Автор: Шагарова Тамара Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1619 им М.И.Цветаевой
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Чайная посуда :" В гостях у Иван Иваныча Самовара"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по развитию речи
В гостях
у Ивана Иваныча
Самовара
учитель-логопед
Шагарова Тамара Владимировна
Москва
2024
Тема: Чайная посуда
Цели:
1.
Коррекционно-образовательные:
•
актуализация и активизация словаря по теме «Чайная посуда».
•
совершенствование грамматического строя речи: образования и
употребление в речи форм родительного и винительного падежей
существительных;
образование
относительных
прилагательных;
согласование прилагательных и числительных с существительными в
роде, числе; употребление предлога «на».
•
совершенствование связной речи путем развития диалогической
речи, составления загадки-описания.
2.
Коррекционно-развивающие:
•
развитие мышления;
•
развитие целостного восприятия;
•
развитие произвольного внимания;
•
развитие общей и мелкой моторики.
3.
Коррекционно-воспитательные:
•
воспитание активности, инициативности, самостоятельности,
бережного отношения к предметам, сделанными людьми.
Оборудование:
самовар,
чайная
посуда
(настоящая
и
игрушечная),
«Волшебный мешочек», фланелеграф, плоскостные изображения чайной посуды
для фланелеграфа, магнитофон, аудиозапись стихотворения Д. Хармса «Иван
Иваныч Самовар», массажные дорожки.
Раздаточный материал: разрезные картинки (блюдца), пластмассовые
стаканчики, трубочки.
2
Предварительная работа: знакомство со стихотворением Даниила Хармса
«Иван Иваныч Самовар», разучивание логоритмического упражнения «Посуда».
План занятия
I. Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
II. Основная часть.
III. Физкультминутка.
IV. Закрепление.
V. Итог занятия.
3
Ход занятия
I.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
Логопед встречает детей, организует приветствие.
- Дети, у нас сегодня необычное занятие. Один книжный персонаж
попросил у вас помощи. И мы отправляемся к нему. А к кому, догадайтесь.
Звучит стихотворение Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар».
-
Из какого стихотворения этот отрывок? (-
Этот отрывок из
стихотворения «Иван Иваныч Самовар».)
- Кто автор этого стихотворения? (- Автор этого стихотворения Даниил
Хармс.)
- О чем это стихотворение? (- Это стихотворение о том, как Иван
Иваныч Самовар угощал всех чаем?)
-
Какая посуда нужна для чаепития? (- Чашка, блюдце, сахарница,
конфетница, заварочный чайник, чайная ложка.)
- Как назовем ее одним словом? (- Чайная посуда.)
- Догадались, к кому мы идем в гости? ( - К Ивану Иванычу Самовару.)
- Ну что, готовы? Тогда отправляемся!
Дети идут по массажной дорожке.
- Вот мы и пришли к Ивану Иванычу Самовару. Садитесь, пожалуйста.
II. Основная часть.
Игра «Собери разбитые блюдца»
- Ребята, я вам уже говорила, что Ивану Иванычу Самовару нужна ваша
помощь. Он ждет гостей. А у него разбилась вся посуда. Давайте поможем ему ее
склеить.
4
- Перед каждым из вас лежат на подносе осколки. Из них нужно собрать
блюдца.
Дети собирают плоскостные изображения блюдец. Логопед спрашивает у
каждого ребенка, какое блюдце он сложил.
Игра « Что без чего?»
-
Разбились не только блюдца, но и другая посуда. Давайте склеим
оставшуюся посуду. Подойдите к фланелеграфу. Посмотрите и скажите без чего:
Чайник
Сахарница
Чашка
Ложка
Блюдце
На фланелеграфе плоскостные изображения чайной посуды, на подносе
части посуды.
Дети называют без чего
чайник, сахарница, ложка, блюдце, чашка,
находят деталь посуды и прикрепляют на фланелеграф. После говорят, что они
приклеили каждому предмету посуды?
- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Посуда вся собрана. Кому
вы помогли склеить посуду?
