Автор: Карасева Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ДОЧУ "Детский сад "ЮНЭК"
Населённый пункт: Балашиха городской округ
Наименование материала: Статья
Тема: Эмоции или интеллект!
Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие.
Единство интеллектуального и эмоционального!
Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу,
а благодаря EQ – делаете карьеру.
Поговорка XXI в.
Почему человек не летает? И не бегает быстро как гепард? Почему он не прыгает
далеко как кузнечик? Кто такой гений, парадоксов друг? Как это – рисовать на пленере?
Е.В. – что мне сказать на совещании? Е.В. – как сделать ролик интересным? А на
педсовете у меня какая тема? Какой сегодня дресс код? Е.В. – посмотрите пожалуйста
электронную газету! Е.В. – кто отвечает за следующий методический вторник? Е.В. –
какую тему взять для новогоднего сценария?
Педагоги и дети! Почему? Как? Что? Где? Когда?
ААААААААААААА – надо посоветоваться с Антуаном де Сент Экзюпери!
«Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру,
умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно
надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых
кустов….Антуан де Сент-Экзюпери!
Итак! На прополку баобабов!
Добрый день педагогическое сообщество профессионалов детства!
В эфире Карасева Елена Викторовна, педагог-психолог с 20 летним стажем работы
в образовании с детьми от 1 года до 11 класса!
И сегодня я хочу рассказать вам на личном опыте как наши педагоги ежедневно
подбирают ключ к дверцам, за которыми огромное космическое чудо – сияние страны
Света! А что такое свет? Свет – знание! Свет - это то, что дает возможность видеть мир
вокруг нас! Это наши эмоции и наш интеллект!
Ведь
одной
из
основных
педагогических
задач
является
пробуждение
познавательной
активности
детей!
И
решить
ее
можно
исключительно
через
эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с обучающимися, единство воли,
мышления и эмоций – эмоциональный интеллект педагога.
В этом словосочетании, как мы видим, есть два термина — эмоции
(EQ
-
способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции
окружающих и интеллект
(IQ – это коэффициент интеллекта, интеллектуальное
искусство, работа мысли, живость ума. Он говорит о возможности людей оперировать
схемами, информацией, логическими правилами).
Так на что же делать ставку? На интеллект, или эмоции?
С одной стороны, вроде бы, интеллект решает. Много знаний, большой опыт,
быстрый анализ.
С другой - в определенных ситуациях человек опускается до уровня рефлексов и
эмоций.
Давайте сложим эти два понятия!
Согласно исследователям,
эмоциональный интеллект
— это когнитивная
способность человека перерабатывать огромные объемы информации, которые он
получает через свои эмоции и эмоции окружающих людей каждую минуту времени. Это
информация, которую мы собираем и используем для повышения эффективности и
качества нашей жизни.
Человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней
жизни под влиянием окружающей среды, в которой ребенок оказывается. Эмоции играют
важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать
на нее.
Дети смотрят на мир через призму эмоций. Эмоции являются средством
развития детской познавательной инициативы и важнейшим фактором регуляции
процессов познания. Для интеллекта и эмоций характерны отношения взаимодополнения
(В. К. Вилюнас).
Дэниел Гоулман утверждает: «По сути, у нас два ума: один думает, другой
чувствует.
Эти
два
коренным
образом
отличающихся
процесса
познания
взаимодействуют, составляя нашу ментальную жизнь… При успешном взаимодействии
этих партнеров повышается эмоциональная способность мышления, равно как и
умственная способность мыслить».
Все мы знаем, что дети – наши маленькие учителя и зеркала. Они наблюдают,
слушают и подражают нам, родителям, и взрослым вокруг.
Как наше собственное развитие может вдохновлять и мотивировать детей к
лучшим достижениям?
Замечали ли вы, что бодрое и хорошее настроение повышает продуктивность
умственной деятельности?
Педагоги нашего учреждения постоянно находятся в активном поиске новых
психолого-педагогических технологий, которые помогли бы в построении работы с
дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы и способствовали бы
активизации познавательной активности.
А для этого мы в первую очередь работаем над собой!
Встречи с известными людьми являются особым и незабываемым событием в
жизни человека.
Шалва Амонашвили — замечательный педагог, автор концепции гуманной
педагогики, ориентированной на развитие личности ребенка. Мы посещаем лекции
Шалвы Амонашвили о ценностях родительства, образования, отношений, любви и
взаимопонимания. «Мы все должны измениться - новые дети в старой педагогике не
умещаются». Сегодняшним детям нужны искренняя любовь и красота. Образовательный
процесс должен быть красивым, задания, которые задают детям, должны быть красивы,
заманчивы, увлекательны, голос учителя должен увлекать.
Ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и
обучение детей младшего возраста» под руководством Н.Е. Вераксы. Наш коллектив
презентовал опыт работы с родительской общественностью на международном уровне!
7 июля 2023 года коллектив педагогов принял участие с благотворительной акцией
в духовно-просветительском проекте «Дни Достоевского в Оптиной пустыни, где
состоялось знаменательное событие — торжественная церемония открытия и освящения
памятника великому русскому писателю Федору Достоевскому.
В
целях
развития
международного
сотрудничества
в
сфере
образования,
накопления опыта и распространения лучших образовательных технологий, команда
администрации принимала участие в Финско-российском образовательном форуме.
Такие встречи оказывают сильное влияние на педагога, стимулируют вдохновение,
расширяют кругозор. Они также могут оказывать положительное воздействие на
самооценку и жизненное направление.
Климат-контроль – контроль своего эмоционального состояния!
Лучшим способом развития эмоционального интеллекта являются наши увлечения,
любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не
более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или
состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и
восстановить свои силы.
Возьмите лист бумаги и напишите 5 видов деятельности, которые приносят вам
удовольствие. Проранжируйте их по степени удовольствия. Сделали? Это и есть
ресурс, который можно использовать для развития эмоционального интеллекта.
Коробочка эмоций.
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что
ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем
создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его
эмоции.
Пример:
Зрение — счастливая улыбка ребенка;
Слух — шум морской волны;
Вкус — сладкая клубника;
Обоняние — ароматы леса после дождя;
Осязание — объятия любимого человека.
Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию
сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…),
когда...». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и
будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и
принятию собственных чувств.
Если вы выполнили эти простые упражнения - Поздравляем – вы на пути развития
эмоционального интеллекта!