Напоминание

Развитие и совершенствование связной речи обучающихся


Автор: Задонских Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ-Новокузьминской ООШ
Населённый пункт: д.Новокузьминка Ордынского района Новосибирской области
Наименование материала: Рабочая программа учебного курса "Культура речи для обучающихся 8-9 классов
Тема: Развитие и совершенствование связной речи обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области-

Новокузьминская основная общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор

МКОУ- Новокузьминской ООШ

И.В. Чередова_____________

Приказ №_____ от ________

Рабочая программа учебного курса

«Культура речи»

для обучающихся 8-9 классов

Составитель программы:

Задонских Татьяна Михайловна

учитель русского языка и литературы

МКОУ-Новокузьминской ООШ

д. Новокузьминка,2023

_________________________________________________________________________________________________________________________

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному курсу на уровне основного общего образования

подготовлена

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения

России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции

Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), на основе

Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля

2016 г. № 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом

распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения

Основной образовательной программы основного общего образования.

Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка,

входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Учебный курс «Культура речи» направлен на удовлетворение потребности

обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной

культуры и самореализации в ней. Учебное время, отведённое на изучение данной

дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения

основного курса «Русский язык».

Актуальность

программы

состоит

в

том,

что

она

направлена

на

совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность

свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение

основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм

общения.

В содержании курса «Культура речи» предусматривается расширение

сведений, имеющих отношение как к внутреннему системному устройству языка,

так и к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне

существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и

культурой, государством и обществом. Программа учебного курса отражает

социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые

аспекты,

которые

обнаруживают

прямую,

непосредственную

культурно-

историческую

обусловленность.

Анализируемые

языковые

средства

рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом

основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного

использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе

развиваются

такие

качества

речи,

как

правильность,

ясность,

точность,

стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в

результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного

языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков

речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам

лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для

определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы

_________________________________________________________________________________________________________________________

2

организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер,

что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому

поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «Культура речи»

Изучение учебного курса «Культура речи» направлено на достижение

следующих целей:

осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,

уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и

языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку

как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного

богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения

знаний в разных сферах человеческой деятельности ; проявление уважения к

общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской

Федерации;

овладение

русским

языком

как

инструментом

личностного

развития,

инструментом

формирования

социальных

взаимоотношений,

инструментом

преобразования мира;

овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях

функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое

овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение

активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной

речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование

орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к

речевому самосовершенствованию;

совершенствование

речевой

деятельности,

коммуникативных

умений,

обеспечивающих

эффективное

взаимодействие

с

окружающими

людьми

в

ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения; овладение русским языком как средством получения различной

информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных

интеллектуальных

умений

сравнения,

анализа,

синтеза,

абстрагирования,

обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и

правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;

развитие

функциональной

грамотности

в

части

формирования

умений

осуществлять

информационный

поиск,

извлекать

и

преобразовывать

необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты

разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);

осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста,

способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного

намерения автора; логической структуры, роли языковых средств;

_________________________________________________________________________________________________________________________

3

освоение приёмов оптимального построения высказываний, в овладении

стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и

письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного

отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского

языка как явления культуры.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный

курс

«Культура

речи»

входит

в

Учебный

план

МКОУ-

Новокузьминской ООШ в часть, формируемую участниками образовательных

отношений. Общее число часов, отведенных на изучение учебного курса

«Культура речи», составляет в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе –

17 часов (0,5 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

8 класс

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного

языка. Нормы ударения в причастиях. Паронимы. Трудные случаи употребления

паронимов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного

языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные

формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической

нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная

громкость речи, средний темп речи, артикуляция, эмоциональность речи,

интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного

языка. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной

речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле

речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного

языка. Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по

типу согласования.

Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты

приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия

9 класс

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа

Ключевые слова русской культуры. Активные процессы в области произношения и

ударения. Трудные случаи лексической сочетаемости

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного

языка. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

_________________________________________________________________________________________________________________________

4

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность.

Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.

Основные грамматические нормы современного русского литературного

языка. Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочета-

ний. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также

сложноподчинённых предложений. Типичные ошибки в управлении, в построении

простого осложнённого предложения. Интонационные нормы.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Культура поведения,

культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Этика и этикет в электронной

среде общения. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стерео-

типы, формулы вежливости. Правила ведения речи для говорящего и для слушаю-

щего. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, фор-

мулы вежливости. Особенности речевого этикета в официально- деловой, научной

и публицистической сферах общения. Основные правила письменного общения в

виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Основ-

ные речевые правила общения посредством телефона. Роль невербальных средств

(мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функ-

ция.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по учебному курсу «Культура

речи» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и

воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими

социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе

правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,

самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения учебного курса «Культура речи» на уровне основного

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

следующие

личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в

жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,

страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных

произведениях, написанных на русском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли

различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,

социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и

_________________________________________________________________________________________________________________________

5

многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров

из литературных произведений, написанных на русском языке;

готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию

и

взаимопомощи,

активное

участие

в

школьном

самоуправлении;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном

обществе,

понимание

роли

русского

языка

как

государственного языка Российской Федерации и языка межнационального

общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к

истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России,

ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к

науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе

отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,

государственным

праздникам,

историческому

и

природному

наследию

и

памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,

а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и

правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие

асоциальных

поступков,

свобода

и

ответственность

личности

в

условиях

индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и

других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание

важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознание

важности

русского

языка

как

средства

коммуникации

и

самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли

этнических

культурных

традиций

и

народного

творчества,

стремление

к

самовыражению в разных видах искусства;

5)

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:

осознание

ценности

жизни

с

опорой

на

собственный

жизненный

и

читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на

здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,

рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление

алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического

здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного

_________________________________________________________________________________________________________________________

6

поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе

школьного языкового образования;

способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям

и

меняющимся

социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя

собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние

других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего

состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,

написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание

своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках

семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,

способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода

деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том

числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей,

уважение

к

труду

и

результатам

трудовой

деятельности,

осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и

общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных

наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и

оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично

выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий,

приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи

природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в

практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений

об

основных

закономерностях

развития

человека,

природы

и

общества,

взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях

развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения

как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской

деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и

_________________________________________________________________________________________________________________________

7

стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного

благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и

природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и

сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой

культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость

опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в

повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том

числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые

знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании

новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы

об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита

собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение

оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области

концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,

общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую

среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных

последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие

изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский

опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь

находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в

отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения русского языка на уровне основного общего

образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные

результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,

совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические

действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,

языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц

(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,

классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

_________________________________________________________________________________________________________________________

8

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных

и

наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;

выявлять

дефицит

информации

текста,

необходимой

для

решения

поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с

разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения

и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных

универсальных

учебных действий:

использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в

языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и

желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и

данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений

других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование

по

установлению

особенностей

языковых

единиц,

процессов,

причинно-

следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в

ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам

проведённого

наблюдения,

исследования,

владеть

инструментами

оценки

достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать

предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать

информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки

зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и

усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

_________________________________________________________________________________________________________________________

9

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации

информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту

же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации

(текст,

презентация,

таблица,

схема)

и

иллюстрировать

решаемые

задачи

несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в

зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем

или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как

часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с

условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и

дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных

знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать

конфликты, вести переговоры;

понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы

и

высказывать

идеи,

нацеленные

на

решение

задачи

и

поддержание

благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;

публично

представлять

результаты

проведённого

языкового

анализа,

выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные

тексты с использованием иллюстративного материала.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации

как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),

выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и

собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы

в ходе его реализации;

_________________________________________________________________________________________________________________________

10

делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,

эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных

действий:

владеть

разными

способами

самоконтроля

том

числе

речевого),

самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной

задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;

понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать

оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с

учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и

условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения

другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения

собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной

деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы

при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения

групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по

её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,

выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с

учётом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия),

распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах

работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему

направлению и координировать свои действия с действиями других членов

команды;

_________________________________________________________________________________________________________________________

11

оценивать

качество

своего

вклада

в

общий

продукт

по

критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать

результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности

и

проявлять

готовность

к

представлению отчёта перед группой.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

8 КЛАСС

К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные

результаты по учебному курсу «Культура речи»:

Будет иметь общее представление о современном русском литературном язы-

ке;

иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреб-

лять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в

рамках изученного);

различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных,

именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы

ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, при-

лагательных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыслоразличи-

тельную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омо-

графы в письменной речи;

соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, парони-

мов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексиче-

ским значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена

существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм

современного русского языка;

различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошиб-

ки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением

грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в

устной и письменной речи;

употреблять имена существительные, имена прилагательные, местоимения,

порядковые и количественные числительные в соответствии с нормами

современного русского литературного языка (в рамках изученного);

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского ли-

тературного языка чужую и собственную речь (в рамках изученного); коррек-

тировать свою речь с учётом её соответствия основным нормам современно-

го литературного языка;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антони-

мов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные;

использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.

соблюдать нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях; в слово-

формах с непроизводными предлогами (в рамках изученного); различать

_________________________________________________________________________________________________________________________

12

основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в гла-

голах, причастиях, деепричастиях, наречиях, в словоформах с непроизводны-

ми предлогами;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе националь-

ного русского речевого этикета (запрет на употребление грубых слов, выра-

жений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нор-

мы русского невербального этикета;

иметь представление об активных процессах современного русского языка в

области произношения и ударения (в рамках изученного);

корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в публици-

стических и художественных текстах (в рамках изученного);

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского ли-

тературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом

её соответствия основным нормам современного литературного языка;

распознавать типичные ошибки согласования и управления в русском языке;

редактировать предложения с целью исправления синтаксических граммати-

ческих ошибок;

характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках

изученного); использовать приёмы, помогающие противостоять речевой

агрессии; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру

общения;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА

РЕЧИ» 9 КЛАСС

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные

результаты по учебному курсу «Культура речи»:

Будет понимать, как отражается в русском языке культура и история русского

народа;

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; соблюдать

нормы произношения и ударения в отдельных грамматических формах само-

стоятельных частей речи (в рамках изученного); употреблять слова с учётом

произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

знать, что такое ключевые слова русской культуры, их основные разряды,

идейное содержание

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требовани-

ем лексической сочетаемости (в рамках изученного); опознавать частотные

примеры тавтологии и плеоназма;

соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного язы-

ка: предложно-падежное управление; построение простых предложений,

сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управ-

лении; построении простых предложений, сложных предложений разных ви-

_________________________________________________________________________________________________________________________

13

дов; предложений с косвенной речью;

знать интонационные нормы;

понимать, что такое культура поведения, культура речи и речевой этикет,

культура диалога;

знать и использовать правила ведения речи говорящего и слушателя;

использовать языковые средства выражения речевого этикета: речевые

стереотипы, формулы вежливости;

знать особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и пуб-

лицистической сферах общения, а также знать и использовать основные ре-

чевые правила общения посредством телефона;

анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современно-

го русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать

речь с учётом её соответствия основным нормам и вариантам норм современ-

ного литературного языка;

использовать при общении в интернет-среде этикетные формы и устойчивые

формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального

русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого

поведения в ситуациях делового общения;

понимать роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык

глаз, улыбка) в общении; их этикетную функцию;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антони-

мов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе

мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по

пунктуации;

будет иметь общее представление о современном русском литературном язы-

ке;

иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи.

Тематическое планирование программы учебного курса

«Культура речи», 8 класс

_________________________________________________________________________________________________________________________

14

№ п/п

Тема

Количество ча-

сов

_________________________________________________________________________________________________________________________

15

1

Введение. Отражение в русском языке культуры и

истории русского народа.

