Автор: Булашова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа №42"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Упражнения, направленные на формирование выразительности как смысловой стороны техники чтения младших школьников
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 42» г. Нижний Новгород
Упражнения, направленные
на формирование выразительности
как смысловой стороны техники чтения
младших школьников
Составила:
учитель высшей квалификационной категории
Булашова Наталья Александровна
Нижний Новгород
2023 год
Одна из важнейших целей обучения в начальной школе – формирование у де-
тей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образова-
ния.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и
умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как
сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используе-
мый учеником при изучении почти всех учебных предметов.
Данный комплекс умений и навыков в школьном обиходе именуют «навыком чте-
ния».
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его
качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на
смысл читаемого.
Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.
Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу
времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трак-
туется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помога-
ющих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к
прочитанному.
Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушате-
лям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Каждый компонент, входящий в состав навыка чтения, сначала формируется, отра-
батывается, как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уро-
вень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, автоматически.
Так как моя работа посвящена проблемам в области выразительности чтения у млад-
ших школьников, то рассмотрим подробнее, что представляет собой это качество
чтения,
его
основные
характеристики.
Словарь Ожегова даёт следующее толкование понятий:
Выразительный – хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам,
внешнему виду;
Выразить – воплотить, обнаружить в каком-нибудь внешнем проявлении;
Чтение – то, что читается, читаемое произведение, сочинение;
Читать – воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя.
Методика даёт более точное толкование понятия.
Выразительное чтение – это способность средствами устной речи передать слушате-
лям своё отношение к идее произведения.
Из определений видно, что выразительность связана с сознательностью чтения.
Только то, что хорошо понято, можно прочитать выразительно. Учащимся началь-
ной школы свойственно подражание. Таким образом, наблюдается «подражательная
выразительность». В этом случае дети с хорошим фонематическим слухом точно ко-
пируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над
смыслом произносимых слов и фраз.
Наблюдается и другая картина: дети, хорошо понявшие текст, читают его монотон-
но, тихо, не пользуясь интонацией, как средством выразительности. Причинами та-
кого чтения может быть робость, застенчивость или необученность ребёнка.
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и
смысловую (интонационную).
Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую и включает в себя дыха-
ние, голос, дикцию и соблюдение орфоэпического ударения.
В отличие от дыхания, голоса, дикции, орфоэпии интонации нельзя обучить. Чрез-
мерная
отрепетированность
вызывает
ощущение
фальши.
Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяе-
мая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.
Основными элементами интонации являются: фразовое и логическое ударение, темп
и ритм речи, пауза, мелодика тона. Все эти элементы теснейшим образом связаны
между собой. В одной фразе наглядно выступает один элемент интонации, в другой
— одного элемента для выражения требуемой мысли уже мало, и говорящий прибе-
гает к помощи другого, дополнительного элемента, действующего совместно с пер-
вым.
Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыха-
ния они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвиже-
ние тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отноше-
нии и называется логическим ударением»
Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразитель-
ности устной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение—указательный палец,
отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта
душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»
Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд
звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая
пауза. Паузы могут быть разной длительности в зависимости от высказываемой
мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит
слова,
заключенные
между
ними,
слитно,
как
одно
слово.
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая
пауза переходит в психологическую.
Психологическая пауза — это остановка, которая усиливает, выявляет психологиче-
ское значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так
как диктуется отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступ-
кам. По выражению К. С. Станиславского, «красноречивое молчание и есть психо-
логическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения»
В
устной
речи
мы
замечаем
определенный
темп
и
ритм.
Определяя понятия темпа, ритма и размера, необходимые нам для изучения устной
выразительной речи. К. С. Станиславский, мастер звучащей речи, объединяет темп и
ритм в одно понятие —«темпоритм».
Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит также мелодика тона.
Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодией речи.
Мелодия речи гораздо разнообразнее, богаче. Повышение и понижение тона может
совпадать с фразовым или с логическим ударением, как в наших примерах, но это
совпадение не обязательно. Мелодия образуется независимо от логического ударе-
ния. Ударение выдвигает на первый план нужное слово, а мелодия окрашивает это
слово самыми разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждение, разочарова-
ние, злоба, ненависть или одобрение, восхищение, уважение, любовь.
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать
свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.
Все элементы интонации действуют объединенно, согласованно, поддерживая и
укрепляя друг друга.
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими кон-
кретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие “вырази-
тельное чтение” - многогранно, и способность читать выразительно во многом зави-
сит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия,
глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения
читать выразительно только начинается. Считаю правильным начать эту работу с
формирования трех умений.
1. Различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, лас-
ковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также
интонации перечисления, завершения, противопоставления.
2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размеренный
или же их сочетание).
3. Ставить логическое ударение в предложении.
Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных
упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы
можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовле-
творение от практических результатов своей работы.
Для формирования навыков выразительного чтения младших школьников целесооб-
разно использовать на уроках следующие группы упражнений.
1 класс
Тон и сила голоса
1. Поднимай руки вверх, говори громко, опускай руки вниз, говори тихо.
Па _А_А
По_О_О
Пу_У_У
ПА_А_а
ПО_О_о
ПУ_У_у
2. Прочитай выразительно
- Ой –ой-ой – сказал Ой-ой.
Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Всё пройдет! – сказал Ай-ай.
испуганно
радостно
3. «Вьюга».
Цель: учить регулировать силу голоса.
Описание: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:
- Вьюга начинается.
Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…
Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если
говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.
4. «Кто кого?»
Цель: Развитие силы голоса.
Педагог ставит двух детей друг против друга, и по сигналу учителя дети начинают
сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая
дополнительного вдоха, тот выиграл.
5. «Тихо – громко»
Цель: учить изменять силу голоса.
Описание: дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный
звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.
6. Стрелка вверх – повышение голоса, стрелка вниз – понижение голоса.
7.
Лесенка
Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры учитель
ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроиз-
водят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.
«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнею ступеньку прыгнула
большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав–ав–ав.)
На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и
более высоким голосом: мяу–мяу–мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и гром-
ко запел: ку–ка–ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-
ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел
комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-
з.)
8.«Гудок» — подражание гудку поезда:
У — громко;
у — тихо.
уУ — переход от тихого к громкому произношению без паузы.
Уу — переход от громкого к тихому произношению без паузы.
УУУ — громко, в одной тональности, не меняя силы звучания.
9. «Укачивание куклы»:
ААА — громко, в одной тональности;
ааа — тихо, в одной тональности.
10.
«Рычание собаки»:
РРРР — большая собака, громко;
рррр – маленький щенок, тихо.
11. Эхо
Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей
громко произносит вместе с педагогом гласные звуки (а, о. у) или сочетания глас-
ных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются
ролями.
12. Гудок паровоза.
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень
тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко,
а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
13."Волшебная линия"
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать
речевой слух.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением
основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем в воздухе
воображаемую линию вверх.
14. Счёт.
Прямой счет от 1 до 10с постепенным усилением голоса: 12345678910
Обратный счет от 10 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 10987654321
15. «Проснись!»
Для того чтобы варьировать силу голоса, можно выполнять такое упражнение, как
разбудить человека тихо, громче, громко, очень громко.
16. Аукание.
Учитель предлагает учащимся представить, что две девочки заблудились в лесу.
Они громко зовут на помощь «АУ», а эхо им отвечает тихо-тихо «АУ».
Произнесите, как девочки. Произнесите, как эхо. Данное упражнение направлено на
умение управлять силой голоса.
Ударение
1. Покажи ударный слог. Отхлопай ритм и скажи
Та
́
та тата
́
та
́
тата тата
́
та татата
́
2. Ударный слог,
Ударный слог –
Отметь его ударом!
И молоток –
СтуЧИТ, стуЧИТ,
И – ЧЕТко
РЕЧЬ
моЯ
звуЧИТ!
3. Задача, реализуемая при работе со слогами, - это отработка ударения. В работе
можно использовать хлопки. Удар ладонями сильнее на том слоге, где стоит ударе-
ние, дети так же выделяют ударный слог.
ра ра
́
ра ла
́
ла ла
ро ро ро
́
ло ло
́
ло
ру
́
ру ру лу лу лу
́
4. Чтобы выделить ударный слог, можно:
- произносить с большой силой. Или много раз с выделением ударного слога.
- выделять ударный слог с большей долготой. Причём пробовать это на всех слогах,
чтобы дети сами поняли ошибку.
- хлопать или стучать по парте ударный слог.
5. Поставьте ударение в схеме слова.
Цель упражнения: нахождение ударной гласной и ударного слога.
ОООООО; ОООООООО
(машина) (травинка)
6. Прочитайте пары слов: в чём их сходство и различие?
КРУЖки – кружКИ, ЗАМки – замКИ
Цель упражнения: одинаковые по написанию слова имеют разное значение из-за ме-
ста ударения в слове.
7. Необходимо учить детей выделять ударный слог в слове. Можно использовать
следующие приемы:
а. «Прием быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударно-
го».
б. «Прием шепотного произнесения слова с целью выделения ударного слога».
в. Прием вытягивания (пропевания) ударного слога.
8.Отбивание, простукивание (рукой, ногой, карандашом), прохлопывание удар-
ного слога.
9. Целесообразно включать в работу и следующие виды упражнений:
а. Узнать, сколько в слове слогов, назвать, который по счету ударный.
б. Обозначить ударение и правильно прочитать.
10. Подобрать слова к схеме.
11. «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так,
чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает чи-
тать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный
приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его
на слух.
12. «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными уда-
рениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наи-
более
звучный
вариант.
Как
правило,
дети
чувствуют
мелодику
слова.
Ритм и темп речи
1.
Отхлопай ритм ТАта таТА
2.
Скажи в разном темпе:
Медленно: Шёл Егор и нёс топор.
Быстро: Галка сидит на палке.
3.
Прочитай считалку медленно, быстро.
Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже.
А не можешь – посмотри…
Кто быстрее?
Раз, два, три!
4.
Послушай, как говорит учитель. Скажи так же.
Собирали ягоды
И вели мы счёт:
Ягоду – в кружку,
Две ягоды- в рот.
медленно
быстро
5.
Задания для работы над темпом речи.
Учащимся
предлагается
прочитать
стихотворение
сначала
быстро,
а
затем
медленно.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
– Тихо, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
6. Наша речь то ускоряется, то замедляется. Сложное, эмоциональное высказывание
разнообразно по темпу. Представленные двигательные упражнения положительно
влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения.
