Напоминание

"Формирование навыков управления мехом и культурой звука в процессе обучения игре на аккордеоне"


Автор: Полторацкая Галина Леонидовна
Должность: преподаватель аккордеона
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Красный Сулин Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков управления мехом и культурой звука в процессе обучения игре на аккордеоне"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка «Формирование навыков управления мехом и культурой звука в процессе обучения игре на аккордеоне» Аккордеон обладает сочным певучим и сильным звуком, возможностью динамической гибкости и тончайшей филировки звука. Хороший исполнитель способен извлекать из инструмента звучность любой интенсивности – от тончайшего пианиссимо до мощнейшего фортиссимо, создавать резкие контрасты и передавать постепенные динамические изменения, исполнять различные штрихи разнообразными нюансами. Однако звуковые возможности инструмента не могут быть полностью использованы исполнителем без овладения техникой смены меха и культурой звука. Кроме того, умение найти выразительное звучание зависит от тонкости слуха и эмоциональной чуткости учащегося. Слушая учащегося, не овладевшего различными приемами звукоизвлечения, нетрудно заметить, что он обращает мало внимания на осмысливание фразировки, динамики произведения, его игровые приемы однообразны – все звуки извлекаются одним, привычным ему способом. Ясно, что в этом случае невозможно воспроизвести необходимое звучание пьесы. Длительность, динамика и характер звука регулируются посредством меха с одновременным нажатием клавиши. А интенсивность характер и границы движения меха определяются фразировкой, нюансировкой, штрихами. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемого произведения. На первоначальном этапе обучения главным, естественно, является приобретение навыков ведения меха, то есть плавно и достаточно активно, незаметно для слуха менять направление его движения, умение воспроизводить различные динамические оттенки. Ведение меха на разжим и сжим первая функция левой руки. Мех при игре движется веерообразно. Это облегчает равномерную подачу воздуха, необходимую для воспроизведения хорошего звука, и обеспечивает устойчивое положение во время игры инструмента. Веерообразное ведение меха наиболее экономично, оно не требует больших усилий исполнителя. При разжиме и сжиме меха возникает столб воздуха, который приводит в колебание и заставляет звучать металлические язычки (голоса). Следует приучать ученика ощущать во время игры столб воздуха и чувствовать его увеличение и уменьшение.
Смену направления движения меха нужно понимать как момент естественного дыхания (цезуры) в музыкальной речи. В случае ошибок, остановок, неиспользованную часть меха надо сводить в основное рабочее положение, пользуясь воздушным клапаном. Никаких лишних звуков! Это одно из требований элементарной исполнительской культуры. При исполнении упражнений временно может быть нарушен ритм, метр. Важно обратить внимание ученика на моменты возникновения и окончания звука, научить вслушиваться в рождающийся звук, понять и почувствовать взаимосвязь левой руки (начало ведения меха) и правой (момент прикосновения и нажатия клавиши). В этом ключ к овладению певучим и сочным звуком к активному развитию музыкального слуха. Играя упражнения, учащийся осваивает различные способы движения меха. Ровное движение меха на пиано (p – p), на форте (f – f) , оно обусловлено необходимостью получения ровно одинаковой звучности и достигается скоростью ведения меха, постоянным одинаковым усилием левой руки. Обычно, играя упражнение на ровное движение меха, распространена ошибка, заключающаяся в том, что учащийся не сохраняет одинаковой звучности при смене меха. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы в момент смены меха не было «динамических толчков», а усилие левой руки при разжиме и сжиме было одинаковым. Из этого следует, что различные способы ведения меха влияют на характер и силу звучания: плавное движение меха дает ровный звук, а при рывках возникают «выкрики», слабому движению меха соответствует тихое звучание, интенсивному громкое. Нередко начинающие аккордеонисты вместо равномерного, постоянного ведения меха тянут его в момент нажима на клавиши. В результате образуются резкие, не связанные между собой звуки. Подобное явление происходит и тогда, когда ученик вместо того, чтобы спокойно плавно нажимать на клавиши резко толкает их. Правильным движением меха следует считать такое, при котором левая рука разжимает и сжимает мех равномерно и спокойно, звук льется ровно без акцентов и «выкриков». Следующий – основной тип ведения меха, которым должен овладеть учащийся - это ускоренное или замедленное движение меха, оно обусловлено необходимостью получения равномерного усиления или ослабления звучности crescendo или diminuendo т.е. от пиано (р ) к форте (f) или от форте (f ) к пиано (р.)
