Автор: Прохорова Елена Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 53"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи и альтернативной коммуникации школьников с умственной отсталостью
Раздел: среднее образование
Прохорова Елена Геннадьевна
учитель МКОУ «Специальная школа № 53» г. Новокузнецк
Развитие речи и альтернативной коммуникации
школьников с умственной отсталостью
Специфические нарушения развития обучающегося с ОВЗ значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными
нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей, а у многих обучающихся с ТМНР устная речь отсутствует или
нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
Физические ограничения при НОДА затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика,
указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные
звуки и слоги.
Целью обучения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» выступает
формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и
невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. В
учебном плане учебный предмет представлен с 1 по 12 год обучения. В специальной школе
организуется работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду,
организованное включение в общение.
С обучающимися,
нуждающимися в дополнительной
индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия по формированию
коммуникативных
навыков,
в
том
числе
с
использованием
технологий
по
альтернативной
коммуникации.
В ходе организации уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в специальной
школе необходимо исходить из того, что общение является особым видом деятельности, а развитие
речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей и подростков с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи
решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они
структурируются в виде тематических групп, названия разделов и включение их в программу несколько
варьируется, исходя из возраста учащихся и класса обучения.
В программе учебного предмета определены основные задачи коррекционно-педагогической работы
по развитию речи школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. При этом учитывается
речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и
символического материала.
Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств
общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности.
Развитие коммуникативной функции речи - главная задача обучения, а коммуникативный принцип
построения уроков является ведущим. Речевая активность учащихся поддерживается и поощряется на
всех уроках. Однако не следует забывать и том, что важная роль в работе с учащимися отводится обу-
чению их восприятию и пониманию выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики
и эмоциональных состояний человека.
Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям
и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе
предметно-практической деятельности,
позволяющей учащимся познать объект,
используя все
анализаторы.
Практическая
деятельность
включает
оперирование
различными
предметами
и
дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов
и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно
замедлять или увеличивать его темп.
Исходя из того, что основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью является не механическое «научение» их читать и писать, а воспитание и развитие их
стремления устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и
совершенствовать средства общения, в основу «Программы» положено использование невербальных
приемов.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка,
является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть
использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоста-
вить в их распоряжение другую систему - систему невербальных средств общения, способствующих
развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. Для развития
регулирующей и исполнительской функций речи учащихся рекомендуется работа по формированию и
отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм,
карточек со словами.
Система работы с невербальными средствами коммуникации, направленная на развитие у учащихся
продуктивных
механизмов
обработки
информации
как
базы
для
формирования
навыков
коммуникативного поведения на уроках альтернативного чтения, предусматривает:
-
первоначальное формирование понятия знака (пиктограммы);
-
формирование обобщающего понятия на основе изученных знаков;
-
закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммой;
-
самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков - «чтение пиктограмм».
В процессе работы по предмету рекомендуется последовательное использование следующих упраж-
нений:
-
практическая деятельность;
-
упражнения с картинками;
-
упражнения с пиктограммами (символами);
-
«письменные» упражнения;
-
упражнения с буквами, слогами и словами.
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего
вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его
психическое
и
интеллектуальное
развитие.
В
этой
связи
обучение
обучающегося
речи
с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой
частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут
использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее
отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства
невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для
решения соответствующих возрасту житейских задач. Техническое оснащение включает: предметы,
графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами,
наборы
букв,
коммуникативные
таблицы
и
коммуникативные
тетради,
записывающие
и
воспроизводящие устройства.
В процессе обучения учащихся на уроках активно применяются различные упражнения, упражнение
— это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания.
Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. При обучении
письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью учитель, а также учитель-логопед, ис-
пользуют, прежде всего, упражнения подражательно-исполнительского характера. Предлагая учащимся
выполнить такое упражнение, учитель ставит перед ними конкретную учебно-познавательную задачу,
показывает способ ее решения (действия и их последовательность), определяет критерии оценки
результата. По мере усвоения способа действия в ходе повторных упражнений он все меньше использует
наглядный показ действий и операций, заменяя его словесной инструкцией.
В индивидуальных случаях, когда учащиеся в достаточной степени освоят показанный способ
действия, можно перейти к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе
усвоенного содержания на новое: вначале общее, а затем и на детали. При этом учащиеся, используя уже
известные им действия и операции, «конструируют» новый способ решения задачи.
Такая последовательность позволяет, на наш взгляд, систематизировать работу учителя по обучению
письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью, поскольку из-за особенностей
психомоторного развития.
Предмет предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью также
следующим вариантам «письма»:
-
рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
-
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов,
изображающих пятна (черно-белые и
цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого
песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное
соотношение;
-
рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
-
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания
целого (двухмерное изображение предмета);
-
написанию печатных букв («печатанию» букв);
-
написанию письменных букв по трафаретам;
-
составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);
-
рисованию
плакатов,
коллажей
с доступной
тематикой
с
использованием
предметно-
практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового
материала);
-
списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
-
написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма.
Овладение письмом - одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной
отсталостью. Этот вид письменной речи чаще всего недоступен им. Тем не менее некоторые учащиеся с
умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне.
Поэтому последовательность подбора «письменных» упражнений определяется не только законо-
мерностями и готовностью детей к воспроизведению букв и слов, но и частотностью использования букв,
звуков, слов в различных социальных ситуациях они могут научиться выполнять эти виды упражнений
только с помощью педагога.
Процесс чтения — условное понятие по отношению к учащимся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью, которые на всем протяжении обучения (1-12-е классы) зависимы от педагога в выборе книг
для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительно-
сти и т. д.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
обучающегося пределах.
Таким образом, планируемыми возможными результатами обучения школьников с ТМНР в
специальной школе по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» являются:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта
обучающегося.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
В
связи
с
этим,
обучение
обучающихся
речи
и
коммуникации
должно
включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств
коммуникации и социального общения.