Напоминание

Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка


Автор: Зубкова Ирина Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ N26 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыкальная среда как средство развития

креативности ребенка»

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания

человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в

котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало.

Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не

зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые,

мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения

к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно

реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает

широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и

нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-

мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым

условием личности подрастающего человека, разносторонности и

гармоничности ее развития.

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной

стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под

креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс

интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих

самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого

количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо

рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и

личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических

проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь

личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский,

Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также

Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-

Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных

качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования

свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое

воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера,

совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в

искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических

впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к

созданию нового продукта;

самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной

деятельности, способа воплощения своего замысла;

интеллект, «интеллектуальные способности»,

«музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и

воспринимать музыку;

знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно

отнести:

информационный, позволяющий развивать интеллект;

социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества,

дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и

безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет

говорить о культурном становлении личности в процессе освоения

различных видов художественной деятельности в специально

организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного

приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной

среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов

педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление

жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в

работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в

воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект,

посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и

усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет

каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества

личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию

музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает

влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в

ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к

пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих

разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить

как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда

дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную

среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности:

музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов

деятельности с использованием музыки (для всех детей).

• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и

самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в

теплую погоду - на свежем воздухе):

- совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием

музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических,

музыкально-творческих и др.)

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по

инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми,

упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим,

инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется

нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной

деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

- самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной деятельности

детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования,

направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные

учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли

театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем

детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей,

воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального

воспитания детей и составляющих их блоков.

Как же музыкальная среда влияет на развитие креативности ребенка в

нашем дошкольном учреждении?

Развитие творческой личности ребёнка – проблема, над которой постоянно

работает весь коллектив нашего детского сада. Анализируя результаты своей

работы по музыкальному воспитанию, я пришла к выводу, что необходимо

использовать музыкальную среду для развития креативности у

дошкольников.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в нашем ДОУ

создается на музыкальных занятиях, праздниках, которые проходят в

музыкальном зале, светлом, просторном, эстетически оформленном.

Часть зала отделяется занавесом – это сцена, где дети разыгрывают

музыкальные спектакли, концерты для родителей. Музыкальный зал оснащен

техническими средствами: имеются 2 музыкальных центра, телевизор, DVD-

плейер.

Музыкальные инструменты, игрушки, пособия, музыкально-дидактический

материал хранится в зале, в специально отведенном месте. Собрана фонотека

(кассеты, диски) с детскими песнями, современной, народной и классической

музыкой.

Одной из форм работы с детьми являются музыкальные занятия. Я придаю

им огромное значение. Именно здесь осуществляется систематическое и

планомерное развитие музыкальных способностей детей всех возрастных

групп, формируется музыкальная культура каждого ребёнка. Происходит это

через следующие виды деятельности:

восприятие,

исполнительство,

творчество

музыкально- образовательную деятельность.

Очень важно, чтобы дети на музыкальном занятии чувствовали себя

комфортно. Я стараюсь отношения с детьми строить на основе

сотрудничества, уважения личности ребенка, предоставляя свободу развития

в соответствии с его индивидуальными способностями. Знания и умения,

приобретенные в процессе обучения, позволяют детям активно проявлять

себя на праздниках развлечениях и в самостоятельной деятельности.

Умение переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие

условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и

инициативе.

Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому

музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального

воспитания и развития его креативности.

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения

следующих условий. В каждой группе создан музыкальный уголок, где

размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также

магнитофон и кассеты, на которые специально для воспитателей

записывается новый музыкальный репертуар; кассеты с записью

инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок.

Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется сов-

местно с воспитателем в группе и в кружках музыкального творчества,

организуемых мною. В совместной деятельности складываются

доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие

замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в

слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем

детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим

музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому

дню, проведение раз в неделю вечера песни и т.п.).

Музыкальный репертуар для слушания с детьми в свободное время мы

подбираем совместно с воспитателями. Музыкальное сопровождение разных

мероприятий, прослушивание музыкальных произведений, сказок и т.д.

позволяют познакомить детей с разнообразными музыкальными произведе-

ниями доступными им по стилю.

На консультациях с воспитателями мы работаем над вопросами по

организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. Совместно с

воспитателями ежемесячно составляется план организации самостоятельной

музыкальной деятельности детей по группам. Это дает возможность

воспитателю закрепить с детьми навыки и умения, полученные детьми на

музыкальных занятиях по различным видам деятельности.

Самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей обладает наи-

большим потенциалом развития креативности дошкольников.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по

инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми,

упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим,

инструментальным детским творчеством.

