Автор: Пятлина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ г. Пушкино "Образовательный комплекс № 8"
Населённый пункт: город Пушкино, Московская область
Наименование материала: Презентация из опыта работы
Тема: "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Трудовое воспитание
детей
старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Пятлина Татьяна Николаевна
является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре,
социализации и формирования личности ребёнка.
Труд
связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты
вне решения задачи трудового воспитания.
Цели дошкольного образования,
• развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных
видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и
гендерным возможностям);
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам;
• формирование первичных представлений о труде взрослых (целях,
видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого
человека.
Основные задачи
психолого-педагогической работы
по трудовому воспитанию
Трудовое воспитание и
виды интеграции образовательных областей
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
формирование первичных представлений о себе, гендерных
особенностях, семье, социуме и государстве, освоение
общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми
и сверстниками в контексте развития детского труда и
представлений о труде взрослых
формирование трудовых умений и
навыков, адекватных возрасту
воспитанников, трудолюбия в различных
видах продуктивной деятельности
формирование целостной картины мира
и расширение кругозора в части
представлений о труде взрослых, детей
Трудовое воспитание и
виды интеграции образовательных областей
Физическое
развитие
Речевое
развитие
развитие свободного общения со
взрослыми и детьми в процессе
трудовой деятельности,
знакомства с трудом взрослых
развитие физических качеств
ребёнка в процессе освоения
разных видов труда,
формирование навыков по уходу
за физкультурным инвентарём и
спортивной одеждой
Виды трудового воспитания
Культурно-
гигиенические
навыки
Общественно-
полезный труд
Труд в природе
Самообслуживание
Уважение к труду
взрослых
Культурно-гигиенические навыки
Задачи:
* Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой
ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
* Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
* Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой,
ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой,
благодарить.
Самообслуживание
Задачи:
* Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок
в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять
постель.
* Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и
пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные
воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для
красок, палитру, протирать столы.
Общественно-полезный труд
Задачи:
* Воспитывать у детей положительное отношение
к труду, желание выполнять посильные трудовые
поручения. Разъяснять детям значимость их
труда.
* Воспитывать желание участвовать в совместной
трудовой деятельности.
* Формировать необходимые умения и навыки в
разных видах труда.
* Воспитывать самостоятельность и
ответственность, умение доводить начатое дело до
конца. Развивать творчество и инициативу при
выполнении различных видов труда.
* Знакомить детей с наиболее экономными
приемами работы. Воспитывать культуру
трудовой деятельности, бережное отношение к
материалам и инструментам.
* Учить оценивать результат своей работы (с
помощью взрослого).
* Воспитывать дружеские взаимоотношения
между детьми; привычку играть, трудиться,
заниматься сообща. Развивать желание
помогать друг другу.
* Формировать у детей предпосылки
(элементы) учебной деятельности.
* Продолжать развивать внимание, умение
понимать поставленную задачу (что нужно
делать), способы ее достижения (как делать);
воспитывать усидчивость; учить проявлять
настойчивость, целеустремленность в
достижении конечного результата.
Общественно-полезный труд
Задачи:
* Продолжать учить детей помогать
взрослым поддерживать порядок в группе:
протирать игрушки, строительный материал
и т. п.
* Формировать умение наводить порядок на
участке детского сада (подметать и очищать
дорожки от мусора, зимой — от снега,
поливать песок в песочнице и пр.).
* Приучать добросовестно выполнять
обязанности дежурных по столовой:
сервировать стол, приводить его в порядок
после еды.
Общественно-полезный труд
Задачи:
Труд в природе
Задачи:
* Поощрять желание выполнять различные поручения,
связанные с уходом за животными и растениями в уголке
природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать
комнатные растения, рыхлить почву и т.д.).
* Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в
природе: осенью —к уборке овощей на огороде, сбору семян,
пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок
природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и
кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и
животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов,
к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву
семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению
почвы, поливке грядок и клумб.
Труд в природе
Уважение к труду взрослых
Задачи:
* Расширять представления детей о труде взрослых, результатах
труда, его общественной значимости.
* Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками
человека.
* Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Уважение к труду взрослых
Спасибо за внимание