Автор: Дятлова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Рябинка"
Населённый пункт: город Мыски,Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание в семье"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Нравственно – патриотическое
воспитание в семье»
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте?
Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье,
родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма,
который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного
целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей
страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого
такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую
вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень
сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить
нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и
нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы
ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично
наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы
новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей
действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он
живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше
рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство
гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что
создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и
порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в
своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических
чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о
хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский
фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и
стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и
уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые
передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи
и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,
формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также
стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов,
сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и
кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к
определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для
раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры.
Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время
которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине,
других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего
усвоения новой информации стоит воспользоваться иллюстрациями,
художественной литературой и всевозможными наглядными предметами.
Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских
садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта
родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется
бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о
животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение
имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить
детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При
ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и
разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера,
которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Внимание родители!
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него -
родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений,
отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное
поведение в общественных местах.