Авторы: Нагорнова Марина Викторовна, Марина Викторовна Нагорнова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ г. Пушкино "Образовательный комплекс №8"
Населённый пункт: Московская область, город Пушкино
Наименование материала: Конспект семинара-практикума для педагогов-психологов
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для педагогов-психологов.
Тема семинара-практикума: «Развитие эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста. »
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
Фотографии детей в разных эмоциональных состояниях.
Мольберт.
Магниты.
Карточки с написанными чувствами
МАК «Роботы».
МАК «Котейка» или МАК «Монстрики чувств».
Кубик «Эмоции».
Карточки с изображением членов семьи.
Карточки с изображением сказочных персонажей в разном эмоциональном
состоянии.
Здравствуйте, коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления: «Развитие
эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». В этом учебном году я
взяла эту тему в качестве темы самообразования. При этом поставила для себя ряд
задач, которые мне необходимо решить. Прежде всего у меня стояла задача
углубиться в теоретические аспекты этой проблемы, систематизировать материал и
пополнить его разработками, а также применить на практике новые инструменты в
развитие эмоционального интеллекта. Коротко скажу, почему именно на эту тему
пал выбор. Все вы знаете, что родители сейчас большое внимание уделяют
интеллектуальному развитию детей. При этом всё большее количество детей
испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно
оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а также испытывают
трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций
и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты,
которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети
становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие
эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце
(отсутствие чувства), о котором писал Л.С. Выготский. Дошкольным учреждениям
необходимо уделять большое внимание этой проблеме. Именно в дошкольном
возрасте ребёнок живёт в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и
легко поддаётся коррекции. Именно по этим причинам я выбрала эту тему. Прежде
чем начать рассказывать про свой опыт работы в этой теме я думаю, что стоит
остановиться
на
теоретическом
аспекте
и
дать
определение
понятию
«эмоциональный интеллект».
Итак, на слайде вы видите это определение. Оно взято из Википедии. Там даётся
следующее определение:
Эмоциональный интеллект (EQ) – это сумма навыков и способностей человека
распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и
свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями
других людей в целях решения практических задач.
Из этого определения мы для себя можем выделить структурные компоненты
эмоционального интеллекта.
Это:
Распознавание эмоций.
Понимание эмоций.
Управление эмоциями.
Использование эмоций для решения задач.
Это то, чему мы начинаем учить детей в дошкольном возрасте. Делаем это мы через
использование различных инструментов в работе. Это наглядные пособия, сюда
входят плакаты и разные демонстрационные материалы, дидактические игры,
метафорические ассоциативные карты, рабочие тетради. Ну и конечно же различные
изобразительные средства: краски, карандаши, пластилин, глина, тесто. Всё это
помогает нам работать над развитием эмоционального интеллекта у детей. А сейчас
мне хотелось бы перейти к практической части моего выступления и познакомить
вас с некоторыми техниками, которые я использую в работе по развитию
эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Вы, наверное, заметили, что в зале стоит мольберт с фотографиями детей. Это такая
загадка для вас от детей нашего детского сада. Я предлагаю подойти к мольберту и
прикрепить рядом с фотографией ребёнка словесное обозначение изображённого
чувства или эмоции (педагоги выполняют задание). Если вы не согласны с той
эмоцией, которую кто-то уже прикрепил, то вы можете рядом прикрепить свою
карточку. Если вдруг не обнаружили нужную, то можете на чистом листике
написать и прикрепить её.
То, что мы сейчас с вами проделали – это одна из форм работы, которую я
использую в работе с детьми. Только с детьми я не применяю словесные карточки.
Мы обозначаем эмоции и чувства словами. Данную технику я назвала «Все эмоции
важны, все эмоции нужны». В чём она заключается, если говорить более подробно.
Состоит
эта
техника
из
нескольких
этапов
работы.
Первый
этап
–
это
подготовительный. На этом этапе я прихожу в группу и играю с детьми в игру
«Море волнуется». Где прошу детей изображать фигуры, изображающие разные
эмоции. Детей в этот момент важно фотографировать. В этом вам может помочь
воспитатель. Также важно, чтобы у каждого ребёнка оказалась фотография с каким-
то эмоциональным состоянием. Затем эти фотографии распечатываются. После
этого мы переходим ко второму этапу – это работа с фотографиями. Здесь я играю с
детьми в игру «Угадай настроение». Дети рассматривают фотографии, угадывают
настроение своих друзей. Также есть прекрасная возможность узнать угадал
ребёнок эмоцию или нет. Особенный эмоциональный отклик у детей бывает в
ситуации, когда другие не смогли угадать эмоцию, которую ребёнок изобразил на
фотографии. После этого наступает третий этап – это создание фоторамки для
фотографии и конечно же организация фотовыставки для родителей, где родители
тоже угадывают чувства своих детей.
