Семинар-практикум для педагогов: "Повышение личной и профессиональной компетентности педагога по руководству игровой деятельностью дошкольников"
Автор: Камалева Илия Исхаковна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБУ детский сад № 128 "Гвоздичка" Населённый пункт: г.о. Тольятти Самарская область Наименование материала: Конспект Тема: Семинар-практикум для педагогов: "Повышение личной и профессиональной компетентности педагога по руководству игровой деятельностью дошкольников" Раздел: дошкольное образование
МБУ детский сад №128 «Гвоздичка»
Семинар-практикум для педагогов:
«Повышение личной
и профессиональной компетентности
педагога по руководству игровой
деятельностью дошкольников»
Составил:
педагог-психолог Камалева И.И
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни
дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В
отечественной
психологии
и
педагогике
игра
рассматривается
как
деятельность,
имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней
развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми,
первоначальные навыки кооперации.
Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том,
что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их
жизни. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо развести несколько
тесно связанных проблем:
-какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства;
-какова специфика педагогических воздействий по отношению к игре, по сравнению с
другими видами детской деятельности;
- что подлежит оценке — собственно деятельность воспитателя по организации игры
детей, тематическое содержание игры или игровые умения детей.
Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:
1.
Необходимое условие для появления детской игровой инициативы прежде всего
это открытость образовательной программы
2.
Адекватная предметно-пространственная среда.
Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность
использования разных предметов для самостоятельного построения игровой ситуации.
3.
Но,
конечно,
главным
условием
формирования
игры
является
позиция
взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.
Принципы организации сюжетной игры:
Первый принцип . Воспитатель должен играть вместе с детьми.При этом чрезвычайно
важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир
игры, является сам характер поведения взрослого во время игры.
Второй
принцип. Воспитатель
должен
играть
с
детьми
на
протяжении
всего
дошкольного
детства,
но
на
каждом
его
этапе
следует
развертывать
игру
таким
образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее
построения.
Третий принцип.
Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать
ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла
партнерам — взрослому или сверстнику.
Структура сюжетно-ролевой игры
Тема, сюжет
Содержание игры
Роль
Ролевые и реальные отношения в игре
Игровые действия и их логика
Игровой материал и игровое пространство
ТЕМА,СЮЖЕТ
Любая
игра
имеет
тему,
сюжет
-
ту
область
действительности,
которую
ребенок
отражает, моделирует, воспроизводит в игре. Темы игр детей берутся из окружающей
действительности, а также из сказочных, книжных и других тем.
В
соответствии
с
темой
строится
сюжет,
сценарий
игры
-
определенная
последовательность событий, разыгрываемых в игре.
Сюжеты
бывают
разнообразны:
бытовые,
профессиональные
(индустриальные,
сельскохозяйственные,
ремесленные),
строительные,
социальные,
общественно-
культурные, военные, драматизации и др. Некоторые игры (особенно с бытовыми
сюжетами) разыгрываются с разным содержанием на протяжении всего дошкольного
детства.
Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами (например,
игра в «семью», в «дочки-матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки,
обеда, стирки, приёма гостей, мытья ребёнка, его болезни, похода в магазин и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ
Содержание игры - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или
отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же
сюжетом
вносят
в
неё
разное
содержание:
для
младших
дошкольников
это
-
многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут
именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери»,
«лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и
т.д.);
для
средних
это
-
моделирование
деятельности
взрослых
и
эмоционально
значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правила в игре.
РОЛЬ
Главным элементом в строении игры (основной, неразложимой единицей развитой
формы
игры)
становится роль - соответствующий принятым в обществе нормам,
правилам
способ
поведения
людей
в
различных
ситуациях,
обязательный
набор
действий
и
правил
их
выполнения,
как
моделирование
реальных
отношений,
существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане.
Роли могут быть главными и второстепенными, выполняются детьми при помощи
игровых действий (например, «врач» делает укол «больному», «продавец» взвешивает
«покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.). Выполнение
роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как
это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.
