Напоминание

От инновационных практик к системному подходу: опыт взаимодействия тульского педагогического колледжа с тульской областной специальной библиотекой для слепых


Автор: Федосеева Людмила Владиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: От инновационных практик к системному подходу: опыт взаимодействия тульского педагогического колледжа с тульской областной специальной библиотекой для слепых
Раздел: среднее профессиональное





Назад




От инновационных практик к системному подходу: опыт

взаимодействия тульского педагогического колледжа с тульской

областной специальной библиотекой для слепых

Сотрудничество ТПК с ТОСБС началось в 2015 году. Я, как

преподаватель коррекционно-педагогических дисциплин и руководитель

учебной практики студентов по коррекционному модулю, узнала, что в

городе есть такое удивительное учреждение, как библиотека для слепых, и

решила в рамках учебной практики познакомить с ним студентов.

Первоначально наши выходы были экскурсиями-знакомствами, на

которых нам рассказывали о деятельности этого заведения (слайд2).

Хочется отметить, что работники библиотеки очень открытые творческие

люди с огромным количеством идей, готовые к сотрудничеству для их

воплощения. После первых же наших ознакомительных экскурсий

появились первые задумки и предложения по дальнейшему нашему

взаимодействию. С этого момента мы стали не просто посещать

библиотеку для ознакомления с ее структурой и деятельностью, а стали

включаться в разнообразные творческие ее проекты. Особо хочется

отметить то, что наше взаимодействие отлично вписывается в содержание

некоторых

предметов

и

практики

по

профессиональному

модулю

Организация различных видов общения и обучения детей с ОВЗ,

определенное ФГОС по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное

образование.

В первый год нашего сотрудничества студенты колледжа стали

участниками конкурса по созданию тактильных пособий «Мир на

кончиках пальцев» (слайд3). Надо сказать, что этот первый опыт участия

студентов в таком конкурсе не был удачным: в изготовленных пособиях

оказалось много недочетов. Для устранения возможных ошибок при

создании пособий Татьяна Владимировна Демидова, заведующий детским

центром

библиотеки,

предложила

организовать

серию

семинаров-

практикумов по обучению студентов изготовлению тактильных пособий

(слайд4).

В программу этой серии занятий были также включены темы,

связанные с организацией процесса взаимодействия с незрячими людьми, с

историей

тифлопедагогики

(Тифлокомментирование

как

способ

взаимодействия с незрячими людьми, Луи Брайль, основатель азбуки для

незрячих, Этика общения и сопровождения лиц с ОВЗ) (слайд5). Так с

2016

года

на

базе

библиотеки

стали

проводиться

практикоориентированные

семинары

для

студентов

педагогического

колледжа. Это позволило сделать процесс обучения студентов по

коррекционным

дисциплинам

более

интересным,

а

также

заметно

улучшило качество изготавливаемых студентами пособий.

Еще один фактор, повышающий интерес и учебную мотивацию

студентов, - это взаимодействие с детьми с ОВЗ. Начиная с 2017 года,

пособия студентов принимала и оценивала особая «комиссия» (слайд6).

Аня Багдасарян со своей мамой Татевик, читатели библиотеки, постоянные

и активные участники детского отдела, любезно согласились стать

экспертами

в

области

оценки

тактильных

пособий.

Идею

такого

сотрудничества предложила Татьяна Владимировна, что оказалось очень

эффективным. Могу уверенно заявить, что для студентов это было очень

полезно, интересно и мотивирующе. Сознание того, что результаты их

продуктивной деятельности будет оценивать ребенок, повышало их

ответственность, а также осознанность при подготовке к презентации

своего пособия. Сам процесс оценки проходил в очень дружелюбной

атмосфере, что оказалось возможным благодаря солнечному характеру

Ани и ее мамы, а также умелому сопровождению Татьяны Владимировны.

В ходе таких «комиссий» студенты получали наглядную и справедливую

оценку качества их изделий, а также бесценный опыт общения с особым

ребенком и ее семьей.

Возможность пообщаться с детьми с ОВЗ студенты также получали

на различных культурно-досуговых и реабилитационных мероприятиях, к

участию в которых нас привлекала библиотека (слайд7). Так, нам удалось

побыть в роли волонтеров на городском мероприятии, посвященном

500летию

Тульского

Кремля,

попробовали

свои

силы

в

качестве

организаторов Новогоднего праздника для семей, воспитывающих детей с

ОВЗ. Таким образом, к 2020 году мы подошли с уже разработанным

перечнем плановых мероприятий, а также с готовностью принимали

участие в различных культурно-досуговых мероприятиях, устраиваемых

библиотекой

ежегодная

библионочь,

конкурс

по

творчеству

И.С.Тургенева,

акция громкого чтения «Читаем И.С. Тургенева».

С наступлением периода пандемии привычный порядок мероприятий

по взаимодействию ТПК и ТОСБС изменился, но сотрудничество не

прекратилось. Сотрудники библиотеки, а именно Татьяна Владимировна

предложила новые формы нашего взаимодействия, в которых студенты

также стали активно принимать участие. Это участие в онлайн марафонах,

посвященных различным темам – ВОВ, Международному дню слепых

(слайд8).

Одним из последних новых форм работы со студентами стало

включение их в работу кукольного театра библиотеки «Филиппок» при

создании спектакля с тифлокомментированием «Берегите мам» (слайд9).

Благодаря участию в этом виде работы студенты в личном опыте узнали,

что

такое

тифлокомментирование,

познакомились

со

спецификой

изготовления и демонстрирования декораций и кукол для слепых зрителей.

Конечно же, нельзя не отметить позитивный эмоциональный заряд,

который получали студенты на репетиции и записи кукольного спектакля.

Подводя итог, можно сказать, что за 6 лет нашего сотрудничества мы

пришли к определенному установленному плану совместных мероприятий,

который очень удачно дополняет процесс обучения студентов (слайд10). К

настоящему времени в нашем взаимодействии определились следующие

направления:

- обучение на серии практикоориентированных занятий по темам,

связанным с организацией общения и обучения незрячий детей;

- создание тактильных пособий для незрячих детей;

- участие в кукольном театре библиотеки «Филиппок»;

-

участие

в

различных

культурно-досуговых

мероприятиях,

организованных ТОСБС, в т.ч. онлайн формата в качестве волонтеров.

Данные направления в настоящее время составляют содержание

Школы волонтеров, которое существует теперь в структуре деятельности

библиотеки в последние 3 года. Я надеюсь, что в дальнейшем мы будем

продолжать наше сотрудничество по всем названным направлениям, а

также будем совершенствовать формы взаимодействия и придумывать

новые.



В раздел образования