Автор: Козлова Наталия Михайловна
Должность: преподаватель педагогики, психологии, частных методик
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Лекция для студентов
Тема: Детско-родительский клуб в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Детско-
родительский
клуб в детском
саду
Лекции для студентов для
специальностей 44.02.01
Дошкольное образование и
44.02.04 Специальное
дошкольное образование
Козлова Наталия Михайловна
Тула
2023
Козлова Н.М. Детско-родительский клуб в детском саду.
1
Оглавление
Детско-родительский клуб в детском саду ........................................................................................... 1
Как поэтапно и чётко построить работу творческой детско-родительской мастерской? ......... 2
Примерные темы занятий………………………………………………………………………………3
Пример планирования работы детско-родительского клуба Родительские встречи…………..6
Детско-родительский клуб в детском саду
Родительский (семейный) клуб
—
это
способ
организации
работы
с родителями,
направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе
и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Первой жизненной школой для ребёнка является семья. Именно она становится целым
миром,
в
котором
растущий
человек
начинает
учиться
любить,
терпеть,
радоваться,
сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, навыки «жить среди
людей».
Каждому человеку хочется, чтобы окружающие были в состоянии понять и принять
его таким, какой он есть, чтобы не ломали его личность, а могли поддержать и помочь её
развитию. Особенно мы ценим такое отношение со стороны близких людей.
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный
клуб
в
системе
функционирования
ДОУ
представляет
собой
некий
университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
1.
Обеспечение
необходимого
психолого-педагогического
и
методического
сопровождения
отношений
родителей
и
детей
дошкольного
возраста.
То
есть
открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать
на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если
ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, педагог не только
указывает, что нужно проработать дома, но и как (!) это сделать.
2.
Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах
развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а
участники
образовательного
процесса,
что
находит
отражение
в
проведении
совместных занятий, праздников.
3.
Проведение
просветительской
работы,
направленной
на
организацию
диалога
родитель-малыш
с
учётом
всех
психологических
особенностей
и
возрастных
интересов последних. Например, если ребёнок младшей группы (3–4 года) при
подготовке к утреннику на Новый год отказывается дома учить стихотворение, то
родителям не нужно заставлять его. А тем более угрожать или шантажировать
(«Никаких машинок на Новый год, если не будешь учить!»). Выявив с помощью
воспитателя
текущие
интересы
малыша,
к
примеру,
увлечение
игрушками-
конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить
упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как
рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
4.
Популяризация
работы
ДОУ
в
родительской
среде.
В
последние
годы
из-за
социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР мамы и папы почти
круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации
детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван
объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а
также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления
образовательной деятельности и участвуют (!) в ней.
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач,
как:
Козлова Н.М. Детско-родительский клуб в детском саду.
2
-
повышение
уровня
общей
психолого-педагогической
подготовки
семьи
(через
составление и
проработку списка
рекомендованной литературы, подборки
видеороликов,
касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
- определение и передача положительного опыта семейных отношений (например,
мастер-классы,
где
родители,
чьи
дети
имеют
в
целом
положительный
образ
дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой
педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций,
периодически возникающих в воспитательном процессе);
- помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и
требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к
детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
-
содействие
в
вопросах
сплочения
коллектива
родителей,
в
том
числе
и
для
предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы
постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы
не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая
может
быть
вполне
банальной
—
ребята,
таким
образом,
пытаются привлечь
внимание
симпатичной девочки);
- установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и
детским
садом
относительно
вопросов
выбора
оптимальных
способов
взаимодействия
с
детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета
доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в
детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям?
Многие родители задают эти и подобные вопросы себе и знакомым. В разной
интерпретации
приходится
слышать
их
и
во
время
работы
педагогом-психологом
в
учреждении
дошкольного
образования.
Постоянно
сталкиваемся
с
необходимостью
решать различные проблемы, связанные с развитием детей.
При
этом
следует
заметить,
что
ряд
особенностей,
прежде
всего,
эмоционально-
личностного
характера,
не
всегда
успешно поддаются
коррекции.