Ролевые и реальные отношения в игре
-
первые
отражают
отношения
по
сюжету
и
роли
(конкретные
проявления
персонажей),
а
вторые
выражают
отношения
к
партнёру
по
игре,
к
качеству
и
правильности выполнения им роли (позволяют ставить и принимать игровые задачи,
договариваться
о
выборе
игры
и
распределении
ролей,
о
способах
и
средствах
реализации
замысла,
понятно
излагать
свои
мысли,
тактично
отказываться,
если
игровая задача не интересна, и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать
так», «ты неправильно делаешь» и т.п.).
Игровой материал и игровое пространство – игрушки, атрибуты и разнообразные
другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли, выполняют
игровые действия.
Особое
место
в
играх
и
жизни
дошкольников
занимает
игрушка
–
специально
созданный предмет, служащий для игры, забавы и развлечения детей, подготовки их к
жизни в современной им системе социальных отношений, а также влияющий на
психическое развитие детей и являющийся важным средством воспитания.
Существует множество игрушек и их классификаций . По принципу соотносимости
с
разными
видами
игр
выделяют
следующие
виды
игрушек:
сюжетно-образные
игрушки (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные,
празднично-карнавальные,
технические
и
др.),
дидактические
игрушки
(автодидактические
игрушки,
дидактические
игры
(наборы)
с
правилами,
конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки, музыкальные игрушки),
спортивные игрушки, игрушки-забавы.
Важное место среди игрушек занимают сюжетно-образные игрушки - куклы и мягкие
игрушки (изображения мишки, собаки, зайца, обезьяны и др.). Любимая игрушка
вызывает
положительные
эмоции,
стимулирует
ребёнка
к
игре,
учит
доброте,
сопереживанию,
рефлексии,
эмоциональному
отождествлению,
способности
идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми. Ребёнок переживает со
своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и
нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка
выступает
заместителем
идеального
друга,
партнёра
в
общении
во
всех
его
проявлениях, который всё понимает и не помнит обид. Потребность в такой игрушке
возникает у каждого дошкольника, у него устанавливаются особые отношения со
своей куклой или зверушкой. Дошкольники очень любят играть с мягкой игрушкой,
сажают её вместе с собой во время обеда, ложатся с ней спать, играя в различные игры
(пароход, поезд, магазин), обязательно берут её с собой, хотя в группе есть и другие
игрушки.
Немаловажное
значение
для
игровой
деятельности
имеют
игровые
предметы-
атрибуты. Они помогают ребёнку взять на себя роль, спланировать и развернуть
сюжет, создать игровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для
реализации роли, облегчая ребёнку ролевое поведение.
Кроме разных видов игрушек в играх дошкольников широко используется игровой
полифункциональный материал - бросовый материал (пустые катушки, спичечные
коробки, палочки, лоскутки, веревочки, пуговицы и пр.) и природный материал (песок,
шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Его особенностью является то, что
в игре данный предмет (материал) используется не в своём собственном значении, а в
качестве заместителей других, практически недоступных ребёнку предметов (сахар,
тротуарные блоки, ковры, деньги и т. п.). Игровой материал выступает в качестве
заместителей многих предметов, с помощью него ребёнок овладевает действиями
замещения.
Игровое
пространство
представляет
собой
границы,
в
пределах
которых
территориально
разворачивается
игра.
Оно
может
символизироваться
наличием
определённого предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул,
означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом
отделяют кухню и спальню, дом и улицу).
Педагогические исследования (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.Е. Кравцова)
доказали, что игры развиваются в следующей последовательности:
младший дошкольный возраст – режиссёрская игра (игра – действие с предметами,
игрушками);
средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра - диалог);
старший
дошкольный
возраст
–
игра
с
правилами,
режиссёрская
игра
(игра-
фантазия, сюжетосложение).
