Напоминание

Характеристика экологического воспитания


Авторы: Стешенко Ольга Алексевна, Парфенова Светлана Игоревна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 5"
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, САРАТОВ
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика экологического воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика экологического воспитания

История человечества неразрывно связана с историей природы. На

современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком

выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем

будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для

этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И

начинать экологическое воспитание надо с младшего дошкольного возраста,

так

как

в

это

время

приобретенные

знания

могут

в

дальнейшем

преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше

время. Дети, получившие определенные экологические представления, будут

бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на

оздоровление экологической обстановки в нашем городе и в стране. Еще лет

двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников

речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений

дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях

страны. Практически все современные комплексные, базисные программы

выделяют

разделы

по

экологическому

воспитанию

дошкольников,

существует ряд дополнительных программ.

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то

время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения

животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово

«экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она

определялась

как

наука

о

взаимоотношениях

живых

организмов

с

окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка

«экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука).

Сейчас это направление называется биологической, или классической,

экологией. Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и

осмысленно работать в области экологического образования, для начала

нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме

американским ученым Барри Коммонером:

- все связано со всем;

- все куда-нибудь девается;

- все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);

- природа знает лучше.

Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об

этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в

нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить.

Иногда

обычная

информация

о

количестве

различных

выбросов

в

окружающую

среду

или

предупреждение

об

усилении

загрязнения

атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных

слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время мы живем рядом

с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше

здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение

среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с

трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством

ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и делаем

многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя.

Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей

среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего

не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное

время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для

экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к

природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению.

Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно

изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда - на подрастающее

поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

По мере развития общества экология все больше приобретала

социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук.

В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех

людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна

помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для

существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны

отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе,

когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы,

когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье

огромного количества людей.

В последние годы бурно развиваются новые направления экологии -

социальная

экология,

рассматривающая

взаимоотношения

общества

и

природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие.

От проблемы «организм - среда» экология подошла к проблеме «человек -

природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость

экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

Существование различных направлений экологии учитывается и при

отборе содержания экологического образования дошкольников. Нельзя

забывать и о мировоззренческом значении экологии, а значит, и об ее связи

со всеми сторонами жизни - историей, культурой, географией и т.п. В то же

время не следует и размывать границы этого понятия, применяя его в

качестве модного направления без всякого на то основания. В наши дни

слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно

употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами,

как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело

новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в

выражениях

«экология

души»,

«экология

музыки»,

«экология

речи»,

«экология культуры», о чем мы уже упоминали выше. Конечно, каждый из

этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко

употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь

проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали),

педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект - формирование

личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру.

Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное

начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только

один из его аспектов, хотя и очень значимый.

Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения

человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но,

не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки.

Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти

выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки, после этого в большинстве

случаев

птенец

гибнет.

Следовательно,

моральные

качества

должны

сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда

поведение

человека

по

отношению

к

природе

будет

экологически

целесообразным.



В раздел образования