Автор: Емельянова Екатерина Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 20 "Ласточка"
Населённый пункт: с.Саваслейка, г.о.г.Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: управление педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В обществе всегда существует потребность развития, изменения.
Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не
затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы
образования в целом и дошкольных образовательных организациях в
частности
становится
невозможно
без
оптимизации
управленческой
деятельности. Следовательно, дальнейшее повышение качества работы
дошкольных образовательных организаций находится в прямой зависимости
от качества управления ими. Поэтому освоение основ научного управления
на практике, овладение разнообразными формами и методами внутреннего
управления, становится первоочередной задачей
руководителя
нашего
детского сада «Ласточка».
Анализ состояния российской системы дошкольного образования
показывает необходимость формирования нового типа руководителя ДОО,
умело сочетающего функции педагога – воспитателя, психолога, менеджера,
оформителя, редактора и тд.
Именно поэтому в настоящее время
предъявляются
высокие
требования
к
руководителю
ДОО,
его
профессиональной компетентности, организаторским способностям.
Педагогический коллектив ДОО сложная система, управление которой
должно носить системный характер, кроме того педагогический коллектив
ДОО представляет собой подсистему общества, которая несет перед ним
ответственность за свою деятельность, выполняя его социальный заказ и
поэтому должна работать в режиме развития опережая время, постоянно
повышая свой статус.
Генри Форду принадлежит известная фраза: «Нанимая людей, которые
умнее вас, вы доказываете, что вы умнее, чем они». Ответственность за
педагогические результаты лежит только на руководителе образовательной
организации. Именно поэтому он должен формировать и управлять
педагогическим коллективом, в который будут входить умные, талантливые
и готовые работать под подчинением руководителя профессионалы.
В современной практике управления педагогическим коллективом
можно выделить понятия: «Управление – представляет собой совокупность
приемов
и
методов
целенаправленного
воздействия
на
объект
для
достижения
определенного
результата»,
«Управление
педагогическим
коллективом ДОО – способ построения взаимодействия руководителя и
педагогического коллектива или аспекты осуществления руководителем его
властных полномочий».
Управление педагогическим коллективом содействует достижению
целей повышения качества воспитания и включает:
эффективное
использование
профессионального
мастерства
и
возможностей педагогических работников;
создание условий для самореализации воспитателей и их удовлетворения
своей работой;
формирование и сохранение благоприятного психологического климата в
коллективе;
удовлетворение потребностей сферы сотрудников.
Каждый педагог, работающий в ДОО – это уникальная и неповторимая
личность, поэтому руководителю вряд ли можно рассчитывать на то, что
один и тот же подход, одно и тоже управленческое действие и прием к
разным
работникам
будет
одинаково
успешным.
Управленческая
деятельность для руководителя принципиально отличается от других видов
труда, поскольку связана с многообразием человеческих отношений,
огромным количеством производственных ситуаций при максимальной
ответственности
за
процесс
и
результат
управления
педагогическим
коллективом.
У
меня,
как
у
руководителя
ДОО,
существует
свой
алгоритм
взаимодействия с коллективом:
1. Имею ясное представление целей предстоящей работы: чего необходимо
достичь.
2. Определяю задачи для каждого сотрудника по реализации цели:
посредством, каких операций цель можно достичь.
3. Подготавливаю всё необходимое для предстоящей работы: при помощи
чего можно достичь.
4. Устанавливаю нормы выполнения для достижения результатов.
5. Распределяю ответственность, время выполнения.
Таким образом, руководитель современного ДОО должен разработать –
спланированную
систему
управленческих
действий
по
достижению
желаемой
модели.
Систему
управленческих
действий,
заложенных
в
программу, затрагивающих всех участников педагогического процесса, где
бы каждый член педагогического коллектива чувствовал себя необходимым
и незаменимым звеном единой системы.
В условиях модернизации образования и к педагогу предъявляются
новые требования: педагог – это, прежде всего, исследователь, обладающий
такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление,
высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая
интуиция,
критический
анализ,
потребность
в
профессиональном
самосовершенствовании
и
разумном
использовании
передового
педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным
потенциалом.
Под инновационным потенциалом педагогов ДОО мы понимаем
способность
кадров:
к
позитивно-критическому
восприятию
новой
информации;
к
приращению
общих
и
профессиональных
знаний;
к
выдвижению новых конкурентоспособных идей; к нахождению решений
нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач; к
использованию
знаний
для
практической
реализации
новшеств.
Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в
способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и
технологий.
МБДОУ д/с № 20 «Ласточка» является участником инновационной
методической
площадки
«Формирование
функциональной
грамотности
обучающихся»
в
рамках
межрегионального
сетевого
инновационного
проекта «Новые образовательные практики».
Решение этих задач зависит от компетентности руководителя по
созданию эффективной системы управленческого содействия освоению
педагогами современных образовательных технологий. Содействие означает
помощь и поддержку педагогов в достижении определенного результата в
профессиональной деятельности. Управление – воздействие на управляемую
систему с целью обеспечения требуемого ее поведения.
Таким
образом,
управленческое
содействие
–
целенаправленная
административная помощь для всех участников образования для того чтобы
каждый мог проявить себя в образовательной деятельности