Напоминание

Из опыта работы: Пути приобщения дошкольников к музыкально-эстетическим ценностям в условиях дошкольного образовательного учреждения


Авторы: Стешенко Ольга Алексеевна, Парфенова Светлана Игоревна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 5"
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, САРАТОВ
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы: Пути приобщения дошкольников к музыкально-эстетическим ценностям в условиях дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы

Пути приобщения дошкольников к музыкально-эстетическим

ценностям в условиях дошкольного образовательного учреждения

В МДОУ «Детский сад № 5» г. Саратова приобщение дошкольников к

музыкально-эстетическим ценностям осуществляется в системе, комплексно,

с использованием разнообразной психолого-педагогической инструментовки

и

охватывает

многочисленные

направления

художественно-творческой

деятельности. Дадим краткую характеристику наиболее значимым, с нашей

точки зрения, путям приобщения дошкольников к музыкально-эстетическим

ценностям:

1. Организация на занятиях по музыке прослушивания шедевров

классического

музыкального

искусства

с

последующим

обсуждением

услышанного с воспитанниками. Фрагменты музыкальных произведений

выбираются педагогом по музыке заранее и рассчитаны на контрастное

сопоставление Добра и Зла, Милосердия и Жестокости, Любви и Ненависти.

Данный путь позволяет детям на конкретных примерах музыкального

искусства приобщиться к музыкально-эстетическим ценностям, развив при

этом

свой

собственный

духовно-нравственный

потенциал,

научиться

чувствовать в музыке Добро и Зло, научиться через музыку сопереживать,

прощать, любить и помогать близким людям.

Логическим продолжением использования данного пути является

предложение детям пластически интонировать прослушанные произведения,

а также возможность разыгрывания дошкольниками отдельных сцен из

музыкальных произведений. Это помогает детям не только развить свои

артистические и творческие таланты, но и ощутить себя сопричастными к

изображаемым событиям.

2. Исполнение вокально-хоровых произведений. Не вызывает сомнения

тот

факт,

что

музыка

является

одним

из

главных

педагогических

инструментов

развития

духовно-нравственной

культуры

дошкольника,

особенно народная музыка (музыкальный фольклор) – вокальное (песенное),

инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество

народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует

благодаря

исполнительскому

искусству

талантливых

самородков

(скоморохов, кобзарей, гусляров и др.).

Песни – самый массовый и популярный жанр фольклора. Песни

духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-

эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной

задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое

непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей,

приобщая их к музыкально-эстетическим ценностям.

В течение веков в народе сложились специальные песни для детей с

заложенными в них эстетическими ценностями:

колыбельные, игровые,

плясовые и т.д., которые на современном этапе с успехом разучиваются и

исполняются детьми старшей группы МДОУ «Детский сад № 5» г. Саратова.

Педагогическое чутье подсказывало их безымянным творцам, что нужно

детям знать, каких ценностей придерживаться, чем можно заинтересовать,

порадовать их.

3. Проведение этических бесед на занятиях по музыке. Данный путь

имеет целью дать практические знания ребенку об основах нравственного

поведения, эстетических ценностях, о культуре и быте своего народа, о

некоторых

традициях

разных

народов,

населяющих

нашу

многонациональную страну. Преимуществом этого пути следует отметить то,

что в свободной, непринужденной обстановке собеседования педагога по

музыке с детьми можно выяснить отношение ребенка не только к какому-

либо музыкальному произведению, но и к тому или иному жизненному

явлению, поступку, действию.

4. Создание ситуаций духовно-нравственных переживаний в процессе

занятий по музыке. Механизм использования данного пути следующий:

педагог по музыке специально драматизирует какую-либо жизненную

ситуацию и подталкивает своих воспитанников к ее анализу и совершению

поступков по законам Добра и Красоты, а затем раскрывает данную

ситуацию через конкретное музыкальное произведение. Примером такой

ситуации может быть поступок скверного мальчишки, поранившего камнем

птицу. Педагог по музыке может своим собственным эмоциональным

отношением показать детям свою любовь к природе вообще и к раненой

птице в частности. Вызвав ответную реакцию детей, их сострадание к птице,

педагог по музыке объясняет дошкольникам, что природа – наш друг, она

дает нам не только здоровье, но и делает нашу жизнь прекрасной, поэтому

мы должны оберегать ее, охранять, любить и защищать. А далее звучит песня

«Раненая птица» А. Пахмутовой.

5. Изображение детьми красками или цветными карандашами

сюжетов из конкретных музыкальных произведений, отражающих ту или

иную

эстетическую

ценность.

