Автор: Пимахова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОЧУ "ЮНЭК"
Населённый пункт: Г.о. Балашиха Московская область
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: Конспект открытого занятия "Вулкан"
Раздел: дошкольное образование
ДОЧУ «Детский сад «ЮНЭК»
Конспект организованной образовательной деятельности (ООД)
Вид ООД: интегрированное занятие по экологическому развитию и конструированию.
Тема: «Чудо природы - вулканы»
Группа: подготовительная
Педагог: Пимахова И.А.
Отделение: Носовихинское шоссе, 13
Дата: 9.02.23
Цель: Формировать знания о природных явлениях –вулканах, их строении, причиной
извержения, какую пользу и вред наносят извергающие вулканы.
Задачи:
- Образовательные:
Обобщить знания о планете Земля и ее рельефе, расширение знаний о
геологическом прошлом и настоящем Земли, простейших химических
процессах;
Формировать знания о происхождении гор и вулканов, их типах, строении;
Формировать представления о не разрывной связи человека с природой;
Развитие фантазии, воображения;
Учить строить необычное постройки из лего-конструктора.
Закрепления умения работать в команде.
- Развивающие:
Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения за опытом
извержения вулкана на макете, стимулирование стремления к познанию нового;
Расширять словарный запас в речевой практике: вулкан, жерло, пепел, лава,
спящий вулкан, действующий вулкан, эксперимент, геология, экспедиция,
вулканолог, кратер, гранит, базальт.
- Воспитательные:
Воспитание позитивного отношения к информации, желание анализировать
информацию;
Формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при выполнении
эксперимента.
Предварительная работа: Изготовление демонстрационного макета вулкана. Беседы о
строении Земли, разнообразии земного ландшафта. Беседа «Безопасное путешествие».
Сбор с детьми рюкзаков для путешествия. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».
Исследование камней, знакомство с минералами. Рассматривание иллюстраций;
«Природные явления», «Природные зоны России».
Необходимое оборудование и материалы: Макет вулкана; смесь для извержения
вулкана (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, сок лимона или
(уксус, поднос под вулкан); иллюстрации: строение вулкана, гейзер, примула. Компас,
глобус, макет строения Земли, карта вулканов, ткань коричневая, колба с водой, емкость с
песком, зажигалка, емкость с лавой. Кусочки гранита и базальта, рюкзаки детей, маски,
таблички с красным и зеленым кругами, куски застывшей лавы, Аудиозаписи:
«Самолеты» Анималики, звук извержения вулкана, звук колокола, звуки природы, запись
песни «Без друзей меня чуть чуть…»
Ход образовательной деятельности:
Организационная часть.
Группа оформлена в стиле лаборатории, отдельно на столе оформлен мини-музей
«Вулкан». Дети сидят на стульях.
Звучит музыка природы.
Появляется воспитатель в образе ученого профессора с сумкой и компасом. В сумке
разные атрибуты ученого.
П: Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Приветствуют гостей.
П: Я рад вас видеть в моей лаборатории. Я профессор - ученый, и мне нужна ваша
помощь!
- Станьте моими помощниками - исследователями. Нам надо с вами отправиться в
путешествие – научную экспедицию. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Открывает свиток и читает:
Лава, пепел и огонь
- Все это внутри него.
Он, как каменный чулан,
Называется (вулкан).
П: Правильно, это вулкан!
П: Нам сегодня предстоит совершить удивительное путешествие по просторам нашей
страны, заглянуть внутрь Земли и отгадать загадку гор, подружиться с Вулканом.
Основная часть.
П: Куда мы отправимся, нам подскажет глобус. Что такое глобус? (ответы детей)
П: Что означают цвета на глобусе? (ответы детей: белый-снега, ледники; зеленый -
леса, луга, равнины; синий -моря, реки, океаны; желтый -пустыни, степи; коричневый-
горы).
П: Давайте, заглянем внутрь нашей планеты! (Берет глобус и открывает его). Что мы
видим? (Ответы детей).
П: Земля имеет сложное строение. В центре раскаленное металлическое ядро, следующий
слой тоже очень раскаленный жидкий слой- мантия. Поверхность Земли покрыта земной
корой, на которой есть суша и моря, где живут животные и люди.
П: Вот сегодня вы свами поговорим о горах. Может быть кто-то знает, как образуются
горы? (дети высказывают свои версии).
П: Я приглашаю вас провести небольшой эксперимент, в ходе которого вы получите
представления, как образуются горы.
Дети садятся в круг.
П: Давайте представим, что ваши руки, это магма внутри нашей планеты. А эта ткань –
земная поверхность. Наша планета, живая! Она дышит! И магма внутри планеты
постоянно движется! Давайте подвигаем пальцами, что вы видите на поверхности?
Представим, что эта ткань и есть земная кора. А теперь слегка пошевелите под
платком пальцами, а потом согните их, и земная кора начнет двигаться и менять свои
очертания. Прямо на ваших глазах начинают образовываться впадины и вырастать горы.
