Напоминание

Чайная посуда :" В гостях у Иван Иваныча Самовара"


Автор: Шагарова Тамара Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1619 им М.И.Цветаевой
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Чайная посуда :" В гостях у Иван Иваныча Самовара"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект открытого занятия по развитию речи

В гостях

у Ивана Иваныча

Самовара

учитель-логопед

Шагарова Тамара Владимировна

Москва

2024

Тема: Чайная посуда

Цели:

1.

Коррекционно-образовательные:

актуализация и активизация словаря по теме «Чайная посуда».

совершенствование грамматического строя речи: образования и

употребление в речи форм родительного и винительного падежей

существительных;

образование

относительных

прилагательных;

согласование прилагательных и числительных с существительными в

роде, числе; употребление предлога «на».

совершенствование связной речи путем развития диалогической

речи, составления загадки-описания.

2.

Коррекционно-развивающие:

развитие мышления;

развитие целостного восприятия;

развитие произвольного внимания;

развитие общей и мелкой моторики.

3.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание активности, инициативности, самостоятельности,

бережного отношения к предметам, сделанными людьми.

Оборудование:

самовар,

чайная

посуда

(настоящая

и

игрушечная),

«Волшебный мешочек», фланелеграф, плоскостные изображения чайной посуды

для фланелеграфа, магнитофон, аудиозапись стихотворения Д. Хармса «Иван

Иваныч Самовар», массажные дорожки.

Раздаточный материал: разрезные картинки (блюдца), пластмассовые

стаканчики, трубочки.

2

Предварительная работа: знакомство со стихотворением Даниила Хармса

«Иван Иваныч Самовар», разучивание логоритмического упражнения «Посуда».

План занятия

I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

II. Основная часть.

III. Физкультминутка.

IV. Закрепление.

V. Итог занятия.

3

Ход занятия

I.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний.

Логопед встречает детей, организует приветствие.

- Дети, у нас сегодня необычное занятие. Один книжный персонаж

попросил у вас помощи. И мы отправляемся к нему. А к кому, догадайтесь.

Звучит стихотворение Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар».

-

Из какого стихотворения этот отрывок? (-

Этот отрывок из

стихотворения «Иван Иваныч Самовар».)

- Кто автор этого стихотворения? (- Автор этого стихотворения Даниил

Хармс.)

- О чем это стихотворение? (- Это стихотворение о том, как Иван

Иваныч Самовар угощал всех чаем?)

-

Какая посуда нужна для чаепития? (- Чашка, блюдце, сахарница,

конфетница, заварочный чайник, чайная ложка.)

- Как назовем ее одним словом? (- Чайная посуда.)

- Догадались, к кому мы идем в гости? ( - К Ивану Иванычу Самовару.)

- Ну что, готовы? Тогда отправляемся!

Дети идут по массажной дорожке.

- Вот мы и пришли к Ивану Иванычу Самовару. Садитесь, пожалуйста.

II. Основная часть.

Игра «Собери разбитые блюдца»

- Ребята, я вам уже говорила, что Ивану Иванычу Самовару нужна ваша

помощь. Он ждет гостей. А у него разбилась вся посуда. Давайте поможем ему ее

склеить.

4

- Перед каждым из вас лежат на подносе осколки. Из них нужно собрать

блюдца.

Дети собирают плоскостные изображения блюдец. Логопед спрашивает у

каждого ребенка, какое блюдце он сложил.

Игра « Что без чего?»

-

Разбились не только блюдца, но и другая посуда. Давайте склеим

оставшуюся посуду. Подойдите к фланелеграфу. Посмотрите и скажите без чего:

Чайник

Сахарница

Чашка

Ложка

Блюдце

На фланелеграфе плоскостные изображения чайной посуды, на подносе

части посуды.

Дети называют без чего

чайник, сахарница, ложка, блюдце, чашка,

находят деталь посуды и прикрепляют на фланелеграф. После говорят, что они

приклеили каждому предмету посуды?

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Посуда вся собрана. Кому

вы помогли склеить посуду?

