Автор: Флора Казаровна Серопян
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБОУ "Образовательный комплекс №8"
Населённый пункт: город Пушкино
Наименование материала: Консультация для родителей:
Тема: "Игры и задания для детей младшего дошкольного возраста, развивающие мелкую моторику рук "
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Игры и задания для детей младшего
дошкольного возраста, развивающие мелкую моторику рук »
В раннем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо
уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие
движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и
улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и
обследования большого количества детей была выявлена следующая
закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то
и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений
пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка мелкой моторики рук способствует развитию таких
необходимых умений и качеств, как: подготовка руки к письму (в
дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему,
т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники
письма. Предлагаю вашему вниманию сборник простых упражнений,
которые могут быть включены в игры и в распорядок дня вашего малыша, и
которые помогут вам избежать проблем с речью у ребенка, а впоследствии и
с его обучением в школе.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного
мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно выполнять простые
упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока"),
не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное - уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.
При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и
интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и
упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного
материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее
проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на
словесный и т. д.
Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить
или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не
перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много не значит
хорошо! Не делайте ни чего через силу! Занятия должны приносить радость.
Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось,
важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка
(сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Создавайте выставки работ
малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.
Предлагаю вашему вниманию игры для развития мелкой моторики
вашего малыша:
Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и
набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к
мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать
собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее
полезно.
Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и
разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со
сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы
дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное
шнурование.
Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных
мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей
конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать.
Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие
развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится
несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного
диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому
горлышку и закрутить ее.
Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого
возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной
форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно
требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей,
так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие
домашние дела, как:
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду,
предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать
белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание,
намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
собирание разрезных картинок;
разбор круп.
Успехов Вам!!!