Их
устойчивость,
как
правило,
связана
с
тем,
что
они
формируются
преимущественно
в
семье,
отражают
стереотипы сложившихся в ней взаимоотношений, которые изменить довольно непросто. В
связи с этими обстоятельствами наш коллектив нацелен на укрепление взаимодействия с
семьями воспитанников, на поиск новых форм сотрудничества с их родителями и законными
представителями.
Педагоги
понимают,
насколько
важно
делать
это
ненавязчиво,
чтобы
взрослые сами захотели сотрудничать с учреждением дошкольного образования.
Как поэтапно и чётко построить работу творческой детско-родительской
мастерской? В чём суть такого формирования?
Если отвечать коротко, то детско-родительский клуб — это встречи с родителями
воспитанников в нетрадиционной обстановке, во время которых сообща решаются актуальные
проблемы. Такие встречи в детском саду отличаются практической направленностью, когда
участниками дискуссий
и
диалогов
становятся
сами
родители.
Они
имеют
возможность
советоваться, спорить, совместными усилиями искать выход из различных педагогических
ситуаций.
Задача
педагога
тактично
направлять
и
поддерживать
беседу
в
нужном
направлении.
С
целью
закрепления
полученных
знаний
взрослым
предоставляется
возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх и этюдах, связанных с
решением волнующих вопросов.
Можно нача
ть
работу с того, что в начале каждого учебного года разместить в группах
объявление примерно следующего содержания: «Уважаемые взрослые, приглаша
ем
вас в
творческую мастерскую заботливых и умных родителей «Понять. Принять. Поддержать».
Вместе
мы
попытаемся
разрешить
возникающие
проблемы,
научиться
эффективному
и
творческому общению с детьми, сделать семью более любящей и счастливой. Совместные
занятия с родителями и детьми проводит воспитатель и педагог-психолог».
Козлова Н.М. Детско-родительский клуб в детском саду.
3
Родители получают именные приглашения, в которых указаны конкретные даты и
время занятий в творческой мастерской, например, с октября по май включительно. Каждое
занятие может длиться от 45 до 60 минут и начинается с вводной и основной частей, затем
следуют краткая лекция и практическая работа с родителями. После этого целесообразно к
родителям присоединить детей, которых из групп приводят воспитатели, и все переходят к
системе совместных упражнений.
Цель работы творческой мастерской — помочь взрослым контролировать себя
даже в тех ситуациях, когда дети самым неожиданным образом стремятся выйти из-под
контроля;
стимулировать
творческую
активность
мам
и
пап,
бабушек
и
дедушек
в
воспитании детей; применять во время повседневных контактов с ребёнком методы и
приёмы, направленные на развитие его умений и фантазии.
Тематика встреч может выбираться с учётом особенностей и потребностей семей,
исходя из проблем, которые возникают по ходу образовательного процесса. В соответствии с
программой
в
каждой
возрастной
группе
могут
предусматриваться
восемь
встреч
продолжительностью до одного часа.
Занятия
могут
проводиться
в
определённые
для
каждой
возрастной
группы
дни,
например: средние группы — первая неделя месяца, старшие — вторая, вторые младшие —
третья, первые младшие — четвёртая неделя месяца.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Первая младшая.
Роль игры в развитии
ребёнка раннего возраста.
Адаптация к учреждению дошкольного образования.
Особенности развития у ребёнка эмоциональной сферы.
Роль взрослого в процессе формирования навыков общения у детей раннего возраста.
Откуда берутся детские страхи.
Истоки детской агрессии.
Типы и стили семейного воспитания.
Развитие познавательных процессов.
Формирование нравственно-этического начала у ребёнка раннего возраста в семье.
Вторая младшая.
Игровая деятельность и развитие личности детей дошкольного возраста.
Благоприятный
психологический
климат
—
основа
здоровья
и
полноценного
развития
ребёнка.
Трудности в общении с ребёнком и пути их преодоления.
Как усиливаются детские страхи.
Что такое детские капризы.
Формирование у детей характера и пути его воспитания.
Развиваем память.
Поощрение достойного поведения, какой должна быть похвала.
Средняя группа.
Характер игры детей дошкольного возраста.
Роль семейного воспитания и развития эмоций у детей.
