Автор: Наурзалиева Эльза Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ НШ № 1 муниципальное общеобразовательное учреждение"Начальная школа, реализующая адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения, № 1 Тракторозаводского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методический материал
Тема: приёмы работы на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа, реализующая адаптированные
образовательные программы для детей с
нарушением зрения, № 1 Тракторозаводского района
Волгограда»
Учитель начальных классов
Наурзалиева Эльза Владимировна
1этап (АОЗ, мотивация ...)
Прием «Яркое пятно»
заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего
внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого
пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из
художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и
повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный
заинтриговать и захватить внимание учеников.
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно
выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание
концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина
обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и
цели урока.
Прием «Корзина идей, понятий»
– позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме
урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то,
что известно об изучаемой теме. В корзину идей можно «сбрасывать»: факты,
мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Алгоритм работы с "Корзиной идей":
Объявляется тема урока.
Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему
известно по теме.
Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем
совпали их мнения, а в чем возникли разногласия.
Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме.
Причем ответы не должны повторяться. Все высказывания учитель кратко записывает
на доске.
В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты,
факты, предположения, термины и т.д.
Прием «Я беру тебя с собой»
Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот
признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет.
Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
Окружающий мир
У: Я решил разбить красивый сад и выбираю, что же в нем посадить. Угадайте, по какому признаку я выбираю
растения. Для этого предлагайте мне различные растения, а я скажу, могу ли я их взять. Я беру с собой яблоню. А
что у вас?
Д: Я беру с собой тюльпан.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой малину.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой дуб.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все деревья?
У: Да! Итак, признак, по которому я выбираю предметы — группа растений деревья.
2этап
(Объяснение нового материала)
Прием «Развивающий канон»
- это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести
пространственно-организованных элементов, связанных между собой некоторыми
логическими, ассоциативными или иными связями. Т. е. элементы задания могут
быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями.
Пример применения на уроке:
Слагаемое и сумма = множители и ?
Учащиеся: Произведение.
Круг и окружность = шар и ?
Учащиеся: Сфера.
Прямоугольник – плоскость = куб - ?
Учащиеся: Пространство.
Задача и ответ = уравнение и ?
Учащиеся: Корень.
Прием «Совмести вопрос с ответом»
Учитель готовит два вида карточек: карточки – вопросы и карточки – ответы на эти
вопросы. После прочтения нового материала каждый обучающийся получает либо
вопрос, либо ответ на карточке. Карточки раздаются в случайном порядке. Учитель
просит найти ученика с соответствующим вопросом или ответом.
Прием«Послушать – сговориться – обсудить"
Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному
усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями
подготовки.
Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока.
Затем ребята должны показать их соседу по парте, после из 6 слов отобрать
необходимо 3 и огласить их классу.
Например, ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к
зиме и только к ней.
После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами,
начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе
дискуссии составляется предложение.
Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время
каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически
затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. Таким
образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных
подходах не хватит урока.
3 этап
(обобщение и систематизация)
Прием« Снежный ком»
Учитель бросает мяч, а ученик отвечает, затем следующему кидает.
Повторяем изученные на предыдущих уроках орфограммы.
- Как пишется начало предложения?
- Какие знаки препинания могут стоять в конце
предложения?
- Как в стране Русского языка мы напишем имена людей?
- Продолжите фразу: сочетания жи – ши напишем …
За правильный ответ – «снежинка».
Прием«Деловая игра»
Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий.
Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных
результатов.
Так при изучении темы «Площадь фигур» провожу игру «Строители» на уроке
математики.
Задание: рассчитать стоимость ремонта квартиры.
Группы: строители, дизайнеры.
Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки
участников. Кроме того, это дает возможность оценить:
•
уровень владения этими навыками;
•
особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое,
аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение
принимать решения и пр.);
•
уровень коммуникативных навыков;
•
личностные качества участников.
Прием «Две правды и неправда»
Класс делится на малые группы по 3 – 5 человек.
После изучения материала предлагаю группам написать на листе бумаги 3
утверждения по пройдённому материалу, 2 из которых должны быть правдой, а один
– неправдой.
Предлагаю каждой группе по очереди зачитать свои утверждения, а остальным
группам определить, что является правдой, и неправдой. Когда все утверждения
будут зачитаны, делаю обзор и корректировку ответов.
4этап (рефлексия и д\з)
Прием «Синквейн»
– в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение –
творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное
переживание изучаемой темы .
Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное.
Когда зачитываются работы, повышается самооценка.
СИНКВЕЙН
Первая строка – существительное, тема синквейна.
Вторая строка – два прилагательных,
описывающих тему.
Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к
существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Прием «Кубик Блума»
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик
бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с
него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет,
явление, термин и т.д.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые
происходят с указанным предметом, явлением.
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- Ты действительно думаешь, что ..? Ты уверен, что …
Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое
видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения
конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать,
выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и
чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать
проблемы»
Прием «Шкатулка»
Исходя из названия понятно, что суть этого приема заключается в использовании во
время занятия красиво оформленной шкатулки, в которой должно находиться некое
неизвестное содержимое.
Главная цель использования приема «Волшебная шкатулка»:
•
интересная форма подачи информации;
•
создание особой обстановки для дальнейшей работы с материалом.
Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулки каждому
ученику, фломастеры.
-У каждого из вас есть вот такая шкатулка. Как правило, в шкатулках люди хранят
самые ценные, дорогие сердцу вещи. Давайте мы с вами поместим в эту шкатулку те
знания и умения, которые для нас являются важным приобретением на этом занятии.
На стене можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может
познакомиться каждый ученик.
Например: «Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все,
что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?»