На этом простом примере, мы увидели, как появляются горы. Вот также происходит и в
природе нашей планеты, естественно не с такой скоростью, но представление о движении
земной коры вы получили наглядное.
Дети садятся на стулья.
П: Иногда горы появляются в результате действия вулканов. Посмотрите, земная кора
поделена на платформы, как кусочки пазлов. Иногда магма вырывается наружу. И тогда,
из под земли бьет фонтан магмы. Вместе с ней выбрасываются пепел, грязь и камни. Все
это обрушивается на землю и когда лава застынет, в этом месте образуется небольшой
холм. С каждым новым извержением вулкана эта возвышенность становится все больше и
больше – так растет гора под воздействием вулкана. Горы, которые возникли от вулканов,
имеют сходство с пирамидами, у которых срезаны верхушки. (Достает из сумки пирамиду
и показывает ее). Некоторые горы- это вулканы.
П: Давайте заглянем во внутрь вулкана (схема – строение вулкана).
П: Что вы видите на вершине горы? (На вершине горы большая яма).
В.: Это огромная чаша с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе
повторим это новое слово.
Дети повторяют слово «кратер».
П: Эта дыра, уходящая глубоко в землю – жерло вулкана.
Дети хором повторяют слово «жерло».
П: На самой глубине вулкана – расплавленное горячее вещество – магма.
Дети вместе с профессором повторяют строение вулкана. И дописывают в кроссворд
слова «кратер» и «жерло».
П: В мире более 1000 вулканов. Посмотрите на карту вулканов. (Показывает карту
вулканов)
П: В России находятся 170 вулканов. Расположены они на Камчатке, в районе
Курильских островов, на Кавказе, Байкале, в Крыму Некоторые из них совсем древние,
потухшие.
П: Я предлагаю отправиться к самому вулкану! Готовы? Ответы детей.
П: Мы отправимся на Камчатку, на восток нашей страны. Камчатка славится своими
вулканами. (Показывает на глобусе, где примерно находится Камчатка)
П: Как же можно добраться туда? Ответы детей.
П: Решено, сначала отправляемся на самолете, а оставшуюся часть пути нам придется
преодолевать пешком. Вы готовы отправиться в поход, рюкзаки собрали заранее? Что мы
берем с собой? (Ответы детей).
Дети одевают рюкзаки.
Физкультминутка «Самолеты» (Анималики)
Дети с воспитателем под музыку, выполняя движения спускаются на первый этаж в
зал.
П.: Вот и закончился первый этап нашего путешествия. Дальше мы отправимся
пешком. Напоминаю вам, что в горах дышать тяжелее из-за особого воздуха. Чтобы
благополучно добраться, мы через каждых 5 шагов будем делать по 3 вздоха и выдыха.
Ну что, отправляемся в путь.
Звучит походная песенка.
Дети вместе с профессором поднимаются по лестнице наверх, делая дыхательную
гимнастику.
П.: Ну вот мы и добрались до вулкана! Давайте немного отдохнем и полюбуемся на
это чудо природы! Доставайте свои коврики и располагайтесь.
Дети раскладывают коврики и садятся на них.
П.: Ребята, у каждого из вас есть имя? Назовите мне его. (Ответы детей) И у вулканов
тоже есть названия. (Достает карточки с названиями вулканов). Например Везувий –
самый опасный вулкан планеты. Он более 80 раз извергался и приносил большие
разрушения. Или Этна – самый большой вулкан, привлекающий много туристов. Эльбрус
– очень древний потухший вулкан.
Вулканы бывают действующие или потухшие. Вулканы, которые по мнению ученых
уже никогда не будут извергаться, называются потухшими. А вулканы, которые
извергаются регулярно– действующими. Иногда трудно определить «спит» вулкан или
притворяется, и может проснуться в любой момент. Когда вулкан просыпается, сначала
из него летит вулканический пепел, потом выходят потоки магмы с камнями, так
называемая – лава.
Около стены с изображением вулкана разложена красная материя и на ней кусочки
затвердевшей лавы.
П.: Ребята, как вы думаете, что это лежит у подножия вулкана? (обращает внимание детей
на кусочки застывшей лавы) Ответы детей.
П: Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава кипит, бурлит,
так она и застывает, превратившись вот в такой камень с дырочками. Давайте, возьмем в
нашу лабораторию кусочки застывшей лавы. (Дети берут по кусочку лавы, рассматривают
его, делятся впечатлениями. Определяют цвет, вес, шероховатость поверхности).
П: Из вот таких камней на специальных фабриках изготавливают вот такие маленькие
предметы-пемзы. (показ пемзы).
Слышен звук извергающегося вулкана.
П: Кажется этот вулкан только притворялся «спящим»! Слышите, как он просыпается?
Надо срочно уходить отсюда. Собираем вещи, одеваем маски и идем за мной.
Под звуки извергающегося вулкана ребята с профессором переходят в комнату лего-
конструирования.
П: Ну все, мы в безопасности.
П.: Наука давно изучает такое природное явления- извержение вулкана. И ученых,
которые занимаются исследованием вулканов и дают точный прогноз, когда и где
произойдет ближайшее извержение называют-вулканологами.