Активное слушание как способ решения проблем.
Причины и мотивы настораживающего поведения детей, методы разрешения конфликтов.
Темперамент — основа поведения.
Выявление способов познания окружающего мира.
Искусство наказывать и прощать.
Старшая группа.
Игра в жизни ребёнка.
Влияние внутрисемейных отношений и образа жизни родителей на эмоциональное состояние
ребёнка.
Причины затруднённого общения детей.
Козлова Н.М. Детско-родительский клуб в детском саду.
4
Профилактика тревожности и детских страхов.
Почему дети становятся агрессивными.
Регуляция поведения ребёнка в семье.
Особенности подготовки к школе детей разных типов темперамента.
Проблема адаптации к школе детей старшего дошкольного возраста.
Когда выясняется, что составы групп окончательно сформированы, с родителями проводится
собеседование или вводное занятие, где обсуждаются основные принципы работы.
Во время занятий не надо злоупотреблять теоретическими сведениями. Не следует
преподносить участникам готовые педагогические рецепты и ответы на вопросы. Лучше
привлекать их к рассмотрению возникших проблемных ситуаций, обсуждению волнующих
вопросов. Важно подвести родителей к тому, чтобы они сами попробовали сформулировать
некоторые
воспитательные
постулаты.
Необходимо
тактично
вести
беседу
в
заданном
направлении и следить за тем, чтобы участники не уходили от темы. В заключение занятия с
помощью игр, заданий или этюдов надо обязательно закрепить с родителями полученные
знания на практике.
СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ МОЖЕТ БЫТЬ
СЛЕДУЮЩАЯ:
формулирование темы, основных целей;
психологическая разминка, которая позволяет задать темп занятия и выступает в качестве
прелюдии к основной части;
основная часть (презентация на заданную тему);
отработка полученных навыков с помощью упражнений;
краткая лекция;
активная беседа;
система упражнений;
совместная творческая работа с детьми.
Каждое занятие включает игры и упражнения, направленные на самопознание и
самораскрытие;
самопрезентацию;
развитие
коммуникативных
навыков
и
творческих
способностей; снятие психоэмоционального напряжения.
Одна
из
форм
контактов
детей
между
собой
и
со
взрослыми
в
творческой
мастерской — общение средствами изобразительной деятельности, которая становится
естественным способом самовыражения.
Многие взрослые зачастую забывают, как можно играть, фантазировать и просто
веселиться. Образно говоря, нужно вернуть их в детство на традиционных встречах. От таких
встреч
счастливы
дети,
когда
их
папы
и
мамы
играют
вместе
с
ними,
совместно
изготавливают какую-нибудь интересную поделку, радуются общим успехам, ведь заниматься
этим дома зачастую некогда.
Ещё
один
полезный
момент
от
совместных
занятий
—
на
них
более
отчётливо
просматривается суть взаимоотношений в семьях воспитанников. Во время таких занятий
можно увидеть и услышать то, о чём родители на обычной консультации даже не подумают
заговорить.
После
нескольких творческих
встреч
очевидны
положительные изменения
в
поведении и детей, и родителей.
Групповая работа важна тем, что выявляет сходность вопросов, волнующих многих
родителей, а также позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.
В целях активизации родителей на занятиях могут быть использованы следующие методы.
«Мозговой
штурм».
Строится
на
коллективной
мыслительной
деятельности,
позволяющей достичь большего взаимопонимания, объединить целую группу людей.
«Список
прилагательных
и
определений».
Этот
метод
помогает
с
помощью
прилагательных
определить
различные
качества,
свойства
и
характеристики
объекта,
деятельности
или
личности,
которые
необходимо
улучшить.
Сначала
предлагаются
характеристики-прилагательные.
Затем
каждая
из
них
рассматривается
и
обсуждается
в
отдельности.
В
итоге
появляются
варианты,
с
помощью
которых
можно
улучшить
или
усилить
соответствующую
характеристику.
Например,
на
коллективное
обсуждение
Козлова Н.М. Детско-родительский клуб в детском саду.
