Напоминание

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ


Автор: Ващилина Анна Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Остерский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Остер Рославльского района Смоленской области
Наименование материала: Научно-методическая статья
Тема: Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация познавательно-исследовательской деятельности

в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена

на формирование у детей познавательной активности и исследовательских

навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём

прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой

информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию

к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.

Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных

занятиях, сопровождающих игровую активность.

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока

малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне

умственного и психического развития будущих первоклассников.

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском

саду

состоит

в

развитии

у

дошкольников

исследовательского

типа

мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих

профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам

ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в

чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи

визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют

качества

и

свойства

предметов,

с

развитием

аналитических

умений

устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности,

обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете,

размере, структуре, звучности и т. д.);

развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение,

классификация, ориентация во времени и пространстве, установление

взаимосвязей;

создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной

информации;

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование

и

совершенствование

навыка

работы

с

различными

инструментами, развитие мелкой моторики.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми

работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира,

формированию элементарных математических представлений, подготовке к

обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например,

изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального

исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько

звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о

звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя

наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах

наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на

получение

первичной

информации

о

явлениях

природы,

представителях

животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные

исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

Коллективная.

Занятие, направленное на развитие исследовательской

деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной

части и подведения итогов),

- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход

занятия игровые элементы и физические упражнения).

Подгрупповая.

Исследовательская работа осуществляется в подгруппах,

когда

выводы

предполагаются

после

сравнительного

анализа

нескольких

результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или

солёной, например).

Индивидуальная.

Воспитатель

организует

задания

по

развитию

исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний

и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или

не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший

интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди

приёмов

и

методов

организации

познавательно-исследовательской

деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

1.Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в

качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает ощущение

сплочённости

группы

в

поиске

решения,

активизируются

мыслительные

способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности,

исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в

основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время

года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся

ломкими?»,

«Почему

некоторые

виды

птиц

перелётные?».

Проведение

эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет

основной

проблемный

вопрос

в

соответствии

с

уровнем

знаний

детей,

подготавливает

дополнительные

наводящие

и

уточняющие

вопросы,

прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения,

составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в

русле эвристического метода дольше.

2.Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада

восприятие

предметов

и

процессов

развивает

визуальные

и

аудиальные

способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают

ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и

запахов.

Наблюдение

является

одной

из

активных

практик

научно-

исследовательской деятельности у дошкольников.

3.Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается

ведущей

деятельностью

дошкольников.

Ставя

элементарные

опыты

над

предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.),

малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием

участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя

свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком,

камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми

младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к

желанию

самостоятельного

экспериментирования.

Этот

метод

научно-

исследовательской

деятельности

развивает

у

детей

наблюдательность,

активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы

и сплочённости коллектива.

4.Проектная

деятельность.

Этот вид

работы

подразумевает совместную

исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В

достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные

способности

ребёнка,

но

и

творческие

навыки.

Педагог

побуждает

к

самостоятельному

построению

хода

наблюдений

и

опытов,

лишь

при

необходимости направляет действия воспитанника.

5.ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в

педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми

младшего возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к

самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей

проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает

игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом

можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности».

ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша

кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла

не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот

метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Этапы исследовательской деятельности дошкольников

Этап исследования

Пример структуры исследования «Как растения

пьют воду?» в старшей группе детского сада

Постановка проблемы

Выяснить, каким образом растения потребляют

воду

Целеполагание

Воспитанники предлагают варианты решения

проблемы, приходят ко мнению, что нужно

провести наблюдение за потреблением воды каким-

либо растением

Выдвижение гипотез

Ребята размышляют, как можно сделать этот

процесс зримым для человеческого глаза (дать

растению выпить цветной воды).

Проверка гипотезы

Каждый воспитанник разводит в баночке с водой

пищевой краситель, ставит в раствор лист

китайской капусты или цветок белой гвоздики

Анализ полученного результата

Утром ребята видят, что капустные листы

(гвоздики) приобрели те оттенки, что и растворы, в

которых они простояли ночь

Формулирование выводов

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения.