-- Мы шагаем по дорожке весело и в ногу. Ударный слог выделяем более сильным
ударом ноги. Обращаем внимание на паузы.
тата та
́
тата та
́
та та то
́
м
тата
́
тата
́
та
́
та тата
́
та
́
та та
́
та та та то
́
м
та
́
та та
́
та та
́
та та'та
7. "Курочка и цыплята"
Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном
темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до
раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка
в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята (быстрый темп).
8. «Повтори ритм»
Цель: развивать чувство ритма.
Описание. Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по
столу.
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
9. «Осенние листья»
Цель: учить координировать ритм движений и речи
Описание:
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагают» по столу средним и указательным
пальчиками.)
Паузы
1. Посмотри, где знак остановки. Прочитай правильно.
И березки, И осинки… Скучные стоят.
2. Учитель читает несколько предложений. Дети должны определить их количество,
обосновав свой ответ.
Например: Вот лес. Тут грибы. Где Маша? Ау, Маша!
У: - Как вы думаете, сколько предложений я прочитала?
Д: - Три предложения.
У: - Как вы определили?
Д: - После каждого предложения Вы делали остановки.
Таким образом, учитель подводит детей к умению членить текст на предложения,
понимать паузы в конце предложений.
3. Со второго полугодия первого класса обучения можно использовать условные
обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//).
Стихи // – не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихов читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//
Логическое ударение
1. Возьмем фразу из букваря. «Мама мыла Машу».
Произнести её можно с логическим ударением (т.е. выделяя при произношении) на
любом слове.
МАМА мыла Машу. (Мыла именно мама, а не кто-то другой).
Мама МЫЛА Машу. (Мама именно мыла, не купала, не била, не ругала, а мыла).
Мама мыла МАШУ. (А не Колю, не Васю).
2. «Построения»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной
речи.
Описание:
Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по
имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только
полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.
3. «Кто в каком домике живёт?»
Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной
речи.
Описание: Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто
живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах
дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.
4. Возьми меня с собой!
Выделите голосом сначала первое слово, затем – второе, потом – третье. Как меня-
ется смысл предложения?
5. Прочитай. Выделенные слова говори громче.
Этот знак дорожный
Знают все на свете.
Он зовет, он просит:
«Осторожно – дети!»
6. Прочитай. Выделяй голосом слово верблюд.
Вот верблюд – живое чудо!
Два горба есть у верблюда.
7. Чтение с ударением на выделенных словах.
Детям предлагается прочитать предложения, интонационно выделяя выделенные
слова.
У меня есть красивая кукла.
У меня есть красивая кукла.
У меня есть красивая кукла.
У меня есть красивая кукла.
После прочтения, задается вопрос: как меняется смысл предложения в зависимости
от постановки ударения в нем? Выполнение данного упражнение способствует фор-
мированию умения правильно ставить логические ударения и интонационно грамот-
но доносить информацию до слушателя.
8. Ученикам нужно прочитать стихотворение. Учителем отмечается то, как ребёнок
умеет акустически выделять основную мысль: как ученик ставит логические паузы,
какую интонацию использует.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу.
Вот-вот доска кончается,
Сейчас я упаду.
Мелодика тона
1. "Лесенка"
Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и
повышением основного тона голоса.
Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по
количеству детей.
Описание. Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на
той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).
2. "Вопросы"
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.
Описание. Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя ру-
кой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к
концу предложения.
3.
Дана строчка из стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет».
Обучающимся предлагается озвучить эту строку несколько раз и при этом выделять
интонацией каждое слово по очереди в предложении.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
4. Составь схему.
Учитель произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько сигналь-
ных карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.
«Кто хозяин?» (По В. Осеевой.)
У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с
перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка?
Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Дружок
бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево.
А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал
овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.
5. Восклицательный знак.
Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. По-
каз сопровождает стихотворением:
Чудак - восклицательный знак!
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение,
поднимают над головой карточки.
«На опушке».
Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на
опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!
6. Вопросительный знак.
Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек,
сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.
«Кулики».
- Кто там бродит у реки?
- Это наши кулики.
- А чего они хотят?
- Накормить своих ребят.
- Где ребята?
- На песочке.
- Сколько их?
- Сынок и дочка.
- У сынка на горлышке,
Все промокли перышки,
От того, что, не спросясь,
Сунул клювик прямо в грязь.
7. Выполняй движения и говори нормальным, высоким и низким голосом.
ПА_ ПО_ ПУ_
8. Послушай, как говорит учитель. Скажи вместе с ним. Изменяй голос от нормаль-
ного к низкому.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
2 класс
Тон и сила голоса
1. Чтение стихотворения А. Шибаева с нарастанием силы голоса с каждым купле-
том.
Была тишина, тишина, тишина
(Почти без голоса, одной артикуляцией)
Вдруг
(Шёпотом)
Грохотом грома сменилась она,
И вот уже дождик
Тихонько – ты слышишь?
(Голосом разговорной речи)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверное, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит!
(Очень громко)
2. Дни недели.
Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы
голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;
среда, четверг - шепот;
пятница, суббота - голосом средней силы;
воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы;
четверг, среда - шепот;
вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
3. Подумай, где читать тихо. А где – громко.