5
выносится вопрос: «Каким вы хотите увидеть вашего ребёнка на пороге школы?». Родители
перечисляют
импонирующие
их
взглядам
качества-прилагательные,
а
затем
совместно
приходят к выводу о том, какими путями и методами можно достичь желаемого результата.
«Ассоциации».
На
листе
бумаги
рисуется
символ,
отражающий
определённую
проблему или её существенный момент, к примеру, при рассмотрении вопроса о причине
агрессии.
Затем
по
ассоциации
изображаются
другие
символы,
пока
не
будет
найдена
подходящая идея решения проблемы.
«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист
бумаги, где сформулирована конкретная проблема и даётся информация или рекомендации о
путях её решения. Родители, независимо друг от друга, определяют наиболее важные, на их
взгляд, и заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу-психологу, он
анализирует их и проводит обсуждение в группе.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых: кто, что, где, чем, как,
когда, зачем? Если совместить их между собой по два, то получится 21 нестандартный и
зачастую
смешной
вопрос.
Последовательно
вытягивая
карточки
с
такими
смешанными
вопросами и отвечая на них, родители высказывают свой взгляд на проблему, предлагают
такие же нестандартные пути её решения.
«Мини-эксперимент».
Этот
метод
позволяет
включить
родителей
в
исследовательскую деятельность, использовать их интерес и любопытство. Для решения
взрослым
предлагается
ситуация
на
любую
тему,
в
основе
которой
содержится
познавательный конфликт. Каждое предложение обсуждается, подводятся итоги взаимосвязи
реального, желаемого и достижимого.
Участвуя
в
совместных
занятиях,
родители
научатся
конструктивно
взаимодействовать,
получают
возможность
взглянуть
на
своего
ребёнка
со
стороны,
в
незнакомой ситуации, познакомится с моделями взаимодействия в других семьях. Взрослые
познакомятся с дополнительной информацией о том, как спокойно и эффективно, без криков
и шлепков решать возникшие воспитательные проблемы, получат также печатные материалы
с полезной информацией в «родительскую копилку».
Р
абота
в
мастерской помогает
открыть
для
себя
и
в
себе
что-то
новое,
увидеть
реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия
с детьми.
Совместная работа помогает раскрывать потенциальные творческие возможности
не только детей, но и их родителей.
В
конце
учебного
года
можно
провести
праздничное
заключительное
занятие,
в
котором после получения специально приготовленных именных приглашений могут принять
участие
родители
и
дети
разных
возрастных
групп.
Всем
им
целесообразно
вручить
«документы» о прохождении курса обучения в творческой детско-родительской мастерской.
В случае, если обучались один год, то получают свидетельство, два года — сертификат, три
или четыре года — диплом.
Д
етско-родительский клуб
— особая форма взаимодействия между участниками.
Она
предусматривает
взаимный
обмен
опытом
и
знаниями
по
вопросам
развития
и
воспитания
детей,
способствует
более
глубокому
пониманию
жизненных
проблем
и
изменению некоторых представлений о путях их решения.
В
результате,
за
счёт
способностей
всех
участников,
обогащается
опыт
и
представления
каждого,
в
том
числе
и
педагога-психолога.
Его
возможности
во
взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями
каждого ребёнка.
Однако главная роль состоит в том, что в учреждении дошкольного образования он,
прежде
всего,
представляет
интересы
воспитанников,
занимает
по
отношению
к
ним
активную позицию, стремится в пользу ребёнка добиться максимального взаимопонимания и
взаимодействия с его родителями и воспитателями.
Козлова Н.М. Детско-родительский клуб в детском саду.
