Автор: Зубкова Ирина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ N26 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка
Раздел: дошкольное образование
«Музыкальная среда как средство развития
креативности ребенка»
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания
человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в
котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало.
Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не
зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые,
мнимые.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения
к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно
реализовать эту цель.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает
широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и
нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-
мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым
условием личности подрастающего человека, разносторонности и
гармоничности ее развития.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной
стороне, но и в самом процессе творчества.
Показателем творческого развития индивида является креативность. Под
креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс
интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих
самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого
количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо
рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и
личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических
проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь
личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский,
Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.
В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также
Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-
Пашаев, Л. Футлик.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных
качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое
воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера,
совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в
искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических
впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:
творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к
созданию нового продукта;
самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной
деятельности, способа воплощения своего замысла;
интеллект, «интеллектуальные способности»,
«музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и
воспринимать музыку;
знания и навыки.
К факторам, способствующим становлению креативности детей можно
отнести:
информационный, позволяющий развивать интеллект;
социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества,
дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и
безопасность.
Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет
говорить о культурном становлении личности в процессе освоения
различных видов художественной деятельности в специально
организованной среде (Р.М. Чумичева).
Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного
приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной
среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.
Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов
педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление
жизнедеятельности детей.
Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в
работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в
воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект,
посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и
усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет
каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества
личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию
музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает
влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в
ДОУ, семье и социуме.
Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к
пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих
разнообразными возможностями.
Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить
как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда
дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.
В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную
среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.
1. Музыкально-образовательная среда ДОУ
• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности:
музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов
деятельности с использованием музыки (для всех детей).
• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и
самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в
теплую погоду - на свежем воздухе):
- совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием
музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических,
музыкально-творческих и др.)
- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по
инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми,
упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим,
инструментальным детским творчеством).
2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется
нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.
- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной
деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);
- самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности
детей в ДОУ).
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования,
направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные
учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли
театра оперы и балета и т.п.).
Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем
детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей,
воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального
воспитания детей и составляющих их блоков.
Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в
нашем дошкольном учреждении?
Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно
работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей
работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо
использовать музыкальную среду для развития креативности у
дошкольников.
Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ
создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в
музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.
Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают
музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен
техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD-
плейер.
Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический
материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека
(кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической
музыкой.
Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю
им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и
планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных
групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это
через следующие виды деятельности:
восприятие,
исполнительство,
творчество
музыкально- образовательную деятельность.
Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя
комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе
сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития
в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения,
приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять
себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.
Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие
условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и
инициативе.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому
музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального
воспитания и развития его креативности.
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения
следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где
размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также
магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей
записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью
инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется сов-
местно с воспитателем в группе и в кружках музыкального творчества,
организуемых мною. В совместной деятельности складываются
доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие
замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в
слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем
детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим
музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому
дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).
Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы
подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных
мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т.д.
позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведе-
ниями доступными им по стилю.
На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по
организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с
воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной
музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность
воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на
музыкальных занятиях по различным видам деятельности.
Самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наи-
большим потенциалом развития креативности дошкольников.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по
инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми,
упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим,
инструментальным детским творчеством.
В нашей работе мы используем различные формы организации
самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно-
ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные
задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные
викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.),
распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.
Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на
каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.
Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское
музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на
музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они
ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных
и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои
мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную
деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить
себя, заинтересовать малоактивных детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный
вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний
духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.
2. Музыкально-образовательная среда семьи
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это
первый внесемейный социальный институт, в котором начинается система-
тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей
совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.
Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание
родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому я совместно с
воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие
задачи:
сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости
раннего музыкального развития ребенка;
научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального
воспитания детей в семье;
способствовать музыкальному просвещению родителей.
Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому
важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения
наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду,
для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с
целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их
музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном
развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.
Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например
консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение
праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако,
я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в
необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что
важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой
работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого
возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать
предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать
или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как
создать музыкальный «музей» дома и др.)
С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение
родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей,
индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкети-
рование, информирование родителей через «Уголок для родителей»,
создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по
музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и пси-
хологической литературы).
Чтобы приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности, мы
с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей,
праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребенка и его
родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музы-
кальный инструмент.
Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего
детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах
педагогического процесса, использованию ими методических материалов и
педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском
саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их
творческих способностей становится более успешной.
3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и
образования.
Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы
строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды.
Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования
направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные
учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников
музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и
драматического театров и т.п.).
Информационный фактор предусматривает согласование педагогами и
родителями возможностей использования социума в музыкальном
воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми наши дети
встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже
слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь-
ствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершен-
но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум)
и музыкальной школы (малый социум).
Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с
профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы-
кальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Ув-
леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как
мощный фактор стимулирования творческой активности детей.
Использование возможностей социальной среды способствует личностному
росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей
культуры, творческого воображения.
Таким образом, музыкальная среда как средство приобщения ребенка к
музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным
средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей,
воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального
воспитания детей и составляющих их блоков.
При организации музыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру
на себя ведущую роль, выполняя различные педагогические функции:
проводить диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность,
креативность, эмпатийность);
организовывать музыкально-образовательный процесс;
консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального
воспитания.
Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении
правильно организованная музыкальная среда стала средством развития
личности ребенка.
Список литературы
1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение,
1997 г.
2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и
дошкольного возраста», М., Камертон г.
3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности
ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.