Напоминание

Развитие речи и альтернативной коммуникации школьников с умственной отсталостью


Автор: Прохорова Елена Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 53"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи и альтернативной коммуникации школьников с умственной отсталостью
Раздел: среднее образование





Назад




Прохорова Елена Геннадьевна

учитель МКОУ «Специальная школа № 53» г. Новокузнецк

Развитие речи и альтернативной коммуникации

школьников с умственной отсталостью

Специфические нарушения развития обучающегося с ОВЗ значительно препятствуют и

ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными

нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,

познавательной, регулирующей, а у многих обучающихся с ТМНР устная речь отсутствует или

нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.

Физические ограничения при НОДА затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика,

указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные

звуки и слоги.

Целью обучения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» выступает

формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и

невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. В

учебном плане учебный предмет представлен с 1 по 12 год обучения. В специальной школе

организуется работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду,

организованное включение в общение.

С обучающимися,

нуждающимися в дополнительной

индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия по формированию

коммуникативных

навыков,

в

том

числе

с

использованием

технологий

по

альтернативной

коммуникации.

В ходе организации уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в специальной

школе необходимо исходить из того, что общение является особым видом деятельности, а развитие

речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей и подростков с

умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи

решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они

структурируются в виде тематических групп, названия разделов и включение их в программу несколько

варьируется, исходя из возраста учащихся и класса обучения.

В программе учебного предмета определены основные задачи коррекционно-педагогической работы

по развитию речи школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом учитывается

речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и

символического материала.

Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств

общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности.

Развитие коммуникативной функции речи - главная задача обучения, а коммуникативный принцип

построения уроков является ведущим. Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на

всех уроках. Однако не следует забывать и том, что важная роль в работе с учащимися отводится обу-

чению их восприятию и пониманию выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики

и эмоциональных состояний человека.

Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям

и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе

предметно-практической деятельности,

позволяющей учащимся познать объект,

используя все

анализаторы.

Практическая

деятельность

включает

оперирование

различными

предметами

и

дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов

и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно

замедлять или увеличивать его темп.

Исходя из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их

стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и

совершенствовать средства общения, в основу «Программы» положено использование невербальных

приемов.

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка,

является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть

использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоста-

вить в их распоряжение другую систему - систему невербальных средств общения, способствующих

развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. Для развития

регулирующей и исполнительской функций речи учащихся рекомендуется работа по формированию и

отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм,

карточек со словами.

Система работы с невербальными средствами коммуникации, направленная на развитие у учащихся

продуктивных

механизмов

обработки

информации

как

базы

для

формирования

навыков

коммуникативного поведения на уроках альтернативного чтения, предусматривает:

-

первоначальное формирование понятия знака (пиктограммы);

-

формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков;

-

закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммой;

-

самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков - «чтение пиктограмм».

В процессе работы по предмету рекомендуется последовательное использование следующих упраж-

нений:

-

практическая деятельность;

-

упражнения с картинками;

-

упражнения с пиктограммами (символами);

-

«письменные» упражнения;

-

упражнения с буквами, слогами и словами.

У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего

вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его

психическое

и

интеллектуальное

развитие.

В

этой

связи

обучение

обучающегося

речи

с

использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой

частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут

использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее

отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства

невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для

решения соответствующих возрасту житейских задач. Техническое оснащение включает: предметы,

графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами,

наборы

букв,

коммуникативные

таблицы

и

коммуникативные

тетради,

записывающие

и

воспроизводящие устройства.

В процессе обучения учащихся на уроках активно применяются различные упражнения, упражнение

— это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания.

Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. При обучении

письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью учитель, а также учитель-логопед, ис-

пользуют, прежде всего, упражнения подражательно-исполнительского характера. Предлагая учащимся

выполнить такое упражнение, учитель ставит перед ними конкретную учебно-познавательную задачу,

показывает способ ее решения (действия и их последовательность), определяет критерии оценки

результата. По мере усвоения способа действия в ходе повторных упражнений он все меньше использует

наглядный показ действий и операций, заменяя его словесной инструкцией.

В индивидуальных случаях, когда учащиеся в достаточной степени освоят показанный способ

действия, можно перейти к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе

усвоенного содержания на новое: вначале общее, а затем и на детали. При этом учащиеся, используя уже

известные им действия и операции, «конструируют» новый способ решения задачи.

Такая последовательность позволяет, на наш взгляд, систематизировать работу учителя по обучению

письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью, поскольку из-за особенностей

психомоторного развития.

Предмет предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью также

следующим вариантам «письма»:

-

рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

-

рисованию («писанию») контурных линий, штрихов,

изображающих пятна (черно-белые и

цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого

песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное

соотношение;

-

рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;

-

обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания

целого (двухмерное изображение предмета);

-

написанию печатных букв («печатанию» букв);

-

написанию письменных букв по трафаретам;

-

составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);

-

рисованию

плакатов,

коллажей

с доступной

тематикой

с

использованием

предметно-

практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового

материала);

-

списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;

-

написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.

Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма.

Овладение письмом - одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной

отсталостью. Этот вид письменной речи чаще всего недоступен им. Тем не менее некоторые учащиеся с

умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне.

Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только законо-

мерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв,

звуков, слов в различных социальных ситуациях они могут научиться выполнять эти виды упражнений

только с помощью педагога.

Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью, которые на всем протяжении обучения (1-12-е классы) зависимы от педагога в выборе книг

для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительно-

сти и т. д.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное

планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для

обучающегося пределах.

Таким образом, планируемыми возможными результатами обучения школьников с ТМНР в

специальной школе по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» являются:

Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта

обучающегося.

Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и

импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

В

связи

с

этим,

обучение

обучающихся

речи

и

коммуникации

должно

включать

целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на

развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств

коммуникации и социального общения.



В раздел образования