Напоминание

Игровые приемы при постановке и автоматизации свистящих звуков у детей дошкольного возраста


Автор: Дёмушкина Евгения Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ДОЧУ детский сад "ЮНЭК
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые приемы при постановке и автоматизации свистящих звуков у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровые приемы при постановке и автоматизации свистящих

звуков у детей дошкольного возраста.

В последние годы возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями

речи и другими ограниченными возможностями здоровья.

Такие дети

обычно

растут

ослабленными,

нервными,

раздражительными.

Им

свойственно отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня

эмоционально – волевой сферы. У многих из них имеются проблемы с

речью, звукопроизношением, в том числе со свистящими звуками.

Для решения такого рода задач я решила включить в свою практику

следующие игры и игровые упражнения.

Игра «Повтори за бегемотом»

Для устранения проблем в звукопроизношении необходимо обязательное

проведение артикуляционной гимнастики, ежедневное выполнение которой

снижает интерес ребенка к этому процессу. Занятие становится интересным,

увлекательным, эмоциональным, когда помощником

выступает игра

«Повтори за бегемотом». Дети, играя в эту игу, с радостью выполняют

артикуляционные упражнения, а также получают огромное удовольствие от

того, что могут сами управлять языком игрушки, повторяя движения языка

за ней.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой, он

способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с

детьми. Играя с песком, полезно проводить незатейливые, но для детей

занимательные и полезные упражнения для закрепления звуков, такие, как

Игра «Дорожки»

Провести линию по песку и просить ребенка провести рядом линию и

при этом произносить нужный звук, слог, слово со свистящим звуком.

Игра «Горки»

(на дифференциацию звуков с - сь в словах, предложениях, в связной

речи). Ребенок строит две горки, далее дается задание расположить фигурки

(картинки) в названии которых есть звук [с] с красным флажком на одной

горке, а в названии которых есть звук [сь] с синим флажком- на другую.

Затем предложить ребенку составить устный рассказ о получившемся

городе, его жителях и о том, что там находится, правильно проговаривая

дифференцируемые звуки.

Игры со светом и цветом

Игры со светом – доступный и зрелищный вид занятий с детьми и при

автоматизации звуков в том числе. Нужно распечатать картинки картинки

для игры. Соединить листы между собой, затем поднести фонарик к

карточке с обратной стороны и происходит волшебство – у нас проступает

рисунок. Игры с фонариком способствуют процессу автоматизации и

дифференциации звуков и развитию речи в целом.

Например, для автоматизации звука «с» звука с в словах, предложения я

изготовила игру «Что у Сони в сумке?»

Ребенку предлагается узнать, что купила Соня. Ребенок подносит

фонарик к картинке с Сониной сумкой с обратной стороны и называет, что

купила Соня.

– У Сони в сумке сок. У Сони в сумке бусы. И т.д. Можно провести игру

на образование относительных прилагательных. У Сони сок. Чей это сок? -

Это Сонин сок. У Сони сапоги. – Это Сонины сапоги.

При автоматизации звуков «с» и «сь» можно взять картинки таких цветов:

красный, синий, серый, серебряный, сиреневый.

При автоматизации звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зелёный.

Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по

цвету» является автоматизация свистящих звуков. В данном случае звука

«з» в словах и словосочетаниях.

Также при её использовании решаются и другие важные задачи:

- Активизация словарного запаса,

- Закрепление

умения

согласовывать

прилагательные

с

существительными- Развитие навыков звукового, слогового анализа и

синтеза.

- Развивитие восприятия цвета, закрепление умения правильно называть

цвета.

Для игры понадобится 9 кубиков, на грани каждого из которых картинки

красного,

розового,

серого,

синего.

Зеленого,

сиреневого,

золотого,

серебрянного цветов (это цвета и картинки, имеющие в названии свистящие

звуки).

Взрослый сообщает ребёнку, что в названии каждой картинки и каждого

цвета имеется звук [з] и предлагает найти на каждом кубике, например, все

розовые картинки, и при этом чётко проговаривать цвет предмета и его

название: «розовая коробка, розовая расческа, розовый карандаш» и т.д.

На следующем занятии можно предложить ребёнку аналогичное задание,

но уже с картинками другого цвета (Зеленыными, краСными, Серыми, ).

Игра «Подбери слова-признаки»

Похожая

на

предыдущую

игра,

только

с

камушками.

Цель: автоматизация свистящих звуков, развитие умения подбирать к словам

(существительным)

признаки

(прилагательные), умение

согласовывать прилагательные с существительными в роде, развивать

способность к соотнесению цвета и предмета, расширять словарный запас.

Игра «Разноцветные окошки»

Цель игры – автоматизация звуков, закрепление названий цветов, развитие

связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного

восприятия. Ребенку сказать, перед тобой необычное круглое окошко,

посмотрев в которое, все вокруг изменится и приобретет другой цвет. Затем

предложить рассказать, что он увидел и что поменяло цвет. Например, он

говорит: «Я вижу краСного зайца, краСную сумку, краСный Зонтик и т. д.,

тем самым закрепляя свистящие звуки.

Игра «Составь поезд»

Цель игры:

дифференциация звуков [з] – [с], [зь] – [сь], развитие

фонематического слуха.

Ход игры: детям предлагаю составить поезд из вагончиков- карточек.

Играть может несколько человек. Первая карточка- электровоз с

нужной буквой. А последующие вагончики должны быть с картинками

на заданный звук. Все карточки у ведущего, который показывает

картинки и раздает их. Дети составляют поезд в соответствии с

имеющимся звуком и буквой на их поезде.

Игра «Веселые ежики» (они же ортопедические полусферы)

В своей работе успехом пользуются игры с использованием игольчатых

массажных полусфер. Данные игры обеспечивают тактильную стимуляцию,

воздействуя

на

нервные

окончания.

Способствуют

накоплению

двигательного

опыта,

развитию

вестибулярного

аппарата,

чувства

равновесия, координации движения, укреплению нервной системы, и

воспитанию волевых качеств, что очень важно для детей с ОВЗ. Но не

только. В своей работе помимо решения данных задач я использую их и в

решении логопедических задач при автоматизации звуков.

Цель дидактической игры : научить ребёнка определять место звука в

слове (в начале/ в середине/ в конце); развивать фонематический слух;

развивать навыки звукового анализа слова.

Для игры

необходимы : три полусфеты, обозначающими начало, середину и конец

слова. Педагог называет слово, а ребенок должен стать на нужный ежик, в

соответствии положением звука в слове.

В заключение хочу сказать, что все данные игры вызывают радостное

настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много

эмоционально ярких впечатлений. Так же отмечается положительная

динамика в процессе постановки, автоматизации свистящих звуков, в

расширении словарного запаса, развитии связной речи, психических

процессов, мелкой и общей моторики, эмоциональной сферы детей.



В раздел образования