- Теперь поможем Ивану Иванычу накрыть на стол.

5

Игра «Волшебный мешочек»

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» и расскажем

без чего нельзя попить чай.

Каждый ребенок находит в мешочке предмет посуды, ощупывает его и

говорит, без чего нельзя попить чай. Затем выставляет эту посуду на стол.

- Давайте назовём все предметы посуды. (- Чайник, чашка….)

- Что это за слова? (- Это слова-предметы.)

Игра «Какой? Какая? Какое?»

- Дети, каждая посуда сделана из разного материала. Давайте рассмотрим,

из чего сделана наша посуда и расскажем Ивану Иванычу, какая она.

Чашка сделана из фарфора – она фарфоровая

Блюдце сделано из фарфора – оно фарфоровое

Чайная ложка сделана из серебра – она серебряная

Сахарница сделана из дерева – она деревянная

Конфетница сделана из стекла – она стеклянная

Чайник сделан из фарфора – он фарфоровый

Сухарница сделана из соломы – она соломенная

Самовр сделан из железа – он железный

6

- Мы сейчас называли слова «фарфоровая», «стеклянная», «серебряная».

- О чем нам рассказали эти слова? (- Эти слова нам рассказали о том,

какая посуда).

- Что это за слова? ( - Это слова-признаки.)

Логопед предлагает вспомнить, какую посуду каждый ребенок достал из

«Волшебного мешочка» и поставил на стол.

- Алёна, что ты поставила на стол? (- Я поставила на стол фарфоровые

блюдца).

Аналогично отвечает на вопрос каждый ребенок.

- Кому вы помогли накрыть стол? (- Мы помогли накрыть стол Ивану

Иванычу Самовару.)

III.

Физминутка

Подвижная игра «Посуда».

- Вы хорошо потрудились. Давайте теперь отдохнем.

Логопед предлагает детям выйти на ковер и представить, как они

превращаются в посуду.

- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.

7

Вот большой стеклянный чайник.

Дети надули живот, одну руку поставили на пояс,

другую изогнули.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки

, Присели, одну руку поставили на пояс.

Очень крупные бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Рисуют руками круги, хлопают в ладоши.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Потянулись, сомкнули руки над головой, одну

ногу согнули в колене.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Вытянули руки вперед.

Он посуду нам принёс.

- Хлопни, топни, покружись в детей снова превратись.

IV.

Закрепление материала.

Игра «Посчитай посуду»

- И так стол накрыт. Давайте еще раз посмотрим, какая посуда оказалась на

столе и посчитаем ее.

Дети пересчитывают посуду (одно фарфоровое блюдце, два фарфоровых

блюдца,

три

фарфоровых

блюдца,

четыре

фарфоровых

блюдца,

пять

фарфоровых блюдец). Аналогично с каждым предметом посуды.

Составление загадок-описаний.

- Ребята, мы помогли Ивану Иванычу склеить посуду и накрыть стол. А

теперь давайте загадаем друг другу загадки о посуде, которая стоит на столе.

8

-

Послушайте мою загадку. Железный, пузатый, носатый, всех чаем

угощает. Что это? (Самовар)

После загадки логопеда, дети придумывают и загадывают свои загадки.

Упражнение «Кипит вода»

- Вот и самовар скоро закипит. Давайте изобразим, как бурлит кипящая

вода.

Логопед предлагает детям взять трубочки и стаканчики с водой.

- Сделайте глубокий вдох носом и подуйте в соломинку, не раздувая щек.

- Молодцы ребята. Вы хорошо потрудились. Помогли Ивану Иванычу

склеить посуду, накрыть стол, поиграли в разные игры, загадали интересные

загадки. Он благодарит вас и хочет угостить. Поблагодарите Ивана Иваныча. И

нам пора возвращаться.

Логопед предлагает вернуться обратно по массажным дорожкам.

V. Итог занятия.

- Дети, к кому мы сегодня ходили?

- Что мы делали у Ивана Иваныча?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

9



В раздел образования