Духовно-нравственному

развитию

дошкольника способствует не только воздействие словом, музыкой, но и

зрительными художественными образами. Рисование детьми сюжетов из

музыкальных

произведений

способствует

не

только

лучшему

их

осмыслению, но и развивает восприятие детей, через гамму красок

воздействует на чувства дошкольников. А это очень важно, поскольку одной

из составляющих духовно-нравственного развития личности как раз и

являются эмоции, чувства.

6.

Организация

музыкальных

праздников

с

ярко

выраженной

ценностной духовно-нравственной основой. Воспитательный процесс в

детском саду невозможно представить без организации музыкальных

праздников, которые носят массовый характер и охватывают разные

возрастные группы: от младшей до старшей группы. Особенно следует

отметить

праздники,

ориентированные

на

богатую

самобытную

национальную культуру того или иного народа – то есть в основе которых

лежат классическая музыка, литература, национальный фольклор, сказки,

песни, поговорки, пословицы, прикладное искусство в которых выражены

традиции, верования народа, его эстетические ценности, духовная и

нравственная сущность[Приложение А « Посиделки»].

7. Организация на занятиях по музыке игр для дошкольников. Данный

путь также очень значим в контексте приобщения детей к музыкально-

эстетическим ценностям, поскольку игры составляют неотъемлемую часть

эстетического воспитания детей дошкольного возраста и творческого

потенциала педагога – музыканта. Наравне с пением песен, слушанием

музыки игры помогают донести содержание музыкальных произведений, его

эстетические ценности, зародив у детей любовь к искусству. Играя, дети

испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные

настроения.

Принято игру на музыкальных занятиях делить на сюжетно-ролевую и

проблемно-моделирующую.

Первая характеризуется тем, что процесс приобщения ребенка к

музыкально-эстетическим ценностям происходит

путем «вживания»

в

художественный мир музыкального произведения. Вторая игра отличается

тем,

что

в

ней

приобщение

к

музыкально-эстетическим

ценностям

дошкольников

стимулируется

постановкой

какой-либо

проблемы

или

предложением

решения

нестандартной

ситуации,

которая

требует

самостоятельного творческого решения. Такие игры на занятиях по музыке

не только активизируют процесс приобщения к музыкально-эстетическим

ценностям, но и

развивают творческий потенциал детей, способность

дошкольников самостоятельно мыслить и действовать, переводят детей из

позиций объекта в позицию субъекта деятельности.

Итак, путей приобщения дошкольников к музыкально-эстетическим

ценностям в условиях ДОУ может быть достаточно много. Однако каким бы

ни был путь по содержанию механизм приобщения дошкольников к

музыкально-эстетическим ценностям основан на восприятии ценностей,

которое входит в структуру личности не извне, а изнутри, как собственный

выбор и творческий процесс, в опоре на личностный опыт; направленность

активности личности на восприятие и осмысление эстетически цепного в

предметах и явлениях, активизацию эстетической деятельности.

При рассмотрении особенностей процесса усвоения музыкально-

эстетических ценностей дошкольников в условиях ДОУ важно также

учитывать, выделенные С.И. Масловым, различные уровни усвоения

музыкально-эстетических ценностей.

Первый уровень - знания о музыкально-эстетических ценностях.

Данный уровень еще не предполагает, что дошкольник в своем поведении

будет руководствоваться этими ценностями. В этом случае ценности

остаются только как знаемые, но не внутренне принятые и не являющиеся

руководством к действию.

Второй - знание и принятие музыкально-эстетических ценностей как

необходимость. На втором уровне дошкольник поступает в соответствии со

значимыми для окружающих ценностями, но не из внутренних побуждений,

а боясь осуждения, наказания и т.п. Человек способен нарушить их,

достаточно измениться некоторым внешним критериям оценки.

Третий

-

эмоционально-чувственное

принятие

музыкально-

эстетической

ценности.

Третий

уровень

может

характеризоваться

внутренним принятием ценностей, без осознания их значимости. В этом

случае

ценности

становятся

внутренним

руководством

действий

дошкольника, но в случаях диссонанса поступков и ценностей нравственного

кризиса не наступает.

Четвертый уровень характеризуется эмоциональным приятием и

осознанностью значимости музыкально-эстетических ценностей. Именно

этот уровень характеризует систему ценностных ориентации личности

ребенка. На этом уровне поступать вопреки усвоенной ценности становится

невозможным без нанесения удара по представлению о самом себе, без

обесценивания человека в собственных глазах, ущемления его стремления к

самоуважению. При усвоении ценностей на этом уровне у дошкольника

возникает не только желание, но и потребность совершать поступки и

действия по реализации усвоенной эстетической ценности



В раздел образования