Напоминание

Мастер-класс для воспитателей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"


Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 "Радуга" города Тихорецка
Населённый пункт: г.Тихорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для воспитателей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в

вопросах обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Пауза настроения: эмоциональный настрой.

Возьмитесь все за руки.

К тебе я обращаюсь друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло, Нам

всем с друзьями хорошо!

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь-ка друг другу.

Порадуйтесь друг другу,

Поделитесь хорошим настроением со своими друзьями на весь день!

Мастер: Я хочу представить вашему вниманию основные методы и приемы,

которые используются при проведении занятий по обучению грамоте с

детьми дошкольного возраста.

-

Как вы понимаете слово «Грамота»? (СЛАЙД

-

Что значит понятие «грамотный человек»? (СЛАЙД

-

Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед

детским садом? (различать понятия «звук», «слог», «слово»,

«предложение». Называть в последовательности слова в предложении,

звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком,

определять место звука в слове.

Я считаю, что обучение грамоте ребенка начинается не тогда, когда

пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут:

«Послушай, как поет синичка».

Предлагаю вашему вниманию примерное занятие с основными методами и

приемами для проведения такого занятия.

-

Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на этих занятиях?

Кто из вас знает, из чего состоит наша речь? (из предложений).

-Что такое предложение? (слова, тесно связанные друг с другом по смыслу).

-Какой схемой мы обозначаем предложение? (полоской).

-

С какой буквы начинается предложение? (с большой и обозначаем

вертикальной палочкой перед схемой предложения).

-

Что ставим в конце предложения? (точку).

-

Из чего состоят предложения? (из слов).

-

А из чего состоят слова? (из звуков).

Послушайте, о чем я вам сейчас расскажу:

Слушай, что же это звенит?

Может быть, звенит и ползет реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть, мохнатый жук только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит. Скучно – вот он и звенит?

Нет, ни – мухи, ни жука, нет ни грома, ни гудка!...

-

Скажите, что может так звенеть? Вслушайтесь: звенит одна

В целом мире тишина!

-

Но тишину нарушают разные звуки и шумы. ( прошу закрыть глаза:

шуршание пакетом, листание страниц, удар мяча о пол и т.д.). Назовите, что

вы услышали?( …)

-

Да, мы слышим шум дождя, пение птиц – это все звуки окружающего

мира.

А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки

нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг

друга.

-

Давайте поиграем с нашим язычком:

-

ра-ра-ра – начинается иг ( ра), -Ры-ры – ры – у мальчика ша..(ры),

-ро –ро – ро – у нас новое вед(ро).

-ар – ар – ар – кипит само(вар),

-

ор-ор-ор- созрел красный поми(дор),

-ир-ир-ир-мой папа коман(дир),

-за-за-за-вот идет ко(за),

-су-су-су- мы видели ли(су),

-

ша-ша-ша- мама моет малы(ша),

-

жу-жу-жу- молоко дадим е(жу),

-

ля-ля-ля – зеленые по(ля),

-

та-та-та- у нас дома чисто(та).

-Расскажите мне какие бывают звуки? (гласные и согласные).

-

Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие).

-

Какой фишкой обозначаем гласный звук? Согласный звук? Твердый

согласный? Мягкий согласный?

Звуки мы можем слышать и произносить, а буквы мы видим и читаем.

-

Скажите, как мы произносим гласные звуки? (их можно пропеть,

протянуть. При произношении нет никаких препятствий).

-

А как мы произносим согласные звуки? (коротко, отрывисто, их нельзя

пропеть и протянуть, они встречают преграду при произношении в виде

губ, языка, неба).

-

Назовите гласные звуки. Сколько их? (их 6: А, О, У, И. Э, Ы)

-

Сколько гласных букв? Назовите их. (А, О, У, И, Э, Ы и четыре

йотированные, которые обозначают два звука, это – Ю (йу), Е – (йэ), Е (йо),

Я (йа) - Гласные звуки умеют здороваться с согласными звуками. Сочетание

гласного с согласным получается слог .

-

Сейчас наши согласные звуки, с которыми мы познакомились на

прошлых занятиях поздороваются с гласными и подружатся, и тогда они

без препятствий выйдут гулять (предлагаю поработать со слоговым

домиком со звуками (м), (н), (к), (р). Сначала произносим медленно, затем

быстрее и быстрее.

-

Наши звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также

считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем их найти?

Дидактическая игра «Угадай, какой звук спрятался?». (Я кидаю мяч вам по

очереди и называю слово, а вы должны назвать какой гласный звук там

спрятался):

БАК, МАК, СУК, СОК, ДОМ, КИТ, КОТ, РАК, РОГ, РЫСЬ, МЭР, СЭР.

-

А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы должны

придумать слово с этим звуком. (У), (Е), (О).

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Посмотрите, у нас в группе живут гласные звуки. У каждого звука есть свой

домик. Я вам раздам картинки, а вы должны правильно расселить картинки с

этим звуком в домики

-

Вы уже знаете, что в словах могут прятаться несколько гласных звуков,

например: СО-БА-КА ( сколько гласных в этом слове?), РЫ-БА ( сколько

здесь гласных звуков?), СКАЗ-КА…( звучит волшебная музыка).

