Автор: Анисимова Елена Александровна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность
Раздел: среднее профессиональное
Анисимова Елена Александровна
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»
Проектная деятельность
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования сталкивается с множеством внешних
проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость
экономического и технологического развития. Вторая проблема – рынок труда,
который теперь не гарантирует наличие, а тем более сохранение работы. Третья
проблема – опасность расслоения больших групп населения из-за безработицы,
экономического и социального кризиса.
Европейское общество достаточно четко определяет главные цели
образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен
иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в
группе, слаженно работать в коллективе, одновременно развивая свои
индивидуальные
способности,
а
также
стремиться
овладеть
новыми
технологиями.
Одна из задач образования заключается в том, чтобы всем без
исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал
[15].
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного
образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела.
Школа призвана решать не только образовательные, но и большие социальные
задачи по сохранению и развитию системы хозяйственных отношений,
семейно-общинных форм жизни, обучению, развитию и воспитанию детей,
приобщению к традициям и ценностям отечественной истории и культуры.
Школа
является
объектом
воздействия
социально-экономических,
этнографических, культурных, природных и других факторов [22].
Школа призвана содействовать решению ключевых проблем подготовки
молодежи к жизни.
Школа обычно является единственным образовательным учреждением
по месту жительства учащихся, где они могут получать, начальное, основное
или полное общее образование [3].
Современная образовательная политика России определяет цели и
основные задачи модернизации образования, среди которых главной является
обеспечение современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства. При этом основная роль отводится
общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний,
но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества
образования
связывают
с
информатизацией
образования,
оптимизацией
методов
обучения,
активным
использованием
технологий
открытого
образования.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
развивали
в
первую
очередь
общеучебные
умения
и
навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали
не
просто
умения,
а
компетенции,
т.е.
умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
были приоритетно направлены на развитие познавательного интереса
учащихся;
реализовывали принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой
и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу
проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-
познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы
[22]. Данная проблема очень актуальна, т.к. в школе знакомство с проектной
деятельностью и осуществление ее, происходит не только в процессе обучения,
но и во внеклассной работе.
Актуальность
представляется,
что
адекватной
современным
требованиям к обновлению методических систем обучения предметным
дисциплинам является личностно-ориентированная парадигма образования и
концепция
потребностно-информационного
подхода
П.В.
Симонова.
Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются:
обучение
в
сотрудничестве,
проектная
деятельность
(метод
проектов),
разноуровневое и дифференцированное обучение. Эти технологии могут
приобрести более качественный уровень при использовании информационных
технологий,
сетевых
компьютерных
систем,
мировой
сети
Интернет.
Указанные подходы положены в основу нового проекта образовательного
стандарта общего образования по информационным технологиям (рук. А.А.
Кузнецов и А.Л. Семенов). В качестве приоритетной выдвигается задача
достижения начальной компетентности в использовании информационных и
коммуникационных технологий.
Для стимулирования интереса школьника к освоению информационных
технологий необходимы методы создания ситуации новизны, актуальности
исследуемых проблем. Необходима связь содержания проектной деятельности
с
жизнью,
осознание
общественной
и
личной
значимости
освоения
компьютерных коммуникаций учащимися в проектной деятельности, что
является важным фактором мотивации обучения.
Цель исследования совершенствование методической системы обучения
информатике на
основе
использования
учебных телекоммуникационных
проектов.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие
задачи:
1. На основе анализа литературы и существующего педагогического
опыта
уточнить
возможности,
особенности
и
педагогические
условия
использования телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности.
2. Раскрыть структуру, содержание проектной деятельности, раскрыть
методику выполнения телекоммуникационного проекта.
3. Провести рефлексию по внедрению средств новых информационных
технологий.
Объектом
исследования
является
процесс
обучения
проектной
деятельности
учащихся
по
средствам
телекоммуникаций
в
общеобразовательной школе.
Предмет
исследования
методика
создания
телекоммуникационных
проектов.
Научная
новизна
состоит
в
научно-педагогическом
обосновании
целесообразности использования учебных телекоммуникационных проектов во
внеурочной деятельности в разработке методологии их использования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Понятия, структура, классификация проектной деятельности
Проектная деятельность, как любая другая, имеет определенную
структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание,
внутренние и внешние условия, результат.
Целью проектной деятельности школьников является создание продукта
(услуги), обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего
личностную или социальную значимость.
В качестве мотивов проектной деятельности выступают социальные и
личностные потребности в материальных и духовных ценностях.
Проектная
деятельность
выполняет
созидательную,
преобразовательную,
исследовательскую,
креативную,
отражательную,
технологическую функции.
Содержание
проектