Авторы: Волгушева Вера Вадимовна, Козлова Ирина Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ школа №656 имени А.С. Макаренко
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ школа № 656
имени А.С. Макаренко
г. Москва
Волгушева Вера Вадимовна - воспитатель
Козлова Ирина Владимировна - воспитатель
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В
КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация:
Использование
Лего-технологии
в
образовательной
деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете
новых преобразований в дошкольном образовании, а именно внедрение
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Проблема развития коммуникативных навыков у детей занимает особое
место
в
образовательном
процессе
дошкольной
организации.
Коммуникация, это процесс установления контактов между субъектами
взаимодействия по средствам выработки общего смысла передаваемой и
воспринимаемой
информации.
Человек
без
общения
не
сможет
полноценно развиваться в социуме, в обществе, вступать в новые
социальные
роли,
раскрывать
интеллектуальные
и
творческие
способности. Оптимальный возрастной период для подготовки человека к
общению - это младший дошкольный возраст. В этом возрасте наибольшая
потребность детей в общении, так как дети активно познают окружающий
мир.
Они
знакомятся
с
окружающими
предметами,
стремятся
манипулировать ими. Вступают во взаимодействие с другими детьми, со
взрослыми. Именно так происходит первый опыт общения ребенка в игре.
Игра
становится
ведущей
деятельностью,
обеспечивающая
малышу
ощущение
свободы,
подвластности
вещей,
действий,
отношений,
позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь
состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому
обществу, построенному на свободном общении равных. Руководствуя в
процессе игры, педагог постоянно в поиске новых педагогических
приемов, которые наиболее успешно позволили решать поставленные
задачи, а именно развивать у детей способность к воображению,
произвольной
регуляции
действий
и
чувств,
приобретать
опыт
взаимодействия
и
взаимопонимания,
формировать
и
развивать
диалогическую и монологическую речь ребенка, культуру общения.
Изучая
данную
проблему,
мы
открыли
для
себя,
удивительные
возможности конструктора LEGO. Конструктор LEGO сам по себе
является уникальной игрушкой, не только своими конструктивными
возможностями, но и внешним видом. Его разнообразие делает его
доступным для каждой семьи, в которой есть дети. Конструктор
LEGO
настолько популярен в детском мире, что не нуждается в рекламе.
Малыши, знакомясь с ним, с удовольствием самостоятельно осваивают
умение скреплять детали, что способствует развитию моторики. Во время
игры
LEGO взрослые и дети взаимодействуют и общаются друг с другом.
Взрослый легко в любой момент включается в игру, вовлекает любое
количество детей. Педагог, руководствуя игрой, может искусственно
создать ситуацию, когда у ребенка появится необходимость задать
вопросы,
ответить
на вопросы
взрослого,
сверстников,
поделиться
впечатлениями,
поинтересоваться
не
только
тем,
как
собирают
конструктор другие дети, но и в случае необходимости дать совет о
способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои
модели для более масштабной конструкции. В педагогике ЛЕГО-
технология интересна тем, что, она строится на интегративных принципах,
что позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и
обучающих задач процесса образования дошкольников. Использование
ЛЕГО-технологии
в
коммуникативной
деятельности
дошкольников
является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном
образовании,
а
именно
внедрение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
так
как
прослеживается принцип интеграции видов детской деятельности: игровая,
двигательная,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование,
изобразительная.
Каждый педагог знает, как трудно заинтересовать и
активизировать детей для образовательной деятельности, тем более
развитие речи. Вот мы после долгих поисков решили использовать ЛЕГО-
технологию, как один из приемов работы с детьми по развитию
коммуникативных
навыков.
Проанализировали
дидактические
игры,
модернизировали и апробировали их с помощью Лего-технологии. Вот
некоторые из них:
Домик для игрушек.
Материал: конструктивный набор. Игрушки из набора
LEGO «Дупло».
Другие игрушки средней величины.
Цель: Побуждать называть предметы мебели, их назначение. Совместно
для игры выполнять простые постройки. Развивать мелкую моторику.
Описание игры: ведущий объявляет детям, что они сейчас будут строить
комнату. Предлагает выбрать карточки-схемы, где изображена мебель.
Дети со взрослым обсуждают каждый вариант мебели, ее назначение.
Выполняют постройку.
Игра «Спрячем и найдем».
Материал: конструктивный набор
LEGO .
Цель:
приобщать
к
умению
ориентироваться
в
пространстве,
последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание
Описание
игры:
Воспитатель
раскладывает
заранее
выполненные
постройки по групповой комнате. Затем просит ответить на вопросы.
Например, какая игрушка с права? А что выше? А что левее? И т.д.
Игра «Один-много».
Материал: конструктор LEGO
Цель: формирование навыков образования форм родительного падежа
множественного
числа
существительных,
обозначающих
грибы,
побуждать детей употреблять в речи существительные единственного и
множественного рода, закреплять умение согласовывать числительное с
существительным.
Описание игры: воспитатель вместе с детьми выполняют простые
постройки (грибов, цыплят, кубиков и т. д). Постройки раскладывают
перед детьми. Затем идет беседа и самостоятельная деятельность ребенка
по данной теме.
Игра «Больше-меньше».
Материал: конструктор LEGO
Цель: упражнять ребенка в различии и сравнении величины предметов
(больше, меньше, равно); воспитывать внимание, быстроту реакции на
воспитателя.
Описание игры: воспитатель раскладывает перед детьми на двух пластинах
простые постройки из
конструктор LEGO (грибов, цыплят, кубиков и т.д).
Затем идет беседа, дети по сигналу взрослого ставят на пластину нужное
количество
сконструированных
построек.
Правильные
решения
награждаются фишкой. В конце игры фишки подчитываются.
Восприятие художественной литературы и фольклора
«Теремок»
Материал: конструктор LEGO
Цель: приобщать детей к русским народным сказкам. Развивать умение
описывать игрушку животного, последовательно рассказывать сказку.
Развивать мелкую моторику, конструктивные навыки.
Описание игры: воспитатель предлагает вместе с детьми построить героев
к сказке «Теремок» и рассказать сказку. Дети, выполняя постройку,
рассказывают о герое, взрослый управляет работой детей, при затруднении
задает вопросы.
Игра «Двор» к сказке К. Чуковского «Цыпленок».
Материал: конструктор LEGO
Цель:
Формировать
интерес
детей
к
режиссерской
игре
путем
обыгрывания конструктивных образов, развивать творческие способности
детей.
Описание игры: взрослый предлагает прогуляться на птичий двор, дети
называют, кого они там могут встретить, вместе строят героев, и по
аналогии сказки «Цыпленок», вместе придумывают свою сказку.
ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент,
помогающий увидеть и понять внутренний мир ребенка, его особенности,
желания,
возможности,
позволяющий
более
полно
раскрыть
его
личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это
средство, которое поможет через созидательную игру решить многие
проблемы ребенка и педагога.
Список литературы:
1. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994. Грамматический строй речи.
2. Комарова Л.Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора). – М.: «ЛИНКА-
ПРЕСС»
3. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,
Федеральный государственный образовательный стандарт.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие
для воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
5. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Шаврина Л.Г. Развитие речи и творчества
дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера»,
2001.