-

Ой, я сказала слово « СКАЗКА», и она так и просится к нам в гости.

Давайте попробуем отгадать, что это за сказка просится к нам в гости и

помочь мне ее рассказать и очутиться в ней.

: « Жи-… БЫ.. ДЕ..и БАБ… У них бы… ку… ря…. Снес.. ку.. яич… Яич..не

прос…, а зо…. Де… би.., би.. не раз…. Мыш… бе…, хвос… мах…, яич…

покати… и раз….

Де.. пла… Куроч… кудах…

-

Узнали сказку? Как она называется? Выложите название сказки у себя

на столах полосками. (приглашаю к доске одного выложить тоже)

-

Сколько слов в этом предложении? А теперь вспомните предложение

из сказки из трех слов и выложите его. (один работает у доски). Прочитайте

его

«СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО.»

Дидактическая игра « ЖИВЫЕ СЛОВА» . ( вызываю троих детей –

выстроить предложение из 3 слов с полосками. Нужно встать в правильной

последовательности, чтобы получилось предложение. Каждый, из

вышедших,, называет свое слово. Сидящие за столами, зачитывают

предложение.

-

На сказочной улице, которая называется « КУРОЧКА РЯБА», есть дом,

в котором живут герои этой сказки.

-

Назовите их. (дед, баба, курочка). Их нужно расселить по этажам. На

1этаже будет жить герой с тремя слогами, на втором этаже – герои с двумя

слогами, ну, и на третьем этаже – герой с одним слогом. ( по желанию

выходят к доске, проговаривают слова, определяют сколько слогов в слове с

помошью ладошки к подбородку или хлопками. И расселяют их по этажам

с помощью картинок с героями.

-

Всех героев расселили по своим местам. А сейчас, давайте попробуем

разобрать

Слово «БАБА» ( звуковой анализ слова. За столами и один у доски).

Звуковой анализ слова:

Сколько звуков в слове?

Назовите их по порядку.

Сколько в слове гласных звуков.? Назовите их. Какой фишкой обозначаем?

Сколько согласных звуков? Назовите их: твердый или мягкий?

Какой фишкой обозначаем?

Назовите первый звук, последний, третий звук

Каждый звук обозначь соответствующей буквой. ( обозначает у доски,

сидящие за столами проверяют правильность

Выстроить слово детьми у доски ( каждый берет свою фишку с

определенным звуком и выстраивают слово, сидящие за столами проверяют).

Составьте предложение с этим словом.

- Благодарю всех за то, что справились с работой, а теперь, немного

отдохнем:

Физминутка (сидящие за столами должны угадать, какая это буква)

1

Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.

(Какая буква получилась? Буква Н).

2

Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква

получилась? (М)

3

Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)

4

Ноги вместе, руки на пояс. (буква Ф).

5.

Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. (Л).

6.

Ноги вместе, руки в стороны. (Т).

7.

Ноги на ширине плеч, руки вверху скрещенные. (Х).

Взялись за руки друзья. Буквы стали веселиться:

И смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки, то присядут, отдохнут.

То опять плясать начнут.

_ Молодцы! Хорошо отдохнули. Послушайте, ведь у каждого из нас есть имя.

И у бабы с дедкой есть тоже имена. Хотите знать, как звали деда и бабу в

сказке?

Прикрепляю картинки деда и бабы на доске. Под каждым изображением,

внизу ряд картинок:

Баба ДЕД

МЯЧ КАПУСТА

АВТОБУС ОБЕЗЬЯНА

ШАР ЛИСА

АИСТ ЯБЛОКО

1

Обозначить первую букву каждой картинки.

2

По первым буквам складывают слоги, из слогов слово.

К и О – КО, Л и Я – ЛЯ= КОЛЯ

М и А – МА, Ш и А – ША = МАША.

-

Какие вы молодцы, теперь знаете, как зовут бабу и деда. А какими

словами вы могли бы описать героев из сказки? ( дед – добрый, старый,

высокий), ( бабка – старенькая, добрая, ласковая), ( курочка – рябая, пестрая

), ( мышка – серенькая, маленькая ).

-

А как можно ласково заменить слово БАБА? (бабуленька, бабушка ),

Слово ДЕД?(дедушка, дедуля, и т.д.). Молодцы! Деду с бабой очень

приятно будет, что вы знаете столько ласковых слов.

-

Ну, вот, мы с вами и побывали в сказке. Вам понравилось?

Приглашаю за стол, где приготовлен материал для работы: соль на тарелочке,

пластилин, мозаика, бумага, счетные палочки.

-

Скажите пожалуйста, где мы сегодня побывали? Чем занимались? Кто

из героев сказки понравился вам больше? Прошу назвать первую букву

своего героя и нарисовать ее на соли, выложить мозаикой, вылепить из

пластилина, выложить из счетных палочек букву.

-Молодцы, все справились и с этим заданием. Благодарю всех за внимание и

активную работу .. У вас на столах лежат светофорчики : зеленый, желтый и

красный .

Прошу поднять зеленый светофор, кто владеет достаточной информацией по

теме.

Желтый светофор – владеет, но недостаточной информацией.

Красный светофор - кто не владеет информацией по обучению грамоте.



В раздел образования