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
4. Произнесите междометие «О» с разной интонацией.
удивленно,
радостно,
недовольно,
испуганно.
5. Послушай, как говорит учитель. Прочитай выразительно.
С ветки яблоко упало
И по саду побежало.
…И в траве исчезло вдруг.
Как же яблоко без ножек
Убежало?.. Вот вопрос!
Это ёжик, серый ёжик
На спине его унёс.
спокойно
удивлённо
радостно
6. Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака, меняя силу своего голоса.
Первое
Сентября!
Первое
Сентября!
Первое
Сентября –
Первый день
Календаря, –
Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались первый раз
В класс!
7. Упражнение «Прыжок».
Данное упражнение направлено для развития гибкости голоса. Учитель просит
учащихся представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по
прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде,
поэтому движения прыгуна представлены плавными. Детям необходимо попытаться
нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и
опускаться;
8. Прочитайте стихотворение, написанное на доске. Обратите внимание на пометки
справа. Какие строчки надо прочитать громко, какие - тихо, или совсем тихо? Под-
готовьтесь читать, изменяя громкость своего голоса.
Тише, жабы!
Ни гугу!
тихо, тоном предупреждения;
можно использовать жест –
палец к губам
Ходит цапля на лугу.
тихо, тоном испуга
Чтобы не было беды,
Наберите в рот воды.
совсем тихо, шепотом
Ударение
1. Прочитайте стихи Я. Козловского. Какие слова одинаково пишем, но по - разно-
му слышим? Почему?
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
Поставьте ударение. Объясните, какую роль выполняет в слове ударение.
Цель упражнения: самим правильно поставить ударение в словах, которые одинако-
во написаны.
2. Прочитайте. В каждой цепочке слово найдите одно "лишнее". Ответ обоснуйте.
Берёза, осина, тополь, рябина (тополь - ударение падает на первый слог)
Стужа, вишня, туча, мотор (мотор - ударение падает на второй слог)
Дорога, сон, молоко, петух (сон, 1 слог и ударение не ставится)
3. «Я буду читать записанные на доске слоги. Слушайте внимательно и называйте
прочитанную мною строчку».
На доске записаны такие, например, слоги:
· папа
́
папапапа
· папапапапа
́
па
· па
́
папапапапа
· папапа
́
папапа
· папапапапапа
́
Учитель произносит первую строчку: папапапапапа. Учащиеся воспринимают ска-
занное на слух. Затем учитель спрашивает кого-либо из учеников: «Какую строчку я
прочитал (а)?» Вызванный ученик называет строчку и повторяет слоги. Затем строч-
ка произносится хором.
4. Прочитайте слова с верным ударением, пользуясь орфоэпическим словариком
«Говори правильно».
Шофёр, щавель, свёкла, договор, столяр.
Цель упражнения: познакомить обучающихся с орфоэпическим словарём.
5. Найдите слова, которые различаются ударением.
Мне слово «чудно»
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на «О»-
Исчезло «ЧУДно»,
Родилось «чудНО»
Цель упражнения: понять, что изменение положения ударения в слове ведёт к изме-
нению его смысла возможно лишь в ходе работы над текстом упражнения, а не по
заданию к нему.
Ритм и темп речи
1. Детям предлагается прочитать скороговорку определенным темпом: медленно,
замедленно, средне, с ускорением, быстро, очень быстро.
Ехал Грека через реку,
видит Грека – в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку – цап.
2. Отгадайте стихотворение – загадку, написанную Даниилом Хармсом. Прочитайте
текст в соответствии с пометками автора. Что помогло определить темп речи?
Что это было?
Темп
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
Средний
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки, Быстрый
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.
И долго я стоял у речки
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Замедленный
Дощечки
И непонятные
Крючки!» Д.Хармс
3. Речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук.
Скок, скок – поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Дети хлопают в ладоши.
Шлепают по коленям
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка молода,
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек
Простояла весь денек
Хлопают в ладоши.
Шлепают по коленям
Ударяют кулачками друг об
друга,
кулачками по бедрам друг
об друга,
по коленям.
4. Послушай скороговорку. Медленно или быстро? Говори так же.
Говорила им сорока,
Приговаривала.
Говорила,
Говорила,
Приговаривала.
Паузы
1. Прочесть или повторить за педагогом пословицы и поговорки, установить в нуж-
ных местах смысловые паузы.
За правое дело (стой смело). ( ) - условное обозначение паузы.
Жизнь дана (на добрые дела).
Куда иголка, (туда и нитка).
2. Прочесть вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выде-
лять голосом главные по смыслу слова, следить за дыханием, своевременно на пау-
зах добирать воздух.
3. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в
которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно про-
читать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с раз-
личным размещением пауз.
Например:
Как обрадовали | его успехи отца!
Как обрадовали | его успехи | отца!
Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
Я остановился в недоумении, | оглянулся.
Я остановился, | в недоумении оглянулся.
Как удивили | его слова | брата!
Как удивили его | слова брата!
Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
Мой старший брат Коля очень любит футбол.
Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.
Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу.
Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу.
Логическое ударение
1. У маленькой Сани перевернулись сани.
Покажите голосом, какой была Саня
У маленькой Сани перевернулись сани.
Выделите голосом, что это произошло у Сани
У маленькой Сани перевернулись сани.
