Автор: Мухаметзянова Зульфия Расиховна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 1
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство с классическим танцем
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1» г.о. г. Октябрьский
Республики Башкортостан.
Методическая разработка открытого урока
преподавателя Мухаметзяновой З.Р.
по предмету «Классический танец» на тему:
«Знакомство с классическим танцем».
Форма организации обучения: нестандартная, наглядная.
Форма работы: групповая.
Тема занятия: «Знакомство с классическим танцем».
Тип занятия: подача нового материала.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Год обучения: первый.
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Методы обучения: наглядный, практический, устный (пояснение, беседа,
диалог).
Оборудование:
- методический материал (конспект занятия),
- флэш карта с записью музыки для классического танца.
Цель урока
:
-Дать представление о том, что такое классический танец.
- Способствовать развитию
у детей эстетического вкуса посредством
классической музыки, классического танца.
- Пробудить интерес к классическому танцу.
-Дать представление о влиянии классического танца на другие виды танца, а
также в повседневной жизни.
Задачи урока
:
Обучающие
-Расширить
хореографические
способности
посредством
лексики
классического танца.
-Познакомить детей с позициями рук и ног в классическом экзерсисе.
-Изучить
новый
словарный
запас
и
дать
знания
об
основных
хореографических понятиях.
Воспитывающие
-Воспитание интереса к жанру классического танца.
-Приобщение к мировым культурным ценностям.
-Воспитание культуры поведения и умения общаться в коллективе.
Развивающие
-Развивать пластику рук.
-Выворотность суставов ног.
-Развитие чувства ритма.
-Координации в пространстве.
Оздоровительные
- Формирование правильной осанки,
- Повышение гибкости суставов.
- Развитие силы мышц.
Структурные элементы занятия:
1.Вход детей в класс под музыку марша. Поклон.- 3 минуты
2. Организационный момент начала занятия.
Установление готовности к совместному занятию - 3 минуты.
3. Постановка цели и задачи открытого занятия.
Небольшой рассказ педагога о классическом танце.-6 минут
Формулировка цели и задачи детям - 3 минуты.
4.Танцевально - познавательная часть работы.
Диалог педагога и детей как правильно стоять, как работать над постановкой
корпуса.-5 минут
5.Экзерсис у станка.
Изучение позиций рук и ног в классическом экзерсисе- 6 минут
Изучение правил исполнения и проработка основных элементов экзерсиса у
станка.-7 минут.
Знакомство с терминами в классической хореографии-5 минут
7.Заключительная часть.
Заключительные слова преподавателя.
Поклон - 2 минуты.
Ход занятия:
1. Организованный вход детей в зал под музыкальное сопровождение.
Линейное построение, в шахматный порядок. Дети делают поклон -
приветствие хореографу и всем присутствующим в зале.
2. Объяснение темы занятия, цели и задач детям.
Преподаватель
обращается
к
присутствующим
в
зале
и
к
детям:
Классический танец является основой балета и его неотъемлемой частью. Он
зародился в Италии в 16 веке, затем развивался во Франции, и по прошествии
двух веков пришел в Россию, где и получил свою широкую популярность. А
в
1738
году,
синтезировавший
в
себе
итальянское
и
французское
направления, в Санкт-Петербурге открылась первая танцевальная школа на
территории России. Образ классического танца неразрывно связан с внешним
обликом его представителей: изящные и тонкие балерины в белоснежной
пачке и пуантах. Партнеры – стройные, гибкие, крепкие, способные
представить
и
преподнести
партнершу
зрителю
на
руках
Основы классического танца вырабатываются при помощи экзерсиса, из
которого состоит танцевальный урок, как ученика, так и профессионального
артиста балета.
Элементы упражнений, взятые из классического танца,
включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике,
фигурному катанию,
акробатике, спортивным бальным танцам, чтобы
красиво танцевать на сцене, нужно в совершенстве владеть своим телом.
Создавая танец, артисты выполняют множество разных движений. Основная
часть обучения классическому танцу проводится на основе экзерсиса. Это
основной комплекс хореографических движений и позиций, которые
выполняются постепенно и последовательно, в различных комбинациях и
вариациях. Программа обучения классическому танцу направленна на
развитие
выносливости,
грациозности,
пластичности,
выразительности,
музыкальности и, безусловно, утонченного художественного вкуса. Для
начинающих освоение классического танца происходит с препарасьона —
подготовительного упражнения, когда ноги и руки ставят в нужную
позицию. В системе обучения классическому танцу уже давно используются
четкие комплексы движений, которые входят в танцевальную структуру:
вытягивания, скольжения, прыжки, сгибания и приседания, броски и
различные
повороты.
Каждое
из
таких
упражнений
произносится
исключительно на французском языке, что является традиционным для
классического танца.
