Автор: Федосеева Людмила Владиславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: От инновационных практик к системному подходу: опыт взаимодействия тульского педагогического колледжа с тульской областной специальной библиотекой для слепых
Раздел: среднее профессиональное
От инновационных практик к системному подходу: опыт
взаимодействия тульского педагогического колледжа с тульской
областной специальной библиотекой для слепых
Сотрудничество ТПК с ТОСБС началось в 2015 году. Я, как
преподаватель коррекционно-педагогических дисциплин и руководитель
учебной практики студентов по коррекционному модулю, узнала, что в
городе есть такое удивительное учреждение, как библиотека для слепых, и
решила в рамках учебной практики познакомить с ним студентов.
Первоначально наши выходы были экскурсиями-знакомствами, на
которых нам рассказывали о деятельности этого заведения (слайд2).
Хочется отметить, что работники библиотеки очень открытые творческие
люди с огромным количеством идей, готовые к сотрудничеству для их
воплощения. После первых же наших ознакомительных экскурсий
появились первые задумки и предложения по дальнейшему нашему
взаимодействию. С этого момента мы стали не просто посещать
библиотеку для ознакомления с ее структурой и деятельностью, а стали
включаться в разнообразные творческие ее проекты. Особо хочется
отметить то, что наше взаимодействие отлично вписывается в содержание
некоторых
предметов
и
практики
по
профессиональному
модулю
Организация различных видов общения и обучения детей с ОВЗ,
определенное ФГОС по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное
образование.
В первый год нашего сотрудничества студенты колледжа стали
участниками конкурса по созданию тактильных пособий «Мир на
кончиках пальцев» (слайд3). Надо сказать, что этот первый опыт участия
студентов в таком конкурсе не был удачным: в изготовленных пособиях
оказалось много недочетов. Для устранения возможных ошибок при
создании пособий Татьяна Владимировна Демидова, заведующий детским
центром
библиотеки,
предложила
организовать
серию
семинаров-
практикумов по обучению студентов изготовлению тактильных пособий
(слайд4).
В программу этой серии занятий были также включены темы,
связанные с организацией процесса взаимодействия с незрячими людьми, с
историей
тифлопедагогики
(Тифлокомментирование
как
способ
взаимодействия с незрячими людьми, Луи Брайль, основатель азбуки для
незрячих, Этика общения и сопровождения лиц с ОВЗ) (слайд5). Так с
2016
года
на
базе
библиотеки
стали
проводиться
практикоориентированные
семинары
для
студентов
педагогического
колледжа. Это позволило сделать процесс обучения студентов по
коррекционным
дисциплинам
более
интересным,
а
также
заметно
улучшило качество изготавливаемых студентами пособий.
Еще один фактор, повышающий интерес и учебную мотивацию
студентов, - это взаимодействие с детьми с ОВЗ. Начиная с 2017 года,
пособия студентов принимала и оценивала особая «комиссия» (слайд6).
Аня Багдасарян со своей мамой Татевик, читатели библиотеки, постоянные
и активные участники детского отдела, любезно согласились стать
экспертами
в
области
оценки
тактильных
пособий.
Идею
такого
сотрудничества предложила Татьяна Владимировна, что оказалось очень
эффективным. Могу уверенно заявить, что для студентов это было очень
полезно, интересно и мотивирующе. Сознание того, что результаты их
продуктивной деятельности будет оценивать ребенок, повышало их
ответственность, а также осознанность при подготовке к презентации
своего пособия. Сам процесс оценки проходил в очень дружелюбной
атмосфере, что оказалось возможным благодаря солнечному характеру
Ани и ее мамы, а также умелому сопровождению Татьяны Владимировны.
В ходе таких «комиссий» студенты получали наглядную и справедливую
оценку качества их изделий, а также бесценный опыт общения с особым
ребенком и ее семьей.
Возможность пообщаться с детьми с ОВЗ студенты также получали
на различных культурно-досуговых и реабилитационных мероприятиях, к
участию в которых нас привлекала библиотека (слайд7). Так, нам удалось
побыть в роли волонтеров на городском мероприятии, посвященном
500летию
Тульского
Кремля,
попробовали
свои
силы
в
качестве
организаторов Новогоднего праздника для семей, воспитывающих детей с
ОВЗ. Таким образом, к 2020 году мы подошли с уже разработанным
перечнем плановых мероприятий, а также с готовностью принимали
участие в различных культурно-досуговых мероприятиях, устраиваемых
библиотекой
–
ежегодная
библионочь,
конкурс
по
творчеству
И.С.Тургенева,
акция громкого чтения «Читаем И.С. Тургенева».
С наступлением периода пандемии привычный порядок мероприятий
по взаимодействию ТПК и ТОСБС изменился, но сотрудничество не
прекратилось. Сотрудники библиотеки, а именно Татьяна Владимировна
предложила новые формы нашего взаимодействия, в которых студенты
также стали активно принимать участие. Это участие в онлайн марафонах,
посвященных различным темам – ВОВ, Международному дню слепых
(слайд8).
Одним из последних новых форм работы со студентами стало
включение их в работу кукольного театра библиотеки «Филиппок» при
создании спектакля с тифлокомментированием «Берегите мам» (слайд9).
Благодаря участию в этом виде работы студенты в личном опыте узнали,
что
такое
тифлокомментирование,
познакомились
со
спецификой
изготовления и демонстрирования декораций и кукол для слепых зрителей.
Конечно же, нельзя не отметить позитивный эмоциональный заряд,
который получали студенты на репетиции и записи кукольного спектакля.
Подводя итог, можно сказать, что за 6 лет нашего сотрудничества мы
пришли к определенному установленному плану совместных мероприятий,
который очень удачно дополняет процесс обучения студентов (слайд10). К
настоящему времени в нашем взаимодействии определились следующие
направления:
- обучение на серии практикоориентированных занятий по темам,
связанным с организацией общения и обучения незрячий детей;
- создание тактильных пособий для незрячих детей;
- участие в кукольном театре библиотеки «Филиппок»;
-
участие
в
различных
культурно-досуговых
мероприятиях,
организованных ТОСБС, в т.ч. онлайн формата в качестве волонтеров.
Данные направления в настоящее время составляют содержание
Школы волонтеров, которое существует теперь в структуре деятельности
библиотеки в последние 3 года. Я надеюсь, что в дальнейшем мы будем
продолжать наше сотрудничество по всем названным направлениям, а
также будем совершенствовать формы взаимодействия и придумывать
новые.