Автор: Прядухин Денис Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЛИЦЕЙ НГТУ"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья.
Тема: Определения прогресса общей выносливости у учащихся общеобразовательных учреждений среднего и высшего звена
Раздел: среднее образование
УДК 796
Д.С. Прядухин
(учитель физической культуры МАОУ «ИНЖЕНЕРНЫЙ ЛИЦЕЙ НГТУ»)
ИННОВАЦИИ В ОЦЕНКЕ ПРОГРЕССА РАЗВИТИЯ
ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИТ У СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
У большинства современных школьников наблюдается
гиподинамия-малая физическая активность. Дети всё чаще сидят
за
компьютерами,
учебниками,
телевизорами,
не
уделяя
должного
внимания
физкультуре,утрачивая,
при
этом,
работоспособность многих физические качества, в том числе и
выносливость.
Выносливость - это способность организма к продолжительной
мышечной деятельности и выполнению физической работы
относительно длительное время без явных признаков утомления.
В
современной
школе
для
оценки
общей
выносливости
используются следующие контрольные нормативы (По В.И.
Ляху):
Старшая школа: Тест-Купера:6-минутный бег, кросс 2 км.
Но данные тесты оценивают специальную(скоростную
выносливость), а не общую т.к.
1)Не учитываются процессы врабатывания организма,
2)Время и дистанция,отведённые для достоверности результатов
тестов малы, за это время нельзя объективно оценить общую
выносливость
3)В
этих
тестах
преобладают
смешанные
энергетические
источники мышечной работы(высокий процент гликолиза в
работе)
На наш взгляд тест для определения общей выносливости должен
контролироваться функциональными возможностями сердечно-
сосудистой системы
Самым простым и доступным для измерения и контроля является
пульс(ЧСС)
Инновацией, на наш взгляд, может являться данный тест,
способный наиболее объективно оценить степень развития общей
выносливости:
Учителем ФК делаются два контрольных теста(осенью и весной)
12-минутный модифицированный Тест-Купера (бег в сочетании с
ходьбой)
И
после
сдачи
второго
теста
сравниваются
результаты
пройденного расстояния у каждого ученика
Тест выполняется с учётом пульсового режима.
Тест должен приниматься при прочих равных условиях
а.
Тест должен проводиться в совокупности с другими тестами,
которые оценивают другие двигательные качества.
Тест
должен
проводится
с
учётом
погодных
условий,
психологической подготовленности, мотивации)
Ссылаясь на труды русского физиолога П. Янсенаопределить
пульсовой режим можно следующим образом: взять усреднённый
показатель пульса, который с большой долей вероятности будет
находиться в аэробной зоне (пульс 160уд/мин. вполне подходит)
ипользуясь методом М. Карвонина(220-возраст ученика), по
расчёту максимального ЧСС, мы сможем рассчитать верхнюю
границу аэробной зоны, а значит и порог анаэробного обмена
(ПАНО).
Для достоверности результатов тест сдаётся на 1-2удара пульса
ниже, чем уровень ПАНО.
Контролировать процесс бега до своего уровня ПАНО можно
следующим образом:
На каждого ребёнка надевается датчик мониторинга сердечного
ритма(пульсометры).В функциях выставляется нижняя и верхняя
зона аэробной работы.
Предлагаемый способ оценки контроля прогресса развития
общей
выносливости,на
наш
взгляд,
является
более
объективным.
Перспективу
нашего
исследования
мы
видим
в
поиске
инноваций в оценке прогресса развития общей выносливости у
младших школьников.
Список литературы:
1.Янсен П.:ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: Пер. с
англ. - Мурманск: Издательство "Тулома", 2006.