Хореограф: «Дети, давайте познакомимся с позициями ног и рук в
классическом танце.
Хореограф: « Ребята давайте повернемся к станку лицом и выучим позиции
ног. Руки на палке и стопы стоят вместе. Все помнят, как нужно стоять у
станка?»
Дети: « Да! »
Хореограф: «Давайте еще раз вспомним как это нужно делать.»
Дети вспоминают и рассказывают о постановке корпуса.
3.Изучение 1,2,3,5 ,6 позиций ног у станка и 1,2,3 позиции рук на
середине.
«Первая позиция ног».
Хореограф: «Я показываю стопы 1 позиции, где носочки смотрят в стороны,
а пяточки вместе. Все видят? повторяем».
Дети повторяют.
Хореограф: «Молодцы!».
« Вторая позиция ног ».
Хореограф: «Посмотрите ребятишки, как правильно и на каком расстоянии
стоят стопы. Какое там расстояние ?».
Дети: «Расстояние одной стопы!»
Хореограф: «Правильно! ставим также свои стопы как я, стараемся удержать
равновесие».
Ребята: «Хорошо».
«Третья позиция ног».
Хореограф: « Дети, третья позиция ног похожа на буковку «Т» в русском
алфавите. Правую ножку ставим впереди- левой, посерединке. У всех
получилось?»
Дети: « Получается»
Хореограф: « Умницы мои! Молодцы!»
« Пятая позиция ног».
Хореограф: «Пятую позицию мы с вами продолжаем делать из третьей.
Продолжаем совмещать носочки и пяточки так, как будто они склеились.
Получается?»
Дети: «Тяжело стоять, но получается»
Хореограф: « А теперь к позициям ног мы добавим позиции рук. Встаем в
первую позицию ног.
«Первая позиция рук в классическом танце».
Хореограф: «Ребята! Посмотрите внимательно, на какое действие похожи
руки?»
Дети: « Как будто мы держим мяч впереди себя!».
Хореограф: « Правильно! пробуем повторить я».
Дети: « Да».
«Третья позиция рук в классическом танце».
Хореограф: «Дети прошу вас внимательно посмотреть на свои руки и
поднять свой мяч аккуратно наверх. Получится красивая третья позиция.
Руки держат круглые формы. Ладошки смотрят прямо на голову».
Преподаватель проходит и проверяет руки у детей. Дети старательно
выполняют указания хореографа.
« Вторая позиция рук в классическом танце».
Хореограф: « Дети! Пробуем надуть руками большой надувной шар. Руки
опускаются вниз по сторонам, и останавливаются на уровне пояса. Из
третьей получается вторая позиция. Ладошки смотрятся вперёд, а локти
назад. Понятно дети?»
Дети: «Да».
Хореограф: «Хорошо».
4. Выполнение экзерсиса под музыку
5. Экзерсис у станка
Знакомство с основными движениями экзерсиса проходит у станка. В него
входят
demi plie
,
Battements tendu
,
Battements tendus jetés
, rond de jambe
par terre
sauté, releve – для работы мышц ног:
-
demi plie
–
неглубокое,небольшое приседание;
Grand plié-глубокое ,большое приседание.
Battements tendus из I позиции.
Battements tendus jetés из I позиции
- releve- подъём на полупальцах;
- sauté – прыжок;
Преподаватель: «Танец не может существовать без музыкального
сопровождения. Для нашего маленького экзерсиса я выбрала музыку,
соответствующую для классического танца. Она чётко даёт представление о
классическом танце. В музыке прослушивается чёткий ритмический рисунок,
что и понятно детям, Повторим все наши изученные движения .
Включается музыка. Дети стоят лицом к станку, руки на палке, ноги в VI
позиции. Повторяют за руководителем позиции рук и ног. Пропуская
классическую музыку через свои движения, школьники учатся правильно и
музыкально ощущать свои движения в танце. Одновременно знакомятся с
ритмом музыки, так как это тоже способствует развитию внутреннего ритма
детей.
Хореограф: «Дети! После выполненных упражнений можете отдохнуть. Мы
познакомились немного с прекрасным классическим танцем, который
является основой прекрасного искусства балета.
Классический танец является важной частью балета. Балет – это сложный
музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько
искусств: музыка, хореография и декоративная живопись. Балерина в
переводе
с
итальянского
танцовщица,
артистка
балетного
театра,
исполнительница классических танцев, выученная согласно академическим
балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику. Пальцевая
техника по-другому называется танцем на пуантах. Пуанты в переводе с
французского языка означает кончик, наконечник. Танцевать на пуантах —
обозначает танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на
кончики пальцев ног
Аплодисменты присутствующих.
Преподаватель: «Дети вам понравилось занятие?».
Школьники: «Да! Спасибо за урок».