Напоминание

Музыкальная игра, как средство развития дошкольников


Автор: Дмитриева Эльвира Фазыховна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Музыкальная игра, как средство развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место

отводится художественно-эстетическому развитию, которое предполагает

развитие эстетического отношения к окружающему миру, формирование

элементарных представлений о видах искусства, восприятия произведений

искусства и музыки.

Таким образом, развитие музыкально-ритмических способностей детей —

процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи

развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной

деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и

отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического

процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей

дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого

подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной

деятельности, организации развивающей среды.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Игры под инструментальную музыку

Сюжетные игры определяются наличием несложного сюжета, конкретных

персонажей, музыки к ним (чаще всего изобразительного характера). Дети

передают в этих играх образы, согласуя свои движения с музыкой, реагируя

на особенности ее характера, используя характерные имитационные

движения для персонажей. Примеры сюжетных игр: «Зайцы и лиса», «Кот и

мыши», муз. Т. Ломовой, «Поезд», муз. В. Герчик,

Несюжетные игры- наиболее привлекательный тип игры для детей за счет

элемента соревнования. Вначале такие игры построены на зафиксированной

последовательности движений, затем проводятся соревнования в ловкости,

быстроте, которые уже предполагают свободную непринужденную игру. С

особой точностью дети должны реагировать на начало и окончание музыки,

смену частей, чередование музыкальных фраз, сильные и слабые доли,

особенности ритмического рисунка. Примеры несюжетных игр: «Будь

ловким!», муз. Н. Ладухина, «Игра с бубном», муз. М. Карасева, «Кто

скорее?», муз. М. Швардца.

Игры с пением

Хороводы построены на основе игровых песен, в которых игровые

действия детей соответствуют тексту песен, характеру мелодии. В хороводах

используются плясовые и имитационные движения, для передачи игровых

образов. «Со вьюном я хожу», «Каравай», «Кот Васька», «А я по лугу»,

«Земелюшка- черонзем».

Инсценирование песен. Используются песни с развёрнутым сюжетом,

наличием нескольких образов. Действия детей определяются содержанием

песни и конкретным содержанием, и характером персонажа. Воображение,

детская фантазия, установки педагога помогают ребёнку в передачи образа,

выборе нужных выразительных движений. Для инсценировок могут

использоваться как народные, так и авторские песни. «Пошла млада за

водой», «Аннушка», «Где был Иванушка?».

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧКЕСКИЕ ИГРЫ

Игры, на развитие сенсорные способности. Одна часть таких игр

используется на фронтальных занятиях с детьми, другая предполагает

индивидуальную работу и работу с небольшими подгруппами. Такие игры,

спокойные по характеру, требуют от детей устойчивого произвольного

внимания, способствует различению свойств музыкального звука (высота,

длительность. Динамика, тембр), упражняют в узнавании музыкальных

инструментов, знакомых мелодий, песен («Музыкальное лото», «Сколько нас

поёт?», «Узнай по голосу», )

Игры со словом

Эти игры способствуют такой важной способности, как чувство ритма.

Благодаря своему эмоционально образному содержанию, они упражняют

детей в основных и танцевальных движениях, помогают им лучше

ориентироваться в пространстве («Трух-тух, тух-тух-тух, ходит по двору

петух», «Барашеньки-круторожен, «Как на горке снег, снег», «Мыши водят

хоровод.

Игры спектакли

Музыкально-драматические спектакли синтетического характера могут

включать в себя в качестве полноправных элементов художественное слово,

пение, танец, пантомиму.

Спектакль на основе певческих импровизаций. Наиболее сложный тип

игр, требующий от детей устойчивых певческих навыков. Сюжеты этих игр

выбираются самые простые, дети свои монологи, партии в диалогах

припевают, используя простейшие танцевальные движения «Колобок»,

«Репка», «Теремок»)

Игры-спектакли на обрядовой основе.

Этим играм присушена интерактивность -в них используются песни,

хороводы, народные игры с пением, инсценировки, игровое действие к

обряду (плетение венков, изготовление оберегов.)Фольклорные праздники,

которые проводятся в детском саду, должны выстраиваться по законам

игры-спектакля.

Использование музыкальных игр предполагает систему игровых

упражнений, назначение которых развитие основных танцевальных

движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах

будут в дальнейшем построены игры, танцы, хороводы, инсценировки.

Музыкально ритмические упражнение по характеру подвижные, а по

содержанию и задачам дидактические. Они формируют у детей музыкально-

ритмические навыки. Ребёнок должен выделять средства музыкальной

выразительности, динамические, темповые особенности музыки, регистры,

ритмическую пульсацию отмечать форму и жанр музыкального

произведений, т.е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать

его в движении.

Заключение

Теоретический анализ изучения проблемы исследования и практические

результаты работы позволили в заключении сделать следующие выводы:

Выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с

позиции развития музыкальных способностей. Определено, что в жизни

ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания

детей. При определении значимости использования музыкально-

дидактических игр в обучении дошкольников становится ясно, что если в

процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-

сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет

бесследно для их последующего музыкально развития. Поэтому

развивающая функция музыкально-дидактических игр очень важна.

Выделено несколько категорий игр, среди них сюжетно-ролевые игры,

театрализованные игры, дидактические, музыкально-дидактические. Именно

сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной

игровой детской деятельности. Сформированы образная, игровая форма

музыкально-дидактических игр на традиционных и интегрированных

занятиях, что позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности,

осуществлять ее более успешно.

Развивая музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и

сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей,

музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального

комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и

дома.

Используя игровую технологию, я выбрала девиз: «Ввести ребёнка в мир

музыки с радостью и улыбкой!» Если дети получают удовольствие, есть

результаты в развитии музыкальных способностей, то я на правильном пути.

Список литературы:

1.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. –

СПб.: ЛОИРО, 2000.

2.

Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Учебное

пособие. – СПб.: - Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

3.

Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.:

Просвещение, 2006.

4.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. Санкт-

Петербург, 2005.

5.

Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

6.

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду «Мозаика-

Синтез» Москва 2006

7.

Журнал «Музыкальный руководитель» 2014 № 1



В раздел образования