Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 "Радуга" города Тихорецка
Населённый пункт: г.Тихорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для воспитателей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в
вопросах обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Пауза настроения: эмоциональный настрой.
Возьмитесь все за руки.
К тебе я обращаюсь друг!
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло, Нам
всем с друзьями хорошо!
Посмотрите друг на друга.
Улыбнитесь-ка друг другу.
Порадуйтесь друг другу,
Поделитесь хорошим настроением со своими друзьями на весь день!
Мастер: Я хочу представить вашему вниманию основные методы и приемы,
которые используются при проведении занятий по обучению грамоте с
детьми дошкольного возраста.
-
Как вы понимаете слово «Грамота»? (СЛАЙД
-
Что значит понятие «грамотный человек»? (СЛАЙД
-
Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед
детским садом? (различать понятия «звук», «слог», «слово»,
«предложение». Называть в последовательности слова в предложении,
звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком,
определять место звука в слове.
Я считаю, что обучение грамоте ребенка начинается не тогда, когда
пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут:
«Послушай, как поет синичка».
Предлагаю вашему вниманию примерное занятие с основными методами и
приемами для проведения такого занятия.
-
Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на этих занятиях?
Кто из вас знает, из чего состоит наша речь? (из предложений).
-Что такое предложение? (слова, тесно связанные друг с другом по смыслу).
-Какой схемой мы обозначаем предложение? (полоской).
-
С какой буквы начинается предложение? (с большой и обозначаем
вертикальной палочкой перед схемой предложения).
-
Что ставим в конце предложения? (точку).
-
Из чего состоят предложения? (из слов).
-
А из чего состоят слова? (из звуков).
Послушайте, о чем я вам сейчас расскажу:
Слушай, что же это звенит?
Может быть, звенит и ползет реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть, мохнатый жук только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит. Скучно – вот он и звенит?
Нет, ни – мухи, ни жука, нет ни грома, ни гудка!...
-
Скажите, что может так звенеть? Вслушайтесь: звенит одна
В целом мире тишина!
-
Но тишину нарушают разные звуки и шумы. ( прошу закрыть глаза:
шуршание пакетом, листание страниц, удар мяча о пол и т.д.). Назовите, что
вы услышали?( …)
-
Да, мы слышим шум дождя, пение птиц – это все звуки окружающего
мира.
А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки
нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг
друга.
-
Давайте поиграем с нашим язычком:
-
ра-ра-ра – начинается иг ( ра), -Ры-ры – ры – у мальчика ша..(ры),
-ро –ро – ро – у нас новое вед(ро).
-ар – ар – ар – кипит само(вар),
-
ор-ор-ор- созрел красный поми(дор),
-ир-ир-ир-мой папа коман(дир),
-за-за-за-вот идет ко(за),
-су-су-су- мы видели ли(су),
-
ша-ша-ша- мама моет малы(ша),
-
жу-жу-жу- молоко дадим е(жу),
-
ля-ля-ля – зеленые по(ля),
-
та-та-та- у нас дома чисто(та).
-Расскажите мне какие бывают звуки? (гласные и согласные).
-
Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие).
-
Какой фишкой обозначаем гласный звук? Согласный звук? Твердый
согласный? Мягкий согласный?
Звуки мы можем слышать и произносить, а буквы мы видим и читаем.
-
Скажите, как мы произносим гласные звуки? (их можно пропеть,
протянуть. При произношении нет никаких препятствий).
-
А как мы произносим согласные звуки? (коротко, отрывисто, их нельзя
пропеть и протянуть, они встречают преграду при произношении в виде
губ, языка, неба).
-
Назовите гласные звуки. Сколько их? (их 6: А, О, У, И. Э, Ы)
-
Сколько гласных букв? Назовите их. (А, О, У, И, Э, Ы и четыре
йотированные, которые обозначают два звука, это – Ю (йу), Е – (йэ), Е (йо),
Я (йа) - Гласные звуки умеют здороваться с согласными звуками. Сочетание
гласного с согласным получается слог .
-
Сейчас наши согласные звуки, с которыми мы познакомились на
прошлых занятиях поздороваются с гласными и подружатся, и тогда они
без препятствий выйдут гулять (предлагаю поработать со слоговым
домиком со звуками (м), (н), (к), (р). Сначала произносим медленно, затем
быстрее и быстрее.
-
Наши звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также
считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем их найти?
Дидактическая игра «Угадай, какой звук спрятался?». (Я кидаю мяч вам по
очереди и называю слово, а вы должны назвать какой гласный звук там
спрятался):
БАК, МАК, СУК, СОК, ДОМ, КИТ, КОТ, РАК, РОГ, РЫСЬ, МЭР, СЭР.
-
А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы должны
придумать слово с этим звуком. (У), (Е), (О).
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Посмотрите, у нас в группе живут гласные звуки. У каждого звука есть свой
домик. Я вам раздам картинки, а вы должны правильно расселить картинки с
этим звуком в домики
-
Вы уже знаете, что в словах могут прятаться несколько гласных звуков,
например: СО-БА-КА ( сколько гласных в этом слове?), РЫ-БА ( сколько
здесь гласных звуков?), СКАЗ-КА…( звучит волшебная музыка).
