Автор: Елисеева Мария Анатольевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Дом детского творчества "Гармония"
Населённый пункт: с.Борское
Наименование материала: "Успех каждого ребенка"
Тема: Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев
Раздел: дополнительное образование
Истоки творческих способностей и дарования детей —
на кончиках их пальцев
Одной из важнейших задач современного образования является развитие у
учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и
рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического
творчества
в
формировании
личности,
способной
в
будущем
к
высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной
деятельности.
«Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их
пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают
источник
творческой
мысли.
Чем
больше
уверенности
и
изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудием
труда,
чем
сложнее
движения,
необходимые
для
этого
взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с
общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» - это слова В. А.
Сухомлинского, и я с ним полностью согласна.
Ручной труд — это творческая работа ребёнка с различными материалами.
Психолог А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное
умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно
воссоздает образы. Для того, чтобы сформировать у ребенка положительное
отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы от стал на позицию
созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда.
Поэтому труд ребенка обязательно должен быть направлен на изготовление
реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по
своему усмотрению.
Именно этим требованиям отвечает дополнительная общеобразовательная
программа «Фантазеры», которая реализуется на базе Борской средней
школы №1. Она рассчитана на 4 года и направлена на формирование у
ребенка определенной позиции «Я сделал это сам», что важно дня его
развития.
Получение результата становится для ребенка, критерием по которому он
может судить о себе, своих возможностях. Среди многообразия видов
творческой деятельности есть работа с бумагой (сначала это разные виды
аппликации, позже - паперкрафт), работа с конструктором, и, в последний
год обучения, планируется ввести элементы черчения.
Сегодня
мы
с
ребятами
занимаемся
конструированием.
Термин
«конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение
различных предметов, частей, элементов, от латинского слова, когда
используются образцы, схемы. Ребята любят придумывать сами.
Очень важно увлечь учащихся предлагаемой работой, и, в то же время,
сформировать навыки выполнения заданий по инструкции педагога, а позже
научить выполнению по описанию или чертежам в учебнике. Многие
обучающиеся испытывают трудности в выполнение данных заданий не
только в первом, но и в последующих классах.
Работа по техническому, в сочетании с учебными занятиями на уроках,
помогает школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области
технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает
трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в
коллективе.
Таким образом, конечной целью развития технических способностей
обучающихся является воспитание цельной, всесторонне развитой личности,
вооруженной глубокими и прочными знаниями в области технических наук и
при этом способную принимать неординарные решения, рассматривать
проблему с разных точек зрения, практически применять и использовать
полученные знания, что, в последствии, поможет определиться с будущее
профессией.