Соответственно, если растение произрастает в

почве, то начинает «пить воду» нижняя часть, т. е.

корни

Виды познавательно-исследовательской

деятельности в детском саду

Вид познавательно-исследовательской

деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению

проблемных вопросов. Реализуется в эвристических

беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему

распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет

в речке мячик?»), наблюдениях (за природными

явлениями и объектами, простыми веществами).

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по

усвоению и применению приобретённых в ходе

образовательного процесса знаний, умений, навыков.

Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в

дидактических играх на совершенствование

пространственного, предметного, аналитического

мышления; самостоятельных наблюдений на

занятиях и прогулках

Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом

деятельность воспитанников по получению

информации практическим путём. Реализуется в

опытах и экспериментах

Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность

воспитанников по установлению причинно-

следственных связей в окружающем мире и

расширению знаний о свойствах объектов.

Реализуется в исследованиях различных материалов

(ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила),

явлений природы в течение года

Мотивирующее начало занятий

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно

проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному

контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов

становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия

в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и

иногда непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким

образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению

новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько

яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к

чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется

начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к

решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный

вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и

открытки,

иллюстрации

книг,

энциклопедии),

проводятся

подвижные

и

дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика,

беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного

опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Примеры мотивирующего начала занятия

Тема исследования

Вариант мотивирующего начала занятия

«Способность воды выталкивать предметы

меньшей

плотности»,

занятие

с

экспериментальной игрой «Тонет — не тонет»

в младшей группе

Создание

сюрпризного

момента.

В группу заходит плачущая девочка Таня

(воспитанница старшей группы). Воспитатель

спрашивает, в чём причина её слёз. Девочка

рассказывает, что уронила на прогулке в речку

мяч

и

боится,

как

бы

он

не

утонул.

Воспитатель

зачитывает

стихотворение

А.

Барто «Мячик» и акцентирует внимание на

том, что в тексте утверждается невозможность

мячика

утонуть.

Ребятам

предлагается

опытным путём (при помощи тазиков с водой

и резиновых мячей) показать Тане, что мяч не

утонет.

«Свойства воздуха», занятие «Удивительное

рядом» в средней группе

Создание проблемной ситуации с игровым

элементом.

Воспитатель

показывает

ребятам

фигурку

грустного поросёнка и говорит, что Хрюша

грустит из-за того, что вчера ему подарили 2

больших

воздушных

шарика,

но

что-то

случилось

с

ними

за

ночь.

Ребятам

показывают 2 нарисованных шарика: большой

улыбается, маленький грустит. Воспитатель

спрашивает, почему второй шарик загрустил

(сдулся), и предлагает придумать решение, как

помочь Хрюше (надуть шарик).

«Различия пресной и морской воды», занятие

«Путешествие

в

Подводное

царство»

в

старшей группе

Начало занятия строится в виде игрового

путешествия

на

морское

дно:

ребята

вспоминают

названия

морских

животных,

разгадывая загадки и ребусы, проводится

подвижная игра «Море волнуется — раз!». За

отличные знания и проявленную активность

Морской царь дарит ребятам сосуд с морской

водой, свойства которой они будут изучать в

ходе последующего опыта

«Влияние воды на всхожесть семян и рост

растений», экспериментальный проект «Посев

сухого

и

пророщенного

гороха»

в

подготовительной группе

Совместное

составление

сказки

про

горошинки

с

воспитанниками

подготовительной

группы.

Каждый этап экспериментальной деятельности

фиксируется в виде абзаца сказки. («Проспали

горошинки сестрички всю зиму завёрнутыми в

холщовую тряпочку. А сегодня чьи-то тёплые

руки достали тряпочку из коробочки и отнесли

на подоконник к блюдцу с водой. Одни

горошинки с радостными криками прыгнули в

этот маленький бессейн, но некоторые из

сестричек воды испугались и остались лежать

в сухом уголке окна…»).



В раздел образования