Выделите, что же случилось с санями
У маленькой Сани перевернулись сани.
Покажите голосом, что это произошло с санями.
2. Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее
слово.
Наша
Таня
громко
плачет.
Наша
Таня
громко
плачет.
Наша
Таня
громко
плачет.
Наша Таня громко плачет.
3. Прочитать предложения, стараясь выделить акцент на выделенном слове.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
Дети завтра пойдут в кино.
4. Определить, какой вариант расстановки логических ударений является верным и
почему:
а) Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день...
б) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день... (А. С. Пушкин)
в) Зима недаром злится:
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится.
И гонит со двора.
г) Зима недаром злится:
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится.
И гонит со двора.
5. Упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое
с одновременным наблюдением за изменением её смысла:
Ты сегодня ходил в кино? (а не кто-либо другой?)
Ты сегодня ходил в кино? (а не завтра, не послезавтра)
Ты сегодня ходил в кино? (придёте или нет?)
Ты сегодня ходил в кино? (а не в кофе, не в парк?);
Мелодика тона
1.
Упражнение «Прыжок»
Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят
представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высо-
ту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения
прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Го-
лос должен свободно и легко подниматься и опускаться.
2. "Просчитался".
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка,
узнавания предложений, выражающих просьбу, совет, приказ.
Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны
хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или
приказ.
Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и
ветхое.
Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.
- Дружище, прости меня, пожалуйста! - сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.
Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А
волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.
- Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь
построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.
Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял
и сел на волчий дом.
- Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.
- Ничего не понимаю, - удивился волк. -То у меня прощения просил, а потом так
жестоко поступил...
- Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и
воспитанием. (По С. Михалкову)
3. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
4. Прочитай и покажи повышение и понижение голоса:
-Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
- Знаешь, кто мои соседи?
- Лисы, волки да медведи.
- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц рад?
- Рад, что зубы не болят.
3 класс
Тон и сила голоса
1. Определи тон. Произнеси по-разному
Взрослый или учитель произносит следующие фразы разным тоном. Дети должны
определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза.
Мы завтра идем в поход.
В нашей школе сегодня будет концерт.
Завтра обещают дождь.
1.
радостно,
2.
грустно,
3.
равнодушно,
4.
удивленно, -
5.
с досадой и огорчением.
2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше
- ниже).
Наиболее известный в методической литературе прием - хоровое произнесение тек-
ста с указаниями учителя.
Например:
Тихо словно бы во сне,/вполголоса/
Закружился в тишине
Первый снег и зашептал:/тихо
Как давно я не летал!/шепотом/ (В. Ланцетти)
Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить получен-
ное, выбрать наиболее удачные варианты.
3. Попробуйте произнести маленькое слово «Да» десятью разными способами.
Восторженно,
нежно,
категорическим тоном,
вопросительно,
задумчиво,
скорбно,
дерзко,
иронически,
с сожалением.
4. Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу
мальчик, его тетя, мама, сестра.
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол! с пренебрежением
Сказала мама:
- Фу, футбол! с отвращением
Сестра сказала:
- Ну, футбол! разочарованно
А я ответил:
- Во, футбол! Восторженно Г. Сапгир
5. Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.
"Хорошо в лесу осенью!"
6. Упражнение «Чья интонация богаче». Каждому ученику предлагается по очереди
произнести фразу «Иди сюда», стараясь при этом не повторяться в интонации.
7. Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения,
зависти, осуждения и т.п.
Ударение
1. Обратите внимание на созвучия слов в каждой строке. Где стоит ударение? Что
этим достигается?
Скачет всадник на коне,
На буланом скакуне,
Королю везёт поклон,
Передаст и выйдет вон. (И. Токмакова)
Цель упражнения: показать роль ударения для создания стихотворной рифмы.
2. Прочитай слова с ударением на выделенных гласных. Составь предложение
с каждым словом.
Атлас — атлас, пропасть — пропасть, козлы — козлы, уже — уже, стоит — сто-
ит, стрелки — стрелки, замок — замок, хлопок — хлопок, белки - белки, полки —
полки и т. д.
3. Прочитайте каждое слово дважды: с ударением на первом, а затем на втором сло-
ге. Какую роль играет русское ударение?
Иглы, стены, руки, воды, земли, козы, доски, волны.
4. Игра в "эхо". Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слу-
шают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
Ритм и темп речи
1. Произнесите данные скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом бы-
стрее и очень быстро. При их проговаривании обращайте особое внимание на пра-
вильное и четкое произнесение звуков.
Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
2. Прочесть скороговорки, меняя темп, ритм речи при их произнесении.
Около кола — колокола (3 раза) (произнесите медленно).
Около кола — колокола (3 раза) (в умеренном темпе).
Около кола — колокола (3 раза) (в ускоренном темпе).
3. Чтение по ритмическим схемам.
4. Чтение скороговорок.
5. Чтение одного и того же отрывка в разных темпах (с хронометражом)
6. Молния.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме на макси-
мально доступной каждому скорости чтения молча с чтение5м вслух. Переход на
чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя:
«Молния!». Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке от 20 секунд
(вначале) до 2х минут (после усвоения упражнения)
Паузы
1. Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому
художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании
чтения учителем каждой пословицы сами указывают, между какими словами наблю-
далась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается са-
мим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание
усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических
ударений.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Доброе братство | лучше богатства.