Игровая продукция с точки зрения охраны психологического здоровья
дошкольников
Появляются игры и игрушки, оказывающие крайне разрушительное воздействие на
физическое,
психическое
здоровье
и
духовно-нравственное
развитие
детей.
В
образовательных учреждениях дошкольного и дополнительного образования, порой,
оказываются такие игры, игрушки и другая игровая продукция, воздействие которой
оказывает травматический эффект на здорового ребенка, не говоря уже о больном.
При
проведении
экспертизы
игровой
продукции
используются
основные
и
дополнительные критерии:
К основным критериям относятся:
•
Социальная и психологическая безопасность игрушки.
•
Соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям
•
Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
•
Привлекательность игрушки для ребёнка.
•
Возможность
полифункционального
использования
игрушки
для
развития
способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).
•
Эстетичность
внешнего
вида
игрушки
и
отсутствие
ошибок
в
конструкции
игрушки, логике игры и в их описании.
К дополнительным критериям относятся:
•
Возможность использования игрушки в коллективной игре.
•
Возможность
освоения
игрушки
детьми
со
специальными
нуждами
(с
физическими недостатками и особенностями).
•
Прочность и долговечность игрушки.
•
Использование экологически чистых материалов.
•
Качество описания игрушки.
•
Качество упаковки игрушки.
Психологическая
безопасность
игровой
продукции
предполагает
наличие
следующих критериев :
Педагогический - чему научит игрушка. Какие разовьет умения, способности?
Психо-эмоциональный - что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие
чувства пробудит, даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества,
договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.
Эстетический - соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли
чувства прекрасного, гармоничного.
Психологическая
безопасность
игровой
продукции
требует
внимания
к
игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.
1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:
• • содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления
наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий
(например, детская сумочка для девочки с игрушечными сигаретами и косметикой).
2. Игрушки устрашающего характера – способные сильно испугать ребенка, вызвать
появление у детей устойчивых страхов, тревоги;
•
детально
и/или
натуралистически
изображающие
или
моделирующие
физиологический
процесс
или
последствия
смерти,
тяжелых
соматических,
психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме,
либо травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев,
аварий,
катастроф,
либо
детально
и
натуралистически
изображающие
или
моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства ;
•
детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых
людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы
кровопролития;
•
изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию
человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса,
и
агонии.
3. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо
формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы:
•
связанные
с
изображением
или
моделированием
чрезмерной
жестокости,
предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов
или проявлений чрезмерной жестокости в игре;
•
побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;
провоцирующие
у
ребенка
агрессию,
вызывающие
у
него
проявления
особой
жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие
партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
•
изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки,
применение изощренных способов нанесения увечий и лишения жизни, а также иных
деяний, причиняющих особые физические или психические страдания человеку (а
равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному .
Антиигрушки: во что играют наши дети?
Многие папы и мамы еще помнят те времена, когда на полках магазинов детских
товаров
царило
однообразие:
пластмассовые
пупсы,
котята-медвежата
из
искусственного меха, грубоватые модели машинок, мячи и несложные конструкторы.
Сейчас ассортимент игрушек огромен, но все ли они полезны ребенку?
Начнем с интересного исторического факта: когда-то императрица Екатерина II издала
распоряжение, касающееся воспитания через игру своих внуков: Константина и Саши
(будущего царя Александра I). В нем она писала:
«Веселость нрава их высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят,
лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к
людям, при оной находящимся». Кроме того, императрица замечала: «Питая в детях
веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все тому противное, как-то:
печальные
воображения
или
уныние
наносящие
рассказы,
также
ласкательства».
Кстати, на Руси всегда была высокая детская игровая культура, даже среди беднейшего
населения.
Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших
детей
к
младшим.
Родители
никогда
не
прерывали
игры,
не
разрушали
игровые
постройки, не выбрасывали игрушки. И даже считали, что они обладают волшебной
силой: по поверью, игрушки могли способствовать урожаю, богатству, счастью семьи,
или, наоборот, приносить несчастье. Не зря предмет «кукла» в русском языке является
одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?».
