриотических идей, глубокой верой в победу добра и справедливости, в
чудодейственную силу высокой нравственности и героического подвига. В
сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за
правду и справедливость, любовь к родине.
1.
Герой
волшебной
сказки
–
мужественный,
бесстрашный.
Он
преодолевает
все
препятствия
на
своем
пути,
одерживает
победы,
завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как
Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и
молодца
Ивана-царевича.
На
это
обратил
в
свое
время
внимание
А.М.
Горький:
«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями,
всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».
2. Сказки воспитывают у ребенка любовь и привязанность к своей
семье, дому, отцу, матери.
В
этих
целях важно
рассмотреть
построение
диалогов
в
сказках
(например, «Царевна лягушка»), обратив внимание на чувство собственного
достоинства героев и вместе с тем особую деликатность, проявляющуюся в
разговоре сыновей с родителями:
— Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на Чудо-юдо, будем с
ним
биться
насмерть.
А
чтобы
вам
одним
не
тосковать,
пусть
с
вами
И в а н у ш к а
о с т а н е т с я :
м о л о д
е щ е ,
ч т о б
н а
б о й
и д т и .
— Нет, — говорит Иван (подчеркнем, что там, где он принимает важное
решение, его называют уже не Иванушкой, а Иваном), — не к лицу мне (что
значит «не к лицу»?) дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с Чудом-
юдом биться!
Нужно
обратить
внимание
на
использование
эпитетов
и
уменьшительно-ласкательных суффиксов (родимая матушка, батюшка).
Воспитание чувства патриотизма в русских народных сказках:
«Репка» - воспитывает чувства взаимопомощи, поддержки в семье.
«Теремок» - воспитывает дружелюбие, гостеприимство – характерные
черты для русского народа.
«Маша и медведь» - учит быть мудрыми, находчивыми, «маленькими,
да удаленькими».
«Гуси-лебеди»
-
воспитывает
любовь
к
родному
дому,
природе,
воспитывает желание быть добрыми, заботливыми и послушными.
«Жихарка» - еще раз доказывает, что русский человек, даже ребенок,
находчив, ловок.
3. Положительные герои русской народной сказки всегда находчивы и
смелы.
(Жихарка
–
маленький,
да
удаленький).
Дети
всегда
хотят
быть
похожими на таких героев, быть ловкими, находчивыми.
4. Волшебные сказки прославляют героические подвиги, радостный,
творческий труд, идеальное сочетание внутренней и внешней красоты героев.
Чувство гордости за свой народ
возникает, конечно, при знакомстве со
сказками былинного содержания (такими как, «Никита Кожемяка»).
5. Воспринятые маленькими детьми сказочные образы сохраняются и в
последующие годы жизни. Они помогают формировать идеальный образ
положительного героя, которому дети хотят подражать. Для мальчиков этот
герой
–
смелый,
ловкий,
мужественный,
трудолюбивый,
находчивый,
преодолевающий все препятствия. Для девочек идеалом красоты становится
добрая, красивая, мудрая, трудолюбивая, заботливая, ласковая девушка.
6.
Сказки,
загадки,
поговорки,
пословицы
–
устное
народное
творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости,
исключительные
образы
языка
народа,
тем
самым
формируют
у
детей
интерес и любовь к родному языку.
Таким образом, сказки передают от поколения к поколению основные
нравственные
ценности:
добро,
дружбу,
взаимопомощь,
трудолюбие.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе
патриотизма.