Один в поле | не воин.
Согласье | крепче каменных стен.
Одна пчела | не много меду натаскает.
2. В чем разница?
Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы из-
меняется смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой.
Как обрадовали | его успехи | друга!
Как обрадовали его | успехи друга!
После ухода учителя | в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс | принесли журнал.
У нас | с братом беда.
У нас с братом | беда.
3. Читай предложения, выделяя голосом выделенные слова. Расставь паузы «/».
Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит
как лисята добычу ловить учатся.
Логическое ударение
1. Выбрать из предложенных вариантов постановки ударения «верное».
а) У Алины был большой серый кот.
б) У Алины был большой серый кот.
в) У Алины был большой серый кот.
г) У Алины был большой серый кот.
д) У Алины был большой серый кот.
2. О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это
предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
3. В устной речи логическое ударение может падать на любое слово в предложении
– и на первое, и на второе, и на третье, и т.д. Все зависит от того, что именно вы хо-
тите подчеркнуть в смысловом отношении. Поупражняемся произносить предложе-
ние, выделяя голосом сначала первое слово, затем второе, затем третье и т.д. Изме-
нится ли смысл высказывания от перестановки логического ударения?
1
2
3
4
Брат
переехал
на новую
квартиру.
1
2
3
4
Вера
набрала
много
ягод.
4. Выделите слова, на которые падает логическое ударение:
Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик
синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето. Все кругом и любит
и поет. ( А. К. Толстой)
5. Прочтите, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную
часть и определите логическую последовательность развития темы.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана.
И желанная страна,
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
И за ними во дворец,
Полетел наш удалец. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
6. На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся писали контрольную работу
по математике».
Учитель предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре
различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в
нём.
Для этой цели учитель задает следующие вопросы:
1. Когда учащиеся писали контрольную работу?
2. Кто писал сегодня контрольную работу?
3. Что делали сегодня учащиеся?
4. Что писали сегодня учащиеся?
5. По какому предмету учащиеся сегодня писали контрольную работу?
Мелодика тона
1. Выдели в тексте слова, описывающие эмоциональное состояние героев. Вырази
своё отношение к главному персонажу. Определи, как и с какой интонацией нужно
читать данный текст.
2. Отметь на полях, что обозначают слова каждого героя.
3. Прочесть фразы в зависимости от текста, повышая и понижая голос (с восходя-
щей или с нисходящей мелодией).
Книга издана в Москве? (восходящая мелодия).
Книга издана в Москве? (нисходящая мелодия).
4. Упражнение «Поход». Это упражнение направлено на умение распределять
высоту голоса. Учитель сообщает ученикам о том, что при чтении не следует быстро
повышать голос: нужно, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку,
нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать
голосом движение вверх.
Поход
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.
5. Работа над мелодикой речи. Ученикам предлагается прочитать отрывок из стихо-
творения Н.А. Некрасова «Перед дождём», и подумать, какая интонация помогает
создать настроение стихотворения.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
4 класс
Тон и сила голоса
1. Любую скороговорку можно прочитать разным тоном. От чего зависит его вы-
бор?
От топота копыт
Пыль по полю летит.
а) радостно, восторженно («Как красиво мчатся кони!»);
б) раздраженно, недовольно («Фу, как напылили!»).
Проворонила ворона вороненка.
а) с сожалением («Жалко вороненка»);
б) с осуждением («Вот растяпа эта ворона!»);
в) с удивлением («Не может быть!»).
На дворе трава, на траве дрова.
а) грустно («Ох, сколько здесь работы!»);
б) радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);
в) равнодушно («Ну и что?»);
г) восхищенно («Как это здорово!»).
2. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его на-
строение.
3. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, сло-
на...)
4. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (слова кошки голосом мышки).
5. Прочитайте это шутливое стихотворение разным тоном: первые две строчки каж-
дого четверостишия - с сожалением, грустью; а последние две - мечтательно, с пре-
увеличенным восторгом и вместе с тем с иронией, насмешкой.
ЭХ!
- Эх, - вздыхали рыбаки, -
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки!
- Эх, - вздыхали судаки, -
Раньше были червяки...
Червяком одним, бывало,
Наедалось полреки!
- Эх, - вздыхали червяки, -
Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки! А. Усачев
6. Учащимся предлагается сказать «Здравствуйте» с различными оттенками (удивле-
ния, радости, равнодушия, уверенности, возмущения)
7. Прочесть скороговорки, пословицы, поговорки, меняя громкость голоса (шепо-
том, тихо, умеренным голосом, громко).
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
По бревну бобры бредут.
8. Ученикам предлагается прочитать отрывок из «Казачьей колыбельной» М.Ю.
Лермонтова, как бы укачивая засыпающего ребёнка, постепенно затихая, но не
шепотом.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Не очень громко
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Тише
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ещё тише
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
9. Учитель предлагает учащимся
прочитать
маленькое
стихотворение «Гром и тишина»,
Тихо (но не шепотом)
отвечая на вопрос: «Какие строчки
ты прочитаешь громко, а какие
тихо-тихо?»
«Гром и тишина»
Гром грохочет – бух! трах! –
Словно горы рушит.