-
Ой, я сказала слово « СКАЗКА», и она так и просится к нам в гости.
Давайте попробуем отгадать, что это за сказка просится к нам в гости и
помочь мне ее рассказать и очутиться в ней.
: « Жи-… БЫ.. ДЕ..и БАБ… У них бы… ку… ря…. Снес.. ку.. яич… Яич..не
прос…, а зо…. Де… би.., би.. не раз…. Мыш… бе…, хвос… мах…, яич…
покати… и раз….
Де.. пла… Куроч… кудах…
-
Узнали сказку? Как она называется? Выложите название сказки у себя
на столах полосками. (приглашаю к доске одного выложить тоже)
-
Сколько слов в этом предложении? А теперь вспомните предложение
из сказки из трех слов и выложите его. (один работает у доски). Прочитайте
его
«СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО.»
Дидактическая игра « ЖИВЫЕ СЛОВА» . ( вызываю троих детей –
выстроить предложение из 3 слов с полосками. Нужно встать в правильной
последовательности, чтобы получилось предложение. Каждый, из
вышедших,, называет свое слово. Сидящие за столами, зачитывают
предложение.
-
На сказочной улице, которая называется « КУРОЧКА РЯБА», есть дом,
в котором живут герои этой сказки.
-
Назовите их. (дед, баба, курочка). Их нужно расселить по этажам. На
1этаже будет жить герой с тремя слогами, на втором этаже – герои с двумя
слогами, ну, и на третьем этаже – герой с одним слогом. ( по желанию
выходят к доске, проговаривают слова, определяют сколько слогов в слове с
помошью ладошки к подбородку или хлопками. И расселяют их по этажам
с помощью картинок с героями.
-
Всех героев расселили по своим местам. А сейчас, давайте попробуем
разобрать
Слово «БАБА» ( звуковой анализ слова. За столами и один у доски).
Звуковой анализ слова:
Сколько звуков в слове?
Назовите их по порядку.
Сколько в слове гласных звуков.? Назовите их. Какой фишкой обозначаем?
Сколько согласных звуков? Назовите их: твердый или мягкий?
Какой фишкой обозначаем?
Назовите первый звук, последний, третий звук
Каждый звук обозначь соответствующей буквой. ( обозначает у доски,
сидящие за столами проверяют правильность
Выстроить слово детьми у доски ( каждый берет свою фишку с
определенным звуком и выстраивают слово, сидящие за столами проверяют).
Составьте предложение с этим словом.
- Благодарю всех за то, что справились с работой, а теперь, немного
отдохнем:
Физминутка (сидящие за столами должны угадать, какая это буква)
1
Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.
(Какая буква получилась? Буква Н).
2
Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква
получилась? (М)
3
Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)
4
Ноги вместе, руки на пояс. (буква Ф).
5.
Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. (Л).
6.
Ноги вместе, руки в стороны. (Т).
7.
Ноги на ширине плеч, руки вверху скрещенные. (Х).
Взялись за руки друзья. Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки, то присядут, отдохнут.
То опять плясать начнут.
_ Молодцы! Хорошо отдохнули. Послушайте, ведь у каждого из нас есть имя.
И у бабы с дедкой есть тоже имена. Хотите знать, как звали деда и бабу в
сказке?
Прикрепляю картинки деда и бабы на доске. Под каждым изображением,
внизу ряд картинок:
Баба ДЕД
МЯЧ КАПУСТА
АВТОБУС ОБЕЗЬЯНА
ШАР ЛИСА
АИСТ ЯБЛОКО
1
Обозначить первую букву каждой картинки.
2
По первым буквам складывают слоги, из слогов слово.
К и О – КО, Л и Я – ЛЯ= КОЛЯ
М и А – МА, Ш и А – ША = МАША.
-
Какие вы молодцы, теперь знаете, как зовут бабу и деда. А какими
словами вы могли бы описать героев из сказки? ( дед – добрый, старый,
высокий), ( бабка – старенькая, добрая, ласковая), ( курочка – рябая, пестрая
), ( мышка – серенькая, маленькая ).
-
А как можно ласково заменить слово БАБА? (бабуленька, бабушка ),
Слово ДЕД?(дедушка, дедуля, и т.д.). Молодцы! Деду с бабой очень
приятно будет, что вы знаете столько ласковых слов.
-
Ну, вот, мы с вами и побывали в сказке. Вам понравилось?
Приглашаю за стол, где приготовлен материал для работы: соль на тарелочке,
пластилин, мозаика, бумага, счетные палочки.
-
Скажите пожалуйста, где мы сегодня побывали? Чем занимались? Кто
из героев сказки понравился вам больше? Прошу назвать первую букву
своего героя и нарисовать ее на соли, выложить мозаикой, вылепить из
пластилина, выложить из счетных палочек букву.
-Молодцы, все справились и с этим заданием. Благодарю всех за внимание и
активную работу .. У вас на столах лежат светофорчики : зеленый, желтый и
красный .
Прошу поднять зеленый светофор, кто владеет достаточной информацией по
теме.
Желтый светофор – владеет, но недостаточной информацией.
Красный светофор - кто не владеет информацией по обучению грамоте.