Автор: Ващилина Анна Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Остерский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Остер Рославльского района Смоленской области
Наименование материала: Научно-методическая статья
Тема: Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Организация познавательно-исследовательской деятельности
в ДОУ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена
на формирование у детей познавательной активности и исследовательских
навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём
прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой
информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию
к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных
занятиях, сопровождающих игровую активность.
Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока
малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне
умственного и психического развития будущих первоклассников.
Цель и задачи
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском
саду
состоит
в
развитии
у
дошкольников
исследовательского
типа
мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих
профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам
ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в
чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи
визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют
качества
и
свойства
предметов,
с
развитием
аналитических
умений
—
устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности,
обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете,
размере, структуре, звучности и т. д.);
развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение,
классификация, ориентация во времени и пространстве, установление
взаимосвязей;
создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной
информации;
стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
формирование
и
совершенствование
навыка
работы
с
различными
инструментами, развитие мелкой моторики.
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми
работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира,
формированию элементарных математических представлений, подготовке к
обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например,
изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального
исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько
звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о
звучании буквы Я в составе проанализированных слов.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя
наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах
наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на
получение
первичной
информации
о
явлениях
природы,
представителях
животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные
исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
Коллективная.
Занятие, направленное на развитие исследовательской
деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной
части и подведения итогов),
- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход
занятия игровые элементы и физические упражнения).
Подгрупповая.
Исследовательская работа осуществляется в подгруппах,
когда
выводы
предполагаются
после
сравнительного
анализа
нескольких
результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или
солёной, например).
Индивидуальная.
Воспитатель
организует
задания
по
развитию
исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний
и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или
не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший
интерес к изучению чего-либо.
Методы и приёмы
Среди
приёмов
и
методов
организации
познавательно-исследовательской
деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
1.Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в
качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает ощущение
сплочённости
группы
в
поиске
решения,
активизируются
мыслительные
способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности,
исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в
основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время
года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся
ломкими?»,
«Почему
некоторые
виды
птиц
перелётные?».
Проведение
эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет
основной
проблемный
вопрос
в
соответствии
с
уровнем
знаний
детей,
подготавливает
дополнительные
наводящие
и
уточняющие
вопросы,
прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения,
составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в
русле эвристического метода дольше.
2.Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада
восприятие
предметов
и
процессов
развивает
визуальные
и
аудиальные
способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают
ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и
запахов.
Наблюдение
является
одной
из
активных
практик
научно-
исследовательской деятельности у дошкольников.
3.Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается
ведущей
деятельностью
дошкольников.
Ставя
элементарные
опыты
над
предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.),
малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием
участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя
свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком,
камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми
младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к
желанию
самостоятельного
экспериментирования.
Этот
метод
научно-
исследовательской
деятельности
развивает
у
детей
наблюдательность,
активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы
и сплочённости коллектива.
4.Проектная
деятельность.
Этот вид
работы
подразумевает совместную
исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В
достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные
способности
ребёнка,
но
и
творческие
навыки.
Педагог
побуждает
к
самостоятельному
построению
хода
наблюдений
и
опытов,
лишь
при
необходимости направляет действия воспитанника.
5.ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в
педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми
младшего возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к
самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей
проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает
игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом
можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности».
ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша
кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла
не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот
метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
Этапы исследовательской деятельности дошкольников
Этап исследования
Пример структуры исследования «Как растения
пьют воду?» в старшей группе детского сада
Постановка проблемы
Выяснить, каким образом растения потребляют
воду
Целеполагание
Воспитанники предлагают варианты решения
проблемы, приходят ко мнению, что нужно
провести наблюдение за потреблением воды каким-
либо растением
Выдвижение гипотез
Ребята размышляют, как можно сделать этот
процесс зримым для человеческого глаза (дать
растению выпить цветной воды).
Проверка гипотезы
Каждый воспитанник разводит в баночке с водой
пищевой краситель, ставит в раствор лист
китайской капусты или цветок белой гвоздики
Анализ полученного результата
Утром ребята видят, что капустные листы
(гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в
которых они простояли ночь
Формулирование выводов
Вода поднимается по стеблю к верхушке растения.
