Автор: Тимошина Татьяна Георгиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство повышения мотивации при обучении английскому языку".
Раздел: среднее образование
Тимошина Татьяна Георгиевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 7» г. Калуги
Игра как средство повышения мотивации
при обучении английскому языку.
Современная стратегия российского образования состоит в том, чтобы «не просто
вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и
желание учиться на всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и
саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации». (ФГОС: Основное общее
образование.- М.: Просвещение.- 2010). В контексте задач образования, ценность
овладения обучающимися иностранным языком трудно переоценить. Главной целью
обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции,
развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном
языке. Это требует от современного учителя знания способов и приемов повышения
мотивации. Именно мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается
обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.
Одним из действенных способов повышения интереса к изучению английского языка я
считаю использование игровых приемов обучения. Основная часть моей учебной нагрузки
по предмету составляет работа с детьми младшего и старшего подросткового возраста. Как
показывает опыт, интерес к изучению иностранного языка на среднем этапе значительно
ослабевает. Поэтому моя цель как учителя состоит в том, чтобы организовать работу на
уроке таким образом, чтобы познавательная активность детей максимально возросла. Ведь
мотивация и интерес – это важнейшие условия качественного обучения. Ведущей
деятельностью подростка является общение, но ее необходимо направить на развитие
языковых и речевых навыков. При этом обучающийся должен сам захотеть говорить,
чтобы его коммуникация стала потребностью. Для этого необходимо помочь детям
преодолеть комплекс внутренней зажатости, психологический стресс. Это можно сделать
при помощи игры, так как игра для детей есть самая свободная форма их деятельности,
открывающая широкий простор для личного творчества, активности.
В течение почти трех лет я работаю над темой «Игра как средство повышения
мотивации при обучении английскому языку». Цель моей деятельности заключается в
создании условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, в
активизации деятельности учащихся через использование игровых технологий на уроках.
Основными задачами являются следующие положения:
1.Создать условия для развития коммуникативных, познавательных, творческих
способностей детей
2.Создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного
общения на английском языке
3.Сохранить здоровье детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении
предмета.
3.Добиться роста качества знаний учащихся, используя различные игровые технологии
Для реализации этих задач я разработала систему языковых и творческих игр.
Языковые игры способствуют формированию языковых навыков. К ним относятся
фонетические, лексические, орфографические, грамматические игры. Цель творческих игр
– способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Они тренируют
обучающихся в умении творчески использовать речевые навыки. Примером творческих
игр могут быть аудитивные, речевые, ролевые игры.
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных
методических задач, таких как:
1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового
материала;
3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к
ситуативной спонтанности речи вообще.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
_- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую.
Исходя из вышесказанного, учителям, осваивающим игровые технологии, я
рекомендую следующее:
1
Учитывать возрастные, психолого-физиологические особенности школьников.
2
Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
3
Знать с какой целью вы проводите ту или иную игру.
4
Ограничивать игру по времени, управлять ею.
5
Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом,
видимом месте реализовывать игровой момент.
6
Выбирать форму игры дидактически и педагогически обоснованно.
Педагогический опыт показывает, что не существует универсальной игры, пригодной
для всех групп обучаемых. Одна и та же игра в разных группах проходит по- разному, а
потому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения.
В заключение хотелось бы отметить следующее:
Учитывая возрастные и психологические особенности учеников и дидактические
возможности игры, рекомендуется использовать игровые упражнения на каждом уроке
как средство развития навыков восприятия воспроизведения речи, употребления
грамматических структур и лексики, обучения чтению и письму. Применение игровых
технологий существенно повышает интерес к предмету, помогает разнообразить уроки.
09.12.2023