1

2

Употребление иноязычных слов как проблема культуры

речи

1

3-4

Основные орфоэпические нормы современного русского

литературного языка

2

5

Роль орфоэпии в устном общении

1

6-7

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в

современной речи

2

8

Точность речи и словоупотребления

1

9

Нормы ударения в причастиях

1

10

Нормы ударения в деепричастиях

1

11

Основные лексические нормы современного русского

литературного языка. Терминология и точность речи

1

12

Нормы употребления терминов в научном стиле

1

13

Особенности употребления терминов в публицистике,

художественной литературе, разговорной речи. Типичные

речевые ошибки, связанные с употреблением терминов

14

Нарушение точности словоупотребления заимствованных

слов

1

15-16

Основные грамматические нормы современного русского

литературного языка. Типичные грамматические ошибки

2

17

Нормы произношения отдельных грамматических форм

18

Согласование: согласование сказуемого с подлежащим,

имеющим в своём составе количественно - именное

сочетание

1

19

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным

существительным со значением лица женского рода;

согласование сказуемого с подлежащим, выраженным

сочетанием числительного и существительного

1

20

Нормы построения словосочетаний по типу согласования.

1

21-22

Трудные случаи согласования в русском языке

2

23-24

Трудные случаи употребления паронимов

2

25

Синонимы и точность речи

1

26

Антонимы и точность речи

1

27

Речевой этикет

1

28

Традиции русской речевой манеры общения

1

29-30

Нормы русского речевого и невербального общения

2

31

Особенности современного речевого этикета.

1

32

Речевая агрессия

1

33-34

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и

уместности речевого высказывания, его соответствия

нормам современного русского литературного языка

2

Общее количе-

_________________________________________________________________________________________________________________________

16

ство часов: 34

Тематическое планирование программы учебного курса

«Культура речи», 9 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Отражение в русском языке культуры и истории русского

народа

1

2

Ключевые слова русской культуры

1

3-4

Активные процессы в области произношения и ударения

2

5

Трудные случаи лексической сочетаемости

1

6

Речевая избыточность: тавтология, плеоназм

1

7

Правильное построение предложений с обособленными

членами, а также сложноподчинённых предложений.

1

8

Типичные ошибки в управлении, в построении простого

осложнённого предложения

1

9

Типичные ошибки в управлении, в построении сложного

предложения

1

10

Интонационные нормы

1

11

Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога

1

12

Правила ведения речи говорящего и для слушателя

1

13

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые

стереотипы, формулы вежливости

1

14

Особенности речевого этикета в официально - деловой,

научной и публицистической сферах общения

1

15

Основные речевые правила общения посредством

телефона

1

16

Основные правила письменного общения в виртуальных

дискуссиях, конференциях на тематических чатах

Интернета

1

17

Роль невербальных средств: мимики, жестов,

телодвижений, языка глаз, улыбки) в общении; их

этикетная функция.

1

Общее коли-

чество ча-

сов:

17

Список литературы для учителя:

1.

О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и. др. Родной русский

язык. Учебник для 8 класса. – М., Издательство «Просвещение», 2019.

_________________________________________________________________________________________________________________________

17

2.

О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов и. др. Родной русский

язык. Учебник для 9 класса. – М., Издательство «Просвещение», 2019.

3.

И.Б. Голуб, "Конспект лекций по литературному редактированию".- М.:

Айрис-пресс, 2004.

4.

Учебник, под ред. В. Д. Черняк, "Русский язык и культура речи", М.: Высш.

шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им А. И .Герцена, 2005.

5.

Учебник для вузов под ред. проф. В. И. Максимова, "Русский язык и культу-

ра речи", М. : Гардарики, 2001.

6.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., "Риторика и культура речи", издание 3-е, до-

полненное и переработанное. Серия "Высшее образование". Ростов-на Дону:

Изд-во "Феникс", 2003.

Словари и справочники

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные

выражения. – М., 1988.

3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматиче-

ские формы/Под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1989.

5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь рус-

ского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

_________________________________________________________________________________________________________________________

18



В раздел образования