Автор: Дёмушкина Евгения Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ДОЧУ детский сад "ЮНЭК
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые приемы при постановке и автоматизации свистящих звуков у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игровые приемы при постановке и автоматизации свистящих
звуков у детей дошкольного возраста.
В последние годы возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями
речи и другими ограниченными возможностями здоровья.
Такие дети
обычно
растут
ослабленными,
нервными,
раздражительными.
Им
свойственно отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня
эмоционально – волевой сферы. У многих из них имеются проблемы с
речью, звукопроизношением, в том числе со свистящими звуками.
Для решения такого рода задач я решила включить в свою практику
следующие игры и игровые упражнения.
Игра «Повтори за бегемотом»
Для устранения проблем в звукопроизношении необходимо обязательное
проведение артикуляционной гимнастики, ежедневное выполнение которой
снижает интерес ребенка к этому процессу. Занятие становится интересным,
увлекательным, эмоциональным, когда помощником
выступает игра
«Повтори за бегемотом». Дети, играя в эту игу, с радостью выполняют
артикуляционные упражнения, а также получают огромное удовольствие от
того, что могут сами управлять языком игрушки, повторяя движения языка
за ней.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой, он
способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с
детьми. Играя с песком, полезно проводить незатейливые, но для детей
занимательные и полезные упражнения для закрепления звуков, такие, как
Игра «Дорожки»
Провести линию по песку и просить ребенка провести рядом линию и
при этом произносить нужный звук, слог, слово со свистящим звуком.
Игра «Горки»
(на дифференциацию звуков с - сь в словах, предложениях, в связной
речи). Ребенок строит две горки, далее дается задание расположить фигурки
(картинки) в названии которых есть звук [с] с красным флажком на одной
горке, а в названии которых есть звук [сь] с синим флажком- на другую.
Затем предложить ребенку составить устный рассказ о получившемся
городе, его жителях и о том, что там находится, правильно проговаривая
дифференцируемые звуки.
Игры со светом и цветом
Игры со светом – доступный и зрелищный вид занятий с детьми и при
автоматизации звуков в том числе. Нужно распечатать картинки картинки
для игры. Соединить листы между собой, затем поднести фонарик к
карточке с обратной стороны и происходит волшебство – у нас проступает
рисунок. Игры с фонариком способствуют процессу автоматизации и
дифференциации звуков и развитию речи в целом.
Например, для автоматизации звука «с» звука с в словах, предложения я
изготовила игру «Что у Сони в сумке?»
Ребенку предлагается узнать, что купила Соня. Ребенок подносит
фонарик к картинке с Сониной сумкой с обратной стороны и называет, что
купила Соня.
– У Сони в сумке сок. У Сони в сумке бусы. И т.д. Можно провести игру
на образование относительных прилагательных. У Сони сок. Чей это сок? -
Это Сонин сок. У Сони сапоги. – Это Сонины сапоги.
При автоматизации звуков «с» и «сь» можно взять картинки таких цветов:
красный, синий, серый, серебряный, сиреневый.
При автоматизации звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зелёный.
Главной целью при использовании игры с кубиками «Подбери по
цвету» является автоматизация свистящих звуков. В данном случае звука
«з» в словах и словосочетаниях.
Также при её использовании решаются и другие важные задачи:
- Активизация словарного запаса,
- Закрепление
умения
согласовывать
прилагательные
с
существительными- Развитие навыков звукового, слогового анализа и
синтеза.
- Развивитие восприятия цвета, закрепление умения правильно называть
цвета.
Для игры понадобится 9 кубиков, на грани каждого из которых картинки
красного,
розового,
серого,
синего.
Зеленого,
сиреневого,
золотого,
серебрянного цветов (это цвета и картинки, имеющие в названии свистящие
звуки).
Взрослый сообщает ребёнку, что в названии каждой картинки и каждого
цвета имеется звук [з] и предлагает найти на каждом кубике, например, все
розовые картинки, и при этом чётко проговаривать цвет предмета и его
название: «розовая коробка, розовая расческа, розовый карандаш» и т.д.
На следующем занятии можно предложить ребёнку аналогичное задание,
но уже с картинками другого цвета (Зеленыными, краСными, Серыми, ).
Игра «Подбери слова-признаки»
Похожая
на
предыдущую
игра,
только
с
камушками.
Цель: автоматизация свистящих звуков, развитие умения подбирать к словам
(существительным)
признаки
(прилагательные), умение
согласовывать прилагательные с существительными в роде, развивать
способность к соотнесению цвета и предмета, расширять словарный запас.
Игра «Разноцветные окошки»
Цель игры – автоматизация звуков, закрепление названий цветов, развитие
связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного
восприятия. Ребенку сказать, перед тобой необычное круглое окошко,
посмотрев в которое, все вокруг изменится и приобретет другой цвет. Затем
предложить рассказать, что он увидел и что поменяло цвет. Например, он
говорит: «Я вижу краСного зайца, краСную сумку, краСный Зонтик и т. д.,
тем самым закрепляя свистящие звуки.
Игра «Составь поезд»
Цель игры:
дифференциация звуков [з] – [с], [зь] – [сь], развитие
фонематического слуха.
Ход игры: детям предлагаю составить поезд из вагончиков- карточек.
Играть может несколько человек. Первая карточка- электровоз с
нужной буквой. А последующие вагончики должны быть с картинками
на заданный звук. Все карточки у ведущего, который показывает
картинки и раздает их. Дети составляют поезд в соответствии с
имеющимся звуком и буквой на их поезде.
Игра «Веселые ежики» (они же ортопедические полусферы)
В своей работе успехом пользуются игры с использованием игольчатых
массажных полусфер. Данные игры обеспечивают тактильную стимуляцию,
воздействуя
на
нервные
окончания.
Способствуют
накоплению
двигательного
опыта,
развитию
вестибулярного
аппарата,
чувства
равновесия, координации движения, укреплению нервной системы, и
воспитанию волевых качеств, что очень важно для детей с ОВЗ. Но не
только. В своей работе помимо решения данных задач я использую их и в
решении логопедических задач при автоматизации звуков.
Цель дидактической игры : научить ребёнка определять место звука в
слове (в начале/ в середине/ в конце); развивать фонематический слух;
развивать навыки звукового анализа слова.
Для игры
необходимы : три полусфеты, обозначающими начало, середину и конец
слова. Педагог называет слово, а ребенок должен стать на нужный ежик, в
соответствии положением звука в слове.
В заключение хочу сказать, что все данные игры вызывают радостное
настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много
эмоционально ярких впечатлений. Так же отмечается положительная
динамика в процессе постановки, автоматизации свистящих звуков, в
расширении словарного запаса, развитии связной речи, психических
процессов, мелкой и общей моторики, эмоциональной сферы детей.