Автор: Ольга Ивановна Канева
Должность: мбдоу "детский сад №2"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2"
Населённый пункт: с.Ловозеро Мурманская область
Наименование материала: использование образовательных технологий в речевом развитии дошкольников
Тема: Речевое развитие дошкольников 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование
«Использование образовательных технологий в речевом развитии
дошкольников»
воспитатель МБДОУ «Детский сад №2»
с. Ловозеро
Канева О.И.
Развитие речи является важнейшей задачей в воспитании детей. Общаться
друг с другом, вести диалог, рассказывать о чем- либо- всему этому учатся и
наши воспитанники. А как научить ребенка задавать вопросы? Зачастую у
детей это вызывает большие сложности. Ребенок уже хорошо отвечает на
вопросы взрослого, он неплохо строит фразу, но при этом он затрудняется
запрашивать информацию у сверстников, или взрослых. Поэтому, наша
задача- создать такие образовательные ситуации, которые будут побуждать
ребенка спрашивать о чем -либо.
Как это происходит? Выбираем вопросы, наиболее часто используемые при
общении детей и взрослых: «Что(кто) это?», «Какой (какая, какое)?»,
«Зачем?», «Где?», «Почему?», «Сколько?», «Как?», «Куда?» и т.д.
За каждым вопросом закрепляется определенный цвет, который позже
переносится на фишку такого же цвета. Со временем фишка убирается,
вопрос формируется уже самостоятельно, без опоры на подсказку-символ.
Кто? Что? Какой? Какая? Зачем!
Создается
ситуация,
которая
интересна
ребенку,
чтобы
он
захотел
самостоятельно задать вопрос, запрашивал информацию, например:
«Мы идем в магазин»: Что нужно купить? В какой магазин мы пойдем?
Сколько купить продуктов? Зачем нужен горошек? и т.д.
«День Рождения»: Когда будем звать гостей? Сколько человек пригласим?
Что будем готовить? и т.д.
«Помогаю маме готовить»: Что мы будем готовить? Какие продукты
нужны? Как нарезать колбасу? Куда положить хлеб?» и т.д.
Список вопросов непрерывно редактируется и пополняется. Воспитанники
учатся при ответе строить разные виды предложений: простые «Где лежит
хлеб? В хлебнице», сложноподчиненные «Почему мама улыбается? Мама
улыбается, потому что любит меня!»
Регулярная работа приносит свои плоды: свои умения воспитанники
демонстрируют как в повседневном общении со сверстниками и взрослыми,
так и на занятиях.