В нашей работе мы используем различные формы организации

самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно-

ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные

задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные

викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.),

распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.

Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на

каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.

Самостоятельная деятельность ярко проявляется в музицировании. Детское

музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на

музыкальных инструментах. Наблюдая за детьми можно заметить, как они

ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных

и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои

мелодии. Воспитатель осторожно направляет самостоятельную музыкальную

деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить

себя, заинтересовать малоактивных детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный

вкус, увлеченность, творческое воображение, формирует внутренний

духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.

2. Музыкально-образовательная среда семьи

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад - это

первый внесемейный социальный институт, в котором начинается система-

тическое педагогическое просвещение родителей. От эффективности нашей

совместной работы с родителями зависит дальнейшее развитие ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с семьей – недостаточное понимание

родителями значения музыкального воспитания детей, поэтому я совместно с

воспитателями нашего детского сада поставила перед собой следующие

задачи:

сформировать у родителей стойкое убеждение в важности и необходимости

раннего музыкального развития ребенка;

научить способам создания музыкальной среды, методам музыкального

воспитания детей в семье;

способствовать музыкальному просвещению родителей.

Свои самые первые уроки жизни ребенок получает именно в семье, поэтому

важно с первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения

наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду,

для ребенка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

В нашем детском саду ежегодно проводится анкетирование родителей с

целью получения необходимых сведений об их музыкальной культуре (их

музыкальные предпочтения), об их осведомленности о музыкальном

развитии детей, их отношении к сотрудничеству с педагогами ДОУ.

Мною наработаны различные формы взаимодействия с семьей, например

консультации, семинары, родительские собрания, совместное проведение

праздников и развлечений и др. Все они дают определенный эффект. Однако,

я убедилась, что этого недостаточно, мало убедить родителей в

необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, я поняла, что

важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой

работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого

возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать

предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать

или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как

создать музыкальный «музей» дома и др.)

С целью музыкального просвещения родителей мы организуем проведение

родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей,

индивидуальных консультаций, а также организацию обратной связи, анкети-

рование, информирование родителей через «Уголок для родителей»,

создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по

музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и пси-

хологической литературы).

Чтобы приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности, мы

с воспитателями проводим открытые музыкальные занятия для родителей,

праздники и развлечения родителей с детьми, выставку работ ребенка и его

родителей на тему «Рисуем музыку», лучший самодельный детский музы-

кальный инструмент.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего

детского сада и родителей, их личному участию в некоторых сторонах

педагогического процесса, использованию ими методических материалов и

педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском

саду, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их

творческих способностей становится более успешной.

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и

образования.

Среда социума значительно отличается от среды ДОУ и семьи. Поэтому мы

строго соблюдаем принцип целостности при организации этой среды.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования

направлена на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные

учреждения. В нашем ДОУ часто организуются концерты воспитанников

музыкальной школы и школы искусств, спектакли кукольного и

драматического театров и т.п.).

Информационный фактор предусматривает согласование педагогами и

родителями возможностей использования социума в музыкальном

воспитании детей. Так, музыкальные произведения, с которыми наши дети

встречаются в филармонии, театре и др., должны быть им знакомы - они уже

слушали их в ДОУ и семье. Это дает детям возможность получить удоволь-

ствие от встречи со знакомыми произведениями и более активно и совершен-

но осознанно стремиться к посещению концертных залов (большой социум)

и музыкальной школы (малый социум).

Особенность социального фактора состоит в том, что дети знакомятся с

профессиональными музыкантами, с людьми, заинтересованными в музы-

кальном просвещении детей. Этим отличается и эмоциональный фактор. Ув-

леченность профессионалов заражает детей и позволяет рассматривать ее как

мощный фактор стимулирования творческой активности детей.

Использование возможностей социальной среды способствует личностному

росту детей - развитию их музыкальности в целом, художественной и общей

культуры, творческого воображения.

Таким образом, музыкальная среда как средство приобщения ребенка к

музыкальной культуре и средовой подход являются интегральным

средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие детей,

воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального

воспитания детей и составляющих их блоков.

При организации музыкальной среды я, как музыкальный руководитель беру

на себя ведущую роль, выполняя различные педагогические функции:

проводить диагностику среды и личностных качеств детей (музыкальность,

креативность, эмпатийность);

организовывать музыкально-образовательный процесс;

консультировать воспитателей и родителей по вопросам музыкального

воспитания.

Для музыкального воспитания детей в нашем дошкольном учреждении

правильно организованная музыкальная среда стала средством развития

личности ребенка.

Список литературы

1. Новосёлова Л.В. – «Развивающая предметная среда», М. Просвещение,

1997 г.

2. Костина Э.П. – «Программа музыкального образования детей раннего и

дошкольного возраста», М., Камертон г.

3. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности

ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.



В раздел образования