- Теперь поможем Ивану Иванычу накрыть на стол.
5
Игра «Волшебный мешочек»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» и расскажем
без чего нельзя попить чай.
Каждый ребенок находит в мешочке предмет посуды, ощупывает его и
говорит, без чего нельзя попить чай. Затем выставляет эту посуду на стол.
- Давайте назовём все предметы посуды. (- Чайник, чашка….)
- Что это за слова? (- Это слова-предметы.)
Игра «Какой? Какая? Какое?»
- Дети, каждая посуда сделана из разного материала. Давайте рассмотрим,
из чего сделана наша посуда и расскажем Ивану Иванычу, какая она.
Чашка сделана из фарфора – она фарфоровая
Блюдце сделано из фарфора – оно фарфоровое
Чайная ложка сделана из серебра – она серебряная
Сахарница сделана из дерева – она деревянная
Конфетница сделана из стекла – она стеклянная
Чайник сделан из фарфора – он фарфоровый
Сухарница сделана из соломы – она соломенная
Самовр сделан из железа – он железный
6
- Мы сейчас называли слова «фарфоровая», «стеклянная», «серебряная».
- О чем нам рассказали эти слова? (- Эти слова нам рассказали о том,
какая посуда).
- Что это за слова? ( - Это слова-признаки.)
Логопед предлагает вспомнить, какую посуду каждый ребенок достал из
«Волшебного мешочка» и поставил на стол.
- Алёна, что ты поставила на стол? (- Я поставила на стол фарфоровые
блюдца).
Аналогично отвечает на вопрос каждый ребенок.
- Кому вы помогли накрыть стол? (- Мы помогли накрыть стол Ивану
Иванычу Самовару.)
III.
Физминутка
Подвижная игра «Посуда».
- Вы хорошо потрудились. Давайте теперь отдохнем.
Логопед предлагает детям выйти на ковер и представить, как они
превращаются в посуду.
- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
7
Вот большой стеклянный чайник.
Дети надули живот, одну руку поставили на пояс,
другую изогнули.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки
, Присели, одну руку поставили на пояс.
Очень крупные бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Рисуют руками круги, хлопают в ладоши.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Потянулись, сомкнули руки над головой, одну
ногу согнули в колене.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Вытянули руки вперед.
Он посуду нам принёс.
- Хлопни, топни, покружись в детей снова превратись.
IV.
Закрепление материала.
Игра «Посчитай посуду»
- И так стол накрыт. Давайте еще раз посмотрим, какая посуда оказалась на
столе и посчитаем ее.
Дети пересчитывают посуду (одно фарфоровое блюдце, два фарфоровых
блюдца,
три
фарфоровых
блюдца,
четыре
фарфоровых
блюдца,
пять
фарфоровых блюдец). Аналогично с каждым предметом посуды.
Составление загадок-описаний.
- Ребята, мы помогли Ивану Иванычу склеить посуду и накрыть стол. А
теперь давайте загадаем друг другу загадки о посуде, которая стоит на столе.
8
-
Послушайте мою загадку. Железный, пузатый, носатый, всех чаем
угощает. Что это? (Самовар)
После загадки логопеда, дети придумывают и загадывают свои загадки.
Упражнение «Кипит вода»
- Вот и самовар скоро закипит. Давайте изобразим, как бурлит кипящая
вода.
Логопед предлагает детям взять трубочки и стаканчики с водой.
- Сделайте глубокий вдох носом и подуйте в соломинку, не раздувая щек.
- Молодцы ребята. Вы хорошо потрудились. Помогли Ивану Иванычу
склеить посуду, накрыть стол, поиграли в разные игры, загадали интересные
загадки. Он благодарит вас и хочет угостить. Поблагодарите Ивана Иваныча. И
нам пора возвращаться.
Логопед предлагает вернуться обратно по массажным дорожкам.
V. Итог занятия.
- Дети, к кому мы сегодня ходили?
- Что мы делали у Ивана Иваныча?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
9