6
Пример планирования работы детско-родительского клуба
Родительские встречи»
План работы клуба «Родительские встречи» на 2023-2024 учебный год
Мероприятие
Сроки
Ответственный
Категория
участников
Предполагаемый
результат
Анкетирование
сентябрь
Воспитатели
группы
Все
родители
Выявление
запросов
родителей
по
организации
работы
клуба
и
успешного
опыта
семейного
воспитания
Совместное
мероприятие
Опора семьи-
здоровые
отношения
октябрь
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатель
Все
родители
Улучшение микроклимата в
группе
Семинар-практикум
«Играем пальчиками»
ноябрь
Воспитатели
группы
Все
родители
Формирование
у
родителей
представления о
роли
мелкой
моторики
в
психофизическом
развитии детей
Занятие
«Все
дети
золото»
декабрь
Воспитатели
группы
Все
родители
Распространение педагогических
знаний среди родителей,
теоретическая помощь родителям
в вопросах воспитания
«Играя,
обучаем
вместе»
семинар-
практикум
январь
Воспитатели
группы,
психолог
Все
родители
Обучение родителей эффективным
способам
взаимодействия
детьми,
повышение
педагогической
культуры родителей
Семейная
гостиная
«Чтение
праздник
души»
(родителям
о
чтении детям)
февраль
Воспитатели
группы,
Все
родители
Повышение уровня педагогической
культуры
родителей,
мотивации
к
взаимодействию с ДОУ.
Семинар-практикум
«Как
отвечать на
вопросы детей»
март
Воспитатели
группы,
Все
родители
Повышение
педагогической
культуры родителей
Практическое занятие
«Умелые руки не
знают скуки»
апрель
Воспитатели
группы,
Все
родители
Улучшение микроклимата в
группе
Детско-родительское
занятие «Общение –
это важно»
май
Воспитатели
группы,
психолог
Все
родители,
дети
Распространение
опыта
семейного
воспитания,
улучшение
детско-родительских
отношений
План работы клуба «Родительские встречи» 2023 -2024 учебный год.
Мероприятие
Сроки
Ответственный
Категория
участников
Предполагаемый
результат
Анкетирование
сентябрь
Воспитатели
группы
Все
родители
Выявление
запросов
родителей
по
организации работы
клуба
и
успешного опыта семейного
воспитания
Козлова Н.М. Детско-родительский клуб в детском саду.
7
Практическое
занятие,
«Общение без проблем»
октябрь
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатель
Все
родители
Расширение
навыков
конструктивного
общения
в
контексте
детско-родительских
отношений.
ноябрь
Воспитатели
группы
Все
родители
Формирование
у
родителей
представления о
роли
мелкой
моторики
в
психофизическом
развитии детей
Обучающий семинар с
элементами тренинга,
«Внимание:
Гиперактивный
ребенок!»
декабрь
Воспитатели
группы
Все
родители
Распространение педагогических
знаний среди родителей,
теоретическая помощь
родителям в вопросах
взаимодействия
с
особым
ребенком, обучение
эффективным способам
взаимодействия с ним.
Занятие с элементами
тренинга «Как избавить
себя от
манипулирования»
январь
Воспитатели
группы,
психолог
Все
родители
Повышение
уровня
педагогической
культуры
родителей
Круглый стол «Отец в
жизни ребенка»
февраль
Воспитатели
группы
Родители-
папы
Повышение
уровня
педагогической
культуры
родителей,
осмысление
роли
отца в воспитании ребенка
Семинар «Здоровье и
физическое развитие
ребенка»
март
Воспитатели
группы
Все
родители
Обозначить
необходимость
и
важность
организации
условий
для
успешного
физического
развития ребенка.
Детско-родительский
досуг «Здоровый
ребенок-счастливый
родитель»
апрель
Воспитатели
группы
Все
родители
Улучшение
микроклимата
в
группе,
улучшение
детско-
родительских отношений
Совместное
занятие
родителей
и
детей
«Вместе
весело
шагать»
май
Воспитатели
группы
Все
родители,
дети
Распространение
опыта
семейного
воспитания,
улучшение детско-родительских
отношений
Успешность
работы
педагога
дошкольного
образовательного
учреждения
(ДОУ)
определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и
умением
правильно
организовать
сотрудничество
с
родителями
для
эффективного
решения
учебно-воспитательных
задач.
Одним
из
приёмов
налаживания
контакта
с
семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и
любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной
проработке всех уровней организации.
Для
успешной
учебно-воспитательной
деятельности
ДОУ
необходимо
тесное
взаимодействие всех участников образовательного процесса. Работа семейного клуба в целом
имеет
существенное
значение
для
установления
отношений
сотрудничества
между
педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми. В частности, заседания клуба
позволяют обсудить и разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных
условий для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и
физического развития дошкольников.