Ещё есть вариант этой техники с фотографиями родителей. Мы просим родителей
принести свои фотографии с разными эмоциями и чувствами. А дальше игра
проводится в той же последовательности. Дети угадывают чувства, рисуют рамку и
дарят фотографии родителям.
Далее на слайдах вы видите фотографии как дети играют в эту игру.
Следующая игра, которую я хочу вам предложить называется «История одного
героя». Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать карточку со сказочным героем,
который вам больше всего понравился (педагоги выбирают героев). А теперь
предлагаю каждому из вас рассказать про своего героя. Какое настроение у вашего
героя? Как вы думаете, что с ним произошло? Что произойдёт с героем дальше?
(педагоги отвечают на все вопросы по очереди). Вопросы могут быть разными. Мы
с вами попробовали только некоторые из них. На слайде вы видите примерные
вопросы, которые можно задавать ребёнку про его героя. Также это упражнение
можно дополнять элементами арт-терапии и просить ребёнка нарисовать место, где
живёт герой.
Следующая игра, в которую я предлагаю вам поиграть называется «Передай
эмоцию». Я предлагаю нам встать друг за другом. Теперь я последнему стоящему
скажу на ушко эмоцию, которую ему необходимо будет передать. Эмоцию будем
передавать по цепочке, как в детской игре «Испорченный телефон», только с
помощью мимики и пантомимики. (участникам предлагается изобразить следующие
эмоции: удивление, отвращение, стыд, радость). В работе с детьми я не произношу
эмоцию на ушко, а использую либо кубик «Эмоции, либо карточки с изображением
разных эмоций. Карточки можно взять абсолютно из любой игры или подобрать в
интернете.
Ещё одно упражнение, которое я хочу вам показать называется «Чувства моей
семьи». Играть в неё можно по – разному. Первый вариант игры следующий. Перед
ребёнком раскладываются карточки с изображением семьи. Карточки кладутся
лицевой стороной вниз. Затем ребёнку предлагается кинуть кубик «Эмоции» и
открыть одну карточку. После этого ребёнок составляет предложение. Например:
«Мама грустит, когда…» и дополняем предложение. То какое у нас получится
предложение зависит от открытой карточки и выпавшей эмоции. Предлагаю
попробовать. Кто хочет поиграть? (выходит один педагог и играет).
Для второго варианта игры нам понадобятся карточки с изображением членов
семьи. Также можно использовать разные фигурки, МАК «Роботы». Всё зависит от
того каким материалом вы располагаете. Ещё нам с вами понадобятся карточки с
изображением разных эмоций и чувств. Мне в этом плане нравится МАК «Котейка»
и МАК «Монстрики чувств», но можно их заменить на пиктограммы. Тогда
пиктограмм должно быть каждой по несколько штук. После того, когда все
материалы у нас готовы мы можем приступать к выполнению упражнения. Мы
предлагаем ребёнку выбрать членов своей семьи. Если мы используем с вами МАК
«Роботы», то предлагаем ребёнку сложить робота похожего на маму, папу, себя и
т.д. После этого ребёнку предлагается среди карточек – эмоций выбрать эмоции и
положить их рядом тем членом семьи, который по мнению ребёнка их испытывает.
Далее с ребёнком проводится беседа. Его спрашивают: «Какие эмоции испытает
мама, папа, ты и т.д.?», «Как ты думаешь какую эмоцию чаще всего испытывает
мама, папа, ты и т.д.?», «В каких ситуациях это происходит?». С помощью этого
упражнения ребёнок учится распознавать эмоции, понимать свои чувства и чувства
других людей. Также это упражнение может носить диагностический характер. Мы
можем посмотреть какие чувства царят в семьи и использовать это для дальнейшей
работы с семьёй.
А сейчас я предлагаю вам подойти к столу и сложить из МАК «Роботы» своего
робота, который был бы похож на вас, а затем из предложенных карточек чувств
выбрать карточку, которая отражала бы то чувств, с которым вы завершаете наш
семинар-практикум. (Педагоги выполняют задание, а затем озвучивают свои
чувства).
Всем большое спасибо за обратную связь. Я готова ответить на ваши вопросы, если
они есть по теме семинара-практикума.
Всем спасибо за внимание!