Тишина в испуге – ах! –
Затыкает
уши…
(А. Шлыгин)
Ударение
1. Прочитай текст. Поставь ударение в выделенных словах.
За дверью послышались голоса. У Зины сегодня нет голоса. Эти горы высоки.
На склоне горы пасется стадо. Мы знаем реки нашей родины. Вдоль берега реки бе-
жит тропинка. Загорели наши ноги. Мне не вытянуть ноги. Ворона меньше ворона.
Подбери полы да вымой полы. Я мою машину.
2. Упражнения, показывающие смысло-различительную функцию русского ударе-
ния. Выполняя их, школьники должны осознать, что от места ударения зависит не
только правильность — неправильность произношения, но и в ряде случаев лексиче-
ское значение слова.
Прочитайте отрывки из стихотворений правильно и выразительно. Сделайте вывод
о роли ударения.
Скорей, сестра, на рыб взгляни.
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни!
(Я. Козловский).
Облака уже красны,
Смотрят сосны:
Лихо прыгают козлы
Через козлы.
Крикнул филин: Я сего
Не одобрю дела.
Ну-ка, марш, козлы, в село,
Солнце село. (Я. Козловский).
3. Упражнения, вырабатывающие умение фиксировать и исправлять произноситель-
ные ошибки в чужой речи, то есть умение анализировать речь окружающих людей с
точки зрения ее фонетических особенностей.
Какие ошибки в произношении допустил ученик в данных словах? Прочитайте их
правильно.
Коне[чн]о, д[о]рога, [т'а]нуть, иде[т'], мя[кш]е, звОнит, мусоропрОвод, ля[ш],
лош[а]дей, облЕ[к]чить.
Ритм и темп речи
1.
Поэтические телята
Выберите любое из известных вам стихотворений, например «Буря мглою небо
кроет», и «промычите» его без слов, как телята. Остальные должны по ритму и ин-
тонации узнать это стихотворение.
2. Проанализируйте предложенные ситуации и ответьте на вопрос: «В каком темпе
вы будете говорить в каждом случае и почему?»
- К вам на улице обратилась старушка с просьбой подсказать, где находится ап-
тека. Расскажи ей маршрут, предупреди об опасностях (наледь, камень, выбоина).
Как ты будешь говорить с ней? В каком темпе?
- К остановке подошел автобус. Уточни у водителя или стоящих на остановке лю-
дей, куда он едет. Не забывай, что автобус долго стоять не будет.
- До отхода поезда осталось несколько минут. Вы уезжаете в гости. Вас провожа-
ет мама (папа, бабушка). За оставшееся время вы должны сказать маме важное со-
общение.
Подсказка
Медленный, замедленный
средний
с ускорением, быстрый, очень быстрый
почти скороговоркой
3. Прочесть пословицы и поговорки. При их произнесении менять темп, ритм речи
и громкость, высоту голоса.
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
Языком не торопись, а делом не ленись.
И волки сыты, и овцы целы.
(прочтите тихо и в медленном темпе, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускорен-
ном темпе, умеренным голосом и в медленном темпе, умеренным голосом и в уско-
ренном темпе и т. д.).
Паузы
1. Устраните путаницу
Надо устранить смысловую нелепость, правильно расставив знаки препинания и
обозначив в тексте паузы вертикальной линией. Затем необходимо прочитать полу-
чившийся текст, обращая особое внимание на паузы.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке. Г.Граник
2. Кто быстрее?
Определите варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный
смысл этих предложений при одинаковом их написании? Кто быстрее назовет все
варианты, тот и победил.
Поездку отложить нельзя выезжать.
Детей отправьте вечером встретим.
На утес одинокий орел садится.
3. Рассеянный наборщик
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера, который набрал в типографии один
рассеянный наборщик. Что тут напутано? Как исправить стихотворение в соответ-
ствии с законами логики и здравого смысла? Правильно расставьте паузы и запятые.
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
- Вот что значит запятая! Б.Заходер
Логическое ударение
1.
О чем спрашивается в предложении «Дети завтра пойдут в цирк?» Прочитайте это
предложение по–разному, в зависимости от того, что хочет узнать автор.
2.
Иногда на логическое ударение указывают усилительно-выделительные частицы,
стоящие перед значимым словом. Найдите эти частицы в следующих предложениях.
Слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните прямой линией.
Образец выполнения: Только тренеру он был обязан своими успехами.
a.
Лишь в восемь часов работа была закончена.
b.
Только отец сохранял спокойствие.
c.
Как раз здесь начинается минное поле.
d.
Именно в кратере нашли этот минерал.
3.
Бывает, что автор никак не выделяет на письме значимое по смыслу слово – ни
шрифтом, ни знаком ударения, ни частицей, ни повтором. Тогда на помощь прихо-
дит позиция слов в предложении. Логическое ударение в письменном тексте, как
правило, падает на последнее слово. Прочитайте следующие предложения, правиль-
но ставя логическое ударение.
a.
Под сосной Сережа нашел гриб.
b.
Сережа нашел гриб под сосной.
c.
Гриб под сосной нашел Сережа.
d.
Мы завтра пойдем в поход.
e.
Мы пойдем в поход завтра.
f.
Завтра в поход пойдем мы.
4. Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
5. Прочитайте пословицы, выделяя голосом (логическим ударением) подчеркнутые
слова.
Тот герой, кто за Родину горой.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
6. Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащи-
еся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на
которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно
сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя
ее смысл.
Правда светлее солнца.
Правда дороже золота.
За правое дело стой смело.
7. На доске записано предложение.
Скоро наступит жаркое лето.
Учитель предлагает учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно
при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при вто-
ром чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализи-
руются и выразительно читаются повторно.
8. Учитель последовательно и выразительно читает два-три предложения. Учащиеся
внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на
каком слове сделано логическое ударение.
Серебряный туман пал на окрестность.
Я награжу тебя.
Ручьи слез покатились по бледному лицу.
Мелодика тона
1. Работа над интонацией в повествовательном предложении
Учитель записывает на доске предложение: В нашем классе сегодня будет чаепи-
тие. Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс,
обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и
устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение чи-
тает учитель, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за
движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя
сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелка-
ми:
Далее учитель просит прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударе-
нием на слове сегодня. На доске обозначается логическое ударение и пауза. В нашем
классе сегодня | будет чаепитие. Предложение читается повторно с логическим
ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение го-
лоса обозначаются стрелками. После этого два предложения сравниваются:
Совместно с учителем делается вывод о том, что в повествовательном предложении
развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а за-
вершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же
следует обратить внимание учащихся на то, что перелом в движении голоса проис-
ходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делает-
ся пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим уда-
рением и с паузой.
2. Работа над интонацией в вопросительном предложении
На доске записывается предложение с вопросительным знаком. По телевизору сего-
дня будет концерт? Учащимся предлагается по знаку в конце предложения опреде-
лить, какое оно по интонации. Предлагается вспомнить, что в вопросительном
предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Далее учащие-
ся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и
проследить за движением голоса. На доске делается следующая запись:
Стрелками обозначается повышение и понижение голоса. Аналогично предложение
читается с логическим ударением на слове будет, потом на слове концерт. Устанав-
ливается движение голоса и воспроизводится следующая запись:
После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное предложение
произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на
котором делается логическое ударение.
3. Работа над интонацией в восклицательном предложении
Учитель пишет на доске предложение: У меня сегодня будут гости! Сначала по
восклицательному знаку устанавливается, что это предложение восклицательное.
Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопро-
вождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодо-
вание и т.д.). Учитель предлагает прочесть это предложение с выражением радости
и с логическим ударением на слове сегодня. Затем прочитать предложение с логиче-
ским ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, до-
сады. В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и по-
нижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.
После наблюдения за изменениями восклицательной интонации в предложениях
учитель говорит о том, что восклицательная интонация очень богата и разнообразна.
Восклицательная интонация это не только радость, любовь, гордость, восхищение,
торжество, счастье и ликование, но и гнев, страх, злоба, ненависть, разочарование,
досада, горе и бешенство. Следовательно, интонация восклицательных предложений
в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.
4. Как известно, однородные члены предложения характеризуются перечислитель-
ной интонацией, которая, к сожалению, проявляется неотчетливо при чтении
детьми. Для преодоления этого недостатка целесообразно предлагать учащимся сле-
дующие задания. На доске записано предложение: Катя, Павел, Иван, Аня спешили
на помощь другу. Учащиеся читают это предложение с соблюдением логических
ударений, пауз, интонации, повышения и понижения голоса, обозначают это на за-
писанном предложении.
В результате наблюдения учитель подводит ребят к выводу о том, что чтение одно-
родных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз
между однородными членами, логическим ударением на каждом однородном члене
и повышением голоса на каждом из них. Постепенно задание можно усложнять, до-
бавляя к однородным членам предложения зависимые слова.
5. Для учащихся большую сложность представляет выразительное чтение предложе-
ний с прямой и косвенной речью. С помощью тренировочных упражнений во время
речевой разминки необходимо вырабатывать у учащихся навык соблюдения четких
пауз между прямой речью и словами автора независимо от того, стоят слова автора
перед, после или в середине прямой речи. Нужно учить школьников правильно ин-
тонировать слова автора и слова героя, обращая внимания на знаки препинания, т.е.
выделять голосом прямую речь. После разбора примеров из художественных произ-
ведений учащимся можно предложить самим придумать предложения с прямой или
косвенной речью. Примеры учитель записывает на доске, учащиеся выразительно
читают.
1.
Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет.
2.
Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей
меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.
3.
Я спросил: "Что с ним случилось?"
6. При чтении предложений с обращением школьники зачастую не соблюдают зна-
ков препинания (запятая или восклицательный знак), и, как следствие, не могут ин-
тонацией выделить обращение. Речевые разминки могут включать в себя следую-
щие задания:
1.
Павел | ходил сегодня в школу?
2.
Павел, | ты ходил сегодня в школу?
3. Спой, | светик, | не стыдись!
4.
Что же ты, | моя старушка, | приумолкла у окна?
5.
О Волга! || После многих лет я вновь принес тебе привет.
6.
Как часто в горестной разлуке, | в моей блуждающей судьбе, | Москва, |
я думал о тебе!
7.
Ребята! || Не Москва ль за нами?
7. Выбери и отметь верный вариант обозначения мелодики голоса, прочитай вырази-
тельно.
«А, так ты…» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»