Чем же играют сегодня наши дети? Вот антирейтинг игрушек, которые можно назвать
самыми вредными.
Барби и другие аналогичные куклы
Казалось
бы,
на
фоне
других
современных
игрушек
они
кажутся
наиболее
безобидными: не призывают к жестокости, не пугают своим видом, не противоречат
нормам морали. И все же сто раз подумайте, прежде чем «порадовать» дочку такой
куклой.
Что не так?
Кукла должна будить в девочке заботу и нежность, закладывать начальные основы
материнского
инстинкта.
Барби
абсолютно
не
похожа
на
ребенка,
ее
не
нужно
пеленать, кормить, петь ей песенки на ночь. Обслуживая Барби, ребенок начинает
ощущать себя прислугой, в лучшем случае – подругой, но никак не «мамой». Кроме
того, давно доказано, что Барби может вызвать у девочек чувство неполноценности,
стойкого
недовольства
своей
внешностью,
что
может
в
дальнейшем
привести
к
неврозу.
Зверушки кислотных цветов, не имеющие аналогов в реальном животном мире
Уродцы с искаженными пропорциями, «лишними» частями тела, лишь отдаленно
напоминающие
настоящих
зверей,
могут
быть
по-своему
милы.
Но
так
ли
они
симпатичны, как кажется?
Что не так?
Игрушка, помимо прочего, призвана выполнять обучающую функцию, давать ребенку
представление
о
мире,
в
котором
он
живет.
Очевидно,
что
пронзительно-синий
медведь
с
парой
лишних
лап
такого
знания
дать
не
может.
А
кроме
того,
перенасыщенность яркими красками и деталями развивает у малышей тревожность,
провоцирует нервозность.
Чрезмерно детализированные «страшные» игрушки
Киборги,
неприятно
похожие
на
человеческое
существо,
монстрики
с
тщательно
изображенными уродствами (шрамами, бородавками и т.д.), вампирчики со вполне
реалистичными
зубами
давно
уже
получили
прописку
во
многих
детских.
Есть
мнение, что такие игрушки учат преодолевать страхи.
Что не так?
По форме верно, по сути – нет. Совсем не все «страшные» игрушки вредны: не зря же
во многих сказках добрый герой побеждает злобное чудище. Вот только «злобное
чудище» должно быть условным, без реалистичных
подробностей – их малыш
домыслит сам, и дорисует в воображении ровно то, что его психика сможет выдержать
без проблем.
Игрушки, стирающие грань между добром и злом
Разнообразные трансформеры: человек-машина, человек-робот и тому подобные, как
правило, не несут четкой оценочной нагрузки. Кто плохой? Кто хороший? Кто за
добро, а кто – за зло? Очень яркий пример: «супергерой» и «суперзлодей». Очень
часто они отличаются только цветом своего суперкостюма. Как маленькому человеку
понять, на чьей он стороне?
Что не так?
Подобные
игрушки
стирают
грань
между
хорошим
и
плохим.
Ребенок,
чьи
представления о моральных ценностях еще до конца не сформировались, просто не
понимает, на чьей стороне ему надо играть. Еще хуже игры, посвященные гибели всего
живого на земле, уничтожению природы, экологическим катастрофам. Настольные
игры вроде «Гибели цивилизации» или «Войны миров», несут откровенно негативный
заряд и подсознательно готовят малыша к тому, что он «живет в страшном мире,
который вот-вот может погибнуть».
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и
разнообразном, чем его сверстник тридцать лет назад. Вот только сенсорная
агрессия окружающей среды лишает маленького человека уверенности в том, что
мир прочен, надежен, а значит, безопасен. То же и с игрушками: в них содержится
идея обладания, а не радостного постижения мира. Но и сейчас можно найти
немало
хороших
игрушек.
Например,
персонажей
телевизионной
программы
«Спокойной ночи, малыши!» Они учат малышей добру и справедливости, и все
это – в понятной для детей форме. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного
из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности.