Напоминание

География: Проблемные вопросы, задания и тесты. 5-9 классы


Автор: Власова Вера Семеновна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ лицей с. Хрящевка
Населённый пункт: Самарская область, с.Хрящевка
Наименование материала: Справка
Тема: География: Проблемные вопросы, задания и тесты. 5-9 классы
Раздел: среднее образование





Назад




Справка

на комплект учебно-методических пособий Савкина И.М. и Савкина Д.И.

«География. Материал к каждому уроку: Проблемные задания. Тесты.

Проекты. Профессии 5-9 классы».

Материалы пособий были мною использованы в ходе учебного процесса на

уроках

географии.

Важнейшее

место

в

пособиях

уделено

системе

проблемных заданий и ситуаций. В ходе исследования было выявлено, что

разрешение

системы

проблемных

заданий

и

ситуаций

способствует

реализации компетентностного подхода к творческому

саморазвитию

личности в процессе обучения, приучает школьников к умственному

напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, труду на пользу

общества. Практика показала, что выполняя предлагаемые проблемные

задания, учащиеся открывают новые для себя знания и формируют

соответствующие этим знаниям умения: работать с научно-популярной

литературой, сравнивать, выделять главное, систематизировать материал,

делать выводы; активизировать самостоятельность и творчество при решении

научных и практических задач. Исследования убедили в том, что реализация

проблемных заданий обеспечивает сознательность, глубину, прочность

знаний и формирование научно-гуманистического мировоззрения. Только

прочное

знание

становится

действительным

достоянием

школьников,

которое они могут осознанно применять в любой ситуации в своей

дальнейшей теоретической и практической деятельности. Исследование

подтвердило, что использование проблемных заданий является наиболее

эффективным

средством

формирования

критического,

творческого,

диалектического мышления, возникновения у школьников новых мыслей и

всё это является основой их всестороннего развития.

Важное место в пособиях отведено тестам, которые выполняют три

функции. Диагностическая их функция заключается в выявлении уровня

знаний, умений, навыков обучающихся. Нами выделена и обучающая

функция, которая мотивирует учеников к активизации работы по усвоению

учебного материала. Исследования подтвердили также их воспитательную

функцию, которая проявляется в периодичности и неизбежности тестового

контроля.

Практика

показала,

что

системное

использование

тестов

дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся,

помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление

развивать свои способности. Очень ценно, что все тесты в пособиях

обладают системообразующими свойствами.

Для повышения интереса к предмету география, улучшения качества

знаний, умения анализировать и прогнозировать процессы и явления в

природе, хозяйстве, социальной сфере в пособиях представлена системная

проектная деятельность учащихся, которая способствует формированию их

творческой деятельности. Работая над проектами, ученики открывают что-то

новое,

сами

приходят

к

выводам,

устанавливают

определённые

закономерности в природе и обществе. Мы выявили, что система проектов,

представленная в пособиях, способствует развитию у школьников комплекса

свойств, благоприятствующих раскрытию продуктивных способностей. К

ним относятся: умение отказаться от привычных методов решения проблемы;

оценивать явления одновременно с нескольких точек зрения; развитие

творческого

воображения;

умение

видеть

больше

того,

что

видят

окружающие, быстро сосредотачивать и переключать внимание. Работая над

системой проектов пособий, мы выделили важные параметры их влияния на

формирования личности школьников:

- развиваются навыки работы в команде. Они учатся взаимодействовать друг

с другом, правильно выбирать тактики поведения, совместно решать

проблемы, появляющиеся в процессе работы над проектом;

- формируются навыки общения, учатся слушать и слышать собеседника,

выражать свою точку зрения, доносить и развивать мысль;

- развиваются междисциплинарные навыки, совершенствуется и углубляется

работа с личным сознанием. Работая с проектами, ученики пропускают

полученную информацию через себя, определяют своё отношение к ней.

Апробированная нами система проектов, представленная в пособиях,

способствует обеспечению глобальной конкурентоспособности российского

образования в области географии, воспитанию гармонически развитой и

социально ответственной личности. Сущность и содержание системы

проектов

в

пособиях

направлены

на

достижение

личностных,

метапредметных

и

предметных

образовательных

результатов,

на

формирование компетентности обучающихся в различных сферах их

деятельности.

В пособиях представлены современные и перспективные профессии по

географическим дисциплинам. Важное место уделено способам реализации

профессиональной ориентации обучающихся. Авторы не только приводят

интересные данные о востребованных профессиях, но и направляют

обучающихся на самостоятельный поиск информации о них. Исследования

показали, что такой поход авторов к профессиональной ориентации по

географии

имеет

огромное

научное

и

практическое

значение

для

обучающихся по выбору будущих профессий.

Во всех пособиях центральное место отведено принципу развития. Все

оболочки, компоненты природы, природно-территориальные комплексы,

отрасли хозяйства рассматриваются в пособиях на основе этого принципа.

Мы поддерживаем точку зрения авторов о том, что в настоящее время

сложные проблемы природы и общества могут успешно решать люди,

диалектически мыслящие, использующие диалектику в качестве метода

познания и преобразования действительности.

Содержание всех пособий направлено на развитие функциональной

грамотности обучающихся. Материалы пособий формируют у школьников

способность применять приобретённые знания, умения и навыки для

решения жизненных задач в различных сферах их деятельности. Практика

показала, что сущностная основа пособий развивает высокий уровень

функциональной

грамотности.

Действительно,

современному

обществу

нужен функционально грамотный человек, который умеет работать на

результат и способен к определённым значимым достижениям и пособия

авторов способствуют решению этой проблемы.

Нами проведено анкетирование

и анализ

результатов тестов,

практических, проверочных и творческих работ обучающихся на основе

материалов пособий. Полученные результаты позволяют сделать вывод об их

эффективности. Повысился уровень знаний, умений, навыков, усилилась

познавательная активность обучающихся. Все материалы позволили поднять

на

более

высокий

уровень

научно-гуманистическое

мировоззрение

и

диалектическое мышление школьников.

На основе всех полученных результатов и фактов мы пришли к выводу о

том, что все эти высококачественные пособия соответствуют современным

требованиям,

имеют

большое

научное

и

практическое

значение,

их

эффективность доказана в ходе учебного процесса и рекомендуем их к

широкому и всестороннему использования на

уроках географии нашей

страны.

Учитель географии высшей категории Власова

ГБОУ лицей с. Хрящёвка, Ставропольский район Вера Семёновна

Самарская область

5 сентября 2023 г.



В раздел образования