П.: Сегодня мы с вами будем наблюдать на макете извержение вулкана, для этого нам
нужен макет вулкана. Как выдумаете из чего его можно собрать. Ответы детей.
В.: Давайте, соберем макет из лего-конструктора. А поможет нам в этом наш знакомый
инженер-конструктор!
Входит инженер –конструктор, вместе с детьми строит макет вулкана из конструктора.
Как только макет готов звучит звук «Колокола».
В.: Теперь необходимо адаптировать наш макет для опыта. Для этого поместим его в наш
волшебный прибор.
Опускает макет из лего в коробку с надписью «Адаптер».
П: Итак, возвращаемся в лабораторию! А вас инженер-конструктор мы приглашаем с
собой!
Все возвращаются в лабораторию.
Фоном звучит музыкальное сопровождение из «Фиксики»
Профессор просит детей помочь в проведении опыта, но сначала вспомнить правила
поведения в лаборатории. Далее приглашает всех к столу и достает из коробки макет из
пластилина. Просит детей помочь ему в опыте.
П: Насыпаем ложку соды, добавляем краску (чтобы извергающая лава была похожа на
настоящую, немного моющего средства для пены лавы. А теперь внимание! Эта жидкость
в бутылочке с особым знаком («Осторожно!»)- это уксус, наливать можно только
взрослому. Его я добавлю сама, когда будет все готово.
Проведение опыта: Извержение вулкана.
После опыта профессор просит детей присесть на стулья.
П: Что же такое вулкан? Из чего он состоит? (Ответы детей).
П: Вулкан – это вода (показывает пробирку с водой, песок – емкость с песком, лава и
огонь (зажигалка).
П: Можно ли предсказать извержение? Что для этого необходимо? Ответы детей.
П: Прогнозами извержение вулканов занимаются ученые- вулканологи, при помощи
специального оборудования и знаниями о вулканах. А еще животные и растения – верные
предсказатели вулканических извержений. Королевская примула (показывает
изображение) растет на склонах вулканов и начинает расцветать на кануне извержения
вулкана и служит сигналом надвигающей беды. Животные суетливо начинают переносить
своих детенышей в безопасное место.
В.: Как вы думаете, вулканы приносят вред или пользу природе? Ответы детей.
В.: Давайте, поиграем в игру «Хорошо-плохо». Если то, что я говорю приносит
природе и человеку пользу, вы показываете зеленую табличку, ели вред – красную.
Игра «Хорошо-плохо».
- потоки лавы уничтожают на своем пути целые леса;
- вулканический пепел обогащает почву, удобряя ее;
- вулканический пепел, попадая в дыхательные пути, затрудняет дыхание;
- продукты извержения вулканов широко используют в быту: для строительства
зданий, производства удобрений и спичек.
- вулканические газы, выделяемые в атмосферу, возвращаются на землю в виде
кислотных дождей.
- в близи от вулканов выходят на поверхность горячие источники, которые человек
использует для получения электроэнергии.
П: Вулканы не только сеют смерть и разрушения, и являются поставщиками
минералов, и строительных материалов, создателями многочисленных месторождений
руд, на склонах вулканов очень плодородные земли, источники геотермальной энергии
(универсальные «чайники» земли).
Показывает гранит и базальт.
П: Эти природные материалы образуются с помощью вулканов. Их использует человек в
строительстве.
Заключительная часть.
Фоном звучит песенка «Без друзей меня чуть чуть»
Дети садятся в круг.
П: Ну что, ребята, вот и закончилось наше путешествие! Что нового для себя вы узнали?
П.: Ну что, ребята, вот и закончилось наше путешествие! Что нового для себя вы
узнали?
- Как образуются горы?
- Что такое вулкан? Какое он имеет строение?
- Как использует человек продукты извержения вулканов?
- Пользу или вред приносят вулканы природе и человеку.
Рефлексия.
П: Молодцы ребята, юные экологи! Вы были внимательными, теперь вы, знаете, что на
все вопросы можно найти ответы, и даже подтвердить гипотезу можно наблюдением или
опытом. И чтобы найти ответы на интересующие вас вопросы наша библиотека
дополняется новой энциклопедией. Эта энциклопедия поможет узнать вам много нового
про вулканы.
Расскажите о вулканах своим родителям. И обязательно нарисуйте дома вулкан.
Рисунки принесите в детский сад для выставки. Все, кто выполнит задание, получит
«юник».
Игра «Хорошо-плохо».
- потоки лавы уничтожают на своем
пути целые леса;
- вулканический пепел обогащает
почву, удобряя ее;
- вулканический пепел, попадая в
дыхательные пути, затрудняет
дыхание;
- продукты извержения вулканов
широко используют в быту: для
строительства зданий, производства
удобрений и спичек.
- вулканические газы, выделяемые в
атмосферу, возвращаются на землю в
виде кислотных дождей.
- в близи от вулканов выходят на
поверхность горячие источники,
которые человек использует для
получения электроэнергии.