Соответственно, если растение произрастает в
почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е.
корни
Виды познавательно-исследовательской
деятельности в детском саду
Вид познавательно-исследовательской
деятельности
Примеры реализации в работе с дошкольниками
Поисково-исследовательская
Совместная работа педагога и детей по решению
проблемных вопросов. Реализуется в эвристических
беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему
распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет
в речке мячик?»), наблюдениях (за природными
явлениями и объектами, простыми веществами).
Учебно-познавательная
Самостоятельная деятельность воспитанников по
усвоению и применению приобретённых в ходе
образовательного процесса знаний, умений, навыков.
Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в
дидактических играх на совершенствование
пространственного, предметного, аналитического
мышления; самостоятельных наблюдений на
занятиях и прогулках
Познавательно-практическая
Стихийная или организованная педагогом
деятельность воспитанников по получению
информации практическим путём. Реализуется в
опытах и экспериментах
Предметно-исследовательская
Совместная или самостоятельная деятельность
воспитанников по установлению причинно-
следственных связей в окружающем мире и
расширению знаний о свойствах объектов.
Реализуется в исследованиях различных материалов
(ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила),
явлений природы в течение года
Мотивирующее начало занятий
Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно
проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному
контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов
становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия
в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и
иногда непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким
образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению
новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько
яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к
чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется
начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к
решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный
вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и
открытки,
иллюстрации
книг,
энциклопедии),
проводятся
подвижные
и
дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика,
беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного
опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
Примеры мотивирующего начала занятия
Тема исследования
Вариант мотивирующего начала занятия
«Способность воды выталкивать предметы
меньшей
плотности»,
занятие
с
экспериментальной игрой «Тонет — не тонет»
в младшей группе
Создание
сюрпризного
момента.
В группу заходит плачущая девочка Таня
(воспитанница старшей группы). Воспитатель
спрашивает, в чём причина её слёз. Девочка
рассказывает, что уронила на прогулке в речку
мяч
и
боится,
как
бы
он
не
утонул.
Воспитатель
зачитывает
стихотворение
А.
Барто «Мячик» и акцентирует внимание на
том, что в тексте утверждается невозможность
мячика
утонуть.
Ребятам
предлагается
опытным путём (при помощи тазиков с водой
и резиновых мячей) показать Тане, что мяч не
утонет.
«Свойства воздуха», занятие «Удивительное
рядом» в средней группе
Создание проблемной ситуации с игровым
элементом.
Воспитатель
показывает
ребятам
фигурку
грустного поросёнка и говорит, что Хрюша
грустит из-за того, что вчера ему подарили 2
больших
воздушных
шарика,
но
что-то
случилось
с
ними
за
ночь.
Ребятам
показывают 2 нарисованных шарика: большой
улыбается, маленький грустит. Воспитатель
спрашивает, почему второй шарик загрустил
(сдулся), и предлагает придумать решение, как
помочь Хрюше (надуть шарик).
«Различия пресной и морской воды», занятие
«Путешествие
в
Подводное
царство»
в
старшей группе
Начало занятия строится в виде игрового
путешествия
на
морское
дно:
ребята
вспоминают
названия
морских
животных,
разгадывая загадки и ребусы, проводится
подвижная игра «Море волнуется — раз!». За
отличные знания и проявленную активность
Морской царь дарит ребятам сосуд с морской
водой, свойства которой они будут изучать в
ходе последующего опыта
«Влияние воды на всхожесть семян и рост
растений», экспериментальный проект «Посев
сухого
и
пророщенного
гороха»
в
подготовительной группе
Совместное
составление
сказки
про
горошинки
с
воспитанниками
подготовительной
группы.
Каждый этап экспериментальной деятельности
фиксируется в виде абзаца сказки. («Проспали
горошинки сестрички всю зиму завёрнутыми в
холщовую тряпочку. А сегодня чьи-то тёплые
руки достали тряпочку из коробочки и отнесли
на подоконник к блюдцу с водой. Одни
горошинки с радостными криками прыгнули в
этот маленький бессейн, но некоторые из
сестричек воды испугались и остались лежать
в сухом уголке окна…»).