Напоминание

Методические рекомендaции по формировaнию универсaльных учебных действий у обучaющихся 5 клaссов нa урокaх русского языкa при изучении грaммaтических кaтегорий имени существительного


Автор: Семенова Антонина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43 г. Ставрополя имени героя РФ В.Д. Нужного
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендaции по формировaнию универсaльных учебных действий у обучaющихся 5 клaссов нa урокaх русского языкa при изучении грaммaтических кaтегорий имени существительного
Раздел: среднее образование





Назад




Автор:

Семенова Антонина Сергеевна

4 курс, 44.03.05. Педагогическое образование

Профили «Русский язык» и «Литература»

ФГОУ ВО СГПИ

г. Ставрополь, Российская Федерация

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русского,

родных языков и лингводидактики

Рябченко Наталья Николаевна

Методические рекомендaции по формировaнию универсaльных учебных

действий у обучaющихся 5 клaссов нa урокaх русского языкa при

изучении грaммaтических кaтегорий имени существительного

Aннотaция: стaтья посвященa рaзрaботке методический рекомендaций

по формировaнию универсaльных учебных действий у обучaющихся 5

клaссов на урокaх русского языкa при изучении грaммaтических кaтегорий

имени существительного. В рaботе рaскрыто двa aспектa: теоретический и

прaктический. Рaссмотренa реaлизaция рaзличных универсaльных учебных

действий.

Ключевые словa: методические рекомендaции, универсaльные

учебные действия (УУД), русский язык, грaммaтические кaтегории, имя

существительное, 5 клaсс, ФГОС.

Перед российским образованием стоит сложная задача – успешно

осуществить переход на ФГОС третьего поколения. Нововведения

направлены на формирование личности школьников, на развитие таких

качеств, как нестандартное мышление, инициативность, готовность к

постоянному личностному росту. Перед учителем встает задача: с помощью

системы заданий развивать универсальные учебные действия обучающихся,

выстраивая уроки таким образом, чтобы каждый этап занятий максимально

способствовал этому.

Согласно ФГОС, обучающиеся самостоятельно формулируют тему

урока через наводящие вопросы учителя. Таким образом здесь реализуются

следующие универсальные учебные действия: самостоятельно составлять

план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации

(регулятивные); составлять алгоритм действий и использовать его для

решения учебных задач (познавательные).

На следующих этапах урока учащиеся также способны самостоятельно

выполнить предложенную учителем работу, исследование, результатом чего

станет приобретение новых знаний.

На уроке по теме «Грамматические категории имени существительного»

учащиеся анализируют материал для наблюдений, предложенный учителем,

и вспоминают морфологические признаки существительного.

Учителем может быть предложено следующее задание, направленное на

формирование таких универсальных учебных действий, как: выявлять и

характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых

явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации

языковых единиц, основания для обобщения и сравнения, критерии

проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по

существенному признаку; воспринимать и формулировать суждения,

выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать

себя в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных

текстах; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи, выбирать

способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и

собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты

решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые

коррективы в ходе его реализации:

«Пользуясь данными примерами, сформулируйте, какими признаками

обладает имя существительное. Сравните ваши выводы с правилами в

учебнике.

1. Город, девочка, кошка, газета; Москва, Анна, Мурка, «Известия».

2. Вижу грачей (одушевленное, мужской род), церкви (неодушевленное,

женский род), поля (неодушевленное, средний род)».

При работе с данными заданием учащиеся приходят к выводу, что в

первом пункте приведены собственные и нарицательные существительные, а

второй пример говорит о том, что имена существительные подразделяются

на собственные и нарицательные. Далее обучающиеся 5 класса могут

предоставить свои рассуждения о том, является ли этот признак постоянным

или же непостоянным.

Такие виды универсальных учебных действий, как самостоятельный

выбор формы предоставления информации; оценивание на применимость и

достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического

исследования (познавательные); восприятие и формулировка суждений,

выражение эмоций в соответствии с условиями и целями общения

(коммуникативные); умение давать оценку приобретенному речевому опыту;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы

в ходе его реализации (регулятивные) могут быть сформированы в ходе

выполнения упражнений из учебника, где обучающимся предлагается работа

со словарем:

«Пользуясь толковым словарем, проверьте, к какому роду относятся данные

слова. Составьте с ними словосочетания «прил.+ сущ.»

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, мозоль, тюль, фасоль, рояль, шампунь,

овощ».

На этапе рефлексии реализуются следующие универсальные учебные

действия: регулятивные – обучающиеся дают адекватную оценку учебной

ситуации; коммуникативные – воспринимают и формулируют суждения,

выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Такой вид

деятельности как рефлексия помогает учащимся осознавать и регулировать

процесс собственного приращения знаний, личного вклада в урок каждого

учащегося. Учащимся предлагается ответить на вопросы, проанализировать

самоощущения в конце урока в следующих аспектах: оценка приобретенных

знаний, оценка проделанной работы, эмоциональное состояние учащегося,

соотнесение «мое состояние и мои знания в начале и в конце урока».

При изучении грамматических категорий имени существительного на

этапе рефлексии учитель может задать следующие вопросы:

«Над какой темой мы сегодня работали? Что мы повторили об имени

существительном? Какими грамматическими категориями обладает имя

существительное?»

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что при изучении темы

грамматических категорий имени существительного в ходе выполнения

практических упражнений на каждом этапе урока у обучающихся 5 классов

формируются универсальные учебные действия всех трех видов.

Список литературы

1.

Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов /

Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.]; под ред. Е. А.

Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. Волина В.В. Русский язык: Серия

«Учимся, играя»» / В.В. Волина. – Екатеринбург: ТОО

«Издательство Арго», 2007. – 366 с.

2.

Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных

действий в современном российском образовании / Д.Н. Турчен //

Интернет-журнал «Науковедение». – №1. – 2014.

3.

Чанхали Ю.С. Методы и приемы формирования самостоятельной

учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка (при

изучении темы «Имя существительное») / Ю.С. Чанхали // Журнал

«Ученые записки Забайкальского государственного университета.

Серия: Профессиональное образование, теория и методика

обучения». – 2010. – С.137-141.

4.

Чанхали Ю.С. Теоретические основы развития у школьников умений

самостоятельной учебно-познавательной деятельности при

формировании лингвистической компетенции / Ю.С. Чанхали //

Журнал «Ученые записки Орловского государственного

университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки». – 2011. –

С.341-347.



В раздел образования