Характерной ошибкой здесь, является резкое crescendo и л и diminuendo. Необходимо обращать внимание на ученика на постепенное и постоянное увеличение или уменьшение прилагаемого к меху усилия левой руки. Следующий тип движения меха – меховой рывок. Этим приемом достигается сфорцандо (sf). Учащийся, как правило, сравнительно легко усваивает этот динамический оттенок, если затем идет diminuendo. Гораздо труднее отработать динамическое ударение с последующим сохранением силы звучности. Этому будет способствовать ровное напряжение движение меха после рывка. Главной трудностью в начале обучения, как известно, является совмещение смены направления со снятием звучания. Для овладения этим навыком приходится допускать чрезмерные разрывы музыкальной ткани во избежание так называемых «заиканий» задержка звучания в момент смены направления. На первоначальном этапе это вполне допустимо. Однако по мере приобретения навыка следует устранить разрывы, что является новой трудностью. Ученик по привычке делает непозволительную паузу. Следует помнить, что поворот меха возможен лишь после того, как полностью отзвучит вся длительность, предшествующая смене его направления. А для этого нужно ощутить все составные части длительности. Таким образом, смена направления внутри построения (не в момент цезуры) наиболее удачна тогда, когда осуществлена после окончания звучания всей доли. Овладение этим навыком имеет огромное значение, так как по мере усложнения репертуара учащемуся все чаще приходится менять направление движения меха внутри построений. Такая смена бывает не только допустима, но и желательна. Вопрос заключается лишь в умении найти наиболее целесообразный момент. Что же определяет этот целесообразный момент? Не только построение фразы, но и характер мелодического движения. Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяет получить дополнительные возможности смены направления внутри построения. Одна из особенностей состоит в том, что некоторые звуки мелодии подчеркиваются, а другие исполняются без подчеркивания. Характерной же особенностью в движении меха является мягкое звучание последнего звука перед сменой направления и невольное подчеркивание первого после нее. Это и делает смену направления перед акцентируемой долей наиболее целесообразной. Самого яркого акцентирования требует кульминационный момент, поэтому направление меха, чаще всего меняется перед ним. Однако смену меха следует производить, менее заметно. Менее заметна смена меха тогда,
когда кульминационный звук взят скачком, причем, чем больше интервал, тем незаметнее и допустимее смена меха. И наоборот, интервал восходящей малой секунды делает смену направления очень заметной и поэтому нежелательной. Совершенно недопустима смена направления, если кульминационному моменту предшествует связка более мелкой метрической доли. Наиболее простой и мало заметной на слух является смена направления в движении меха между повторяющимися звуками, особенно, если первый из них находится на слабом, а второй на сильном относительном времени. Здесь такая смена направления не только возможна, но и необходима. Исполнитель, который в совершенстве владеет многообразными приемами ведения меха, обладает и культурой звука. Но культура звука зависит, не только от ведения меха, но и от различных способов прикосновения пальцев к клавишам или туше. Эта зависимость качества звука от различных способов туше на первый взгляд скрыта тем, что на аккордеоне можно изменить динамику только скоростью и характером движения меха. Однако такой звук, не обладающий определенной окраской, не является художественным. Исполнитель должен всегда иметь в виду оба фактора, для осуществления поставленных задач при исполнении музыкальных произведений, а умелое сочетание различных приемов туше и ведения меха приведет к выразительному и культурному звучанию. Использованная литература: 1. Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» учебно-методическое пособие 2. Бойцова Г. Юный аккордеонист» пособие
3. Говорушко П. «Об основах развития исполнительских навыков баяниста» 4. Завялов В. «Баян и вопросы педагогики» методическое пособие 5. Липс Ф. Искусство игры на баяне 6. Ушенин В. «Школа игры на аккордеоне» учебно-методическое пособие


В раздел образования