Напоминание

"Ориентация старших дошкольников в экономическом пространстве современного мира на игровом материале из опыта работы воспитателя ДОУ"


Автор: Рассказова Ирина Теодоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Ориентация старших дошкольников в экономическом пространстве современного мира на игровом материале из опыта работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ориентация старших дошкольников в экономическом пространстве

современного мира на разнообразном игровом материале из опыта

работы воспитателя ДОУ»

Рассказова Ирина

Теодоровна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Аннотация:

Приобщение

ребенка

к

миру

экономической

действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.

Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной

педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке

сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них

умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях,

самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь

более организованно, разумно, интересно.

Ключевые слова: ФГОС ДО, дошкольники, финансовая грамотность,

экономическое мышление, ценностно-ориентированная деятельность,

развитие ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования

является

развитие

личности.

Формирование

финансовой

грамотности

приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое

мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой

грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей

жизни.

Поэтому

занятия

по

программе

экономического

воспитания

необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому

это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в

любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды.

Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в

семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во

многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.

После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая

которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность,

ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного

человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через

нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда,

вещей, является полностью оправданной.

Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить

тесную

связь

этического,

трудового

и

экономического

воспитания,

способствовать

становлению

ценностных

жизненных

ориентиров

дошкольников.

Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах,

семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях .

Еще

один

важный

урок

о

деньгах,

который

стоит

получить

в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-

денежные отношения. Задача педагога — на доступном уровне рассказать

ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный

подход, т.е

дать дошкольникам первичные финансовые и экономические

представления;

обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-

экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

способствовать формированию разумных экономических

потребностей, умению соизмерять потребности с реальными

возможностями их удовлетворения;

стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным

тратам;

содействовать

формированию

позитивной

социализации

и

личностному развитию дошкольника.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое

формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно

зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Дети должны осознавать, что

денежные

средства

зарабатываются

собственным

трудом.

Поэтому

неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей

дошкольного возраста.

В своей педагогической практике использую :

Практика «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести

принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор

и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы

они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты

в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной

игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок

чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что

банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что

какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет

отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных

покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой

безопасности.

Суть практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку

возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку

подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы

складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на

упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за

величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и

довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например,

выбрать все для собственного завтрака.Со временем вы увидите, когда

ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных

покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой

безопасности.

Суть практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине,

уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и

получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в

магазин. Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен

быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье.

Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой

упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене. Дайте сумму,

предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое

лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и

многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к

такому важному вопросу, как финансовая грамотность, поэтому в период от

5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать

понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно

знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно

делиться успехами своей карьеры. Для того, чтобы ребенок в будущем жил

комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим

детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у

него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны

осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль.

Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать,

но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться

самостоятельность принятия решений.

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что

такое деньги:

для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он

внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо

разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в

руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом,

он поймет, что за вещи надо платить;

ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё

монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить

и экономить;

чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно

чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там

занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно

поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете

определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет

необходимо познакомить его с кредитными картами и показать

процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так

делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах,

и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так

как для него денежные средства будут не наградой за труд, а

инструментом для манипулированием людьми;

чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны

в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него

сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую.

Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Возьмите ребенка в банк.

Поговорите с детьми о вложении денег.

Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Научите детей зарабатывать деньги.

Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут

откладывать деньги.

Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование

отпусков.

Расскажите детям о том, что такое пожертвования на

благотворительные цели.

Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

Литература

1.Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.«Поиграем в

экономику» Ростовское отделение общества информатики и вычислительной

техники - 38 с.

2. Годфри Джолайн « Как научить ребенка обращаться с деньгами»/

издательство «Добрая книга», 2006 – 224 с.

3.

Крючкова

Н.А.

«Учебно-методическое

пособие

по

повышению

финансовой

грамотности

«Первые

шаги

по

ступеням

финансовой

грамотности» (для дошкольников), Калининград, 2013.-26 с.

4. Кулакова М. В. «Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах,

загадках. Экономика от А до Я»– Н. Новгород, 1997. – 125 с.

5

Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. «Образовательная

программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс,

2019

6. Шатова А.Д. «Тропинка в экономику» Программа. Методические

рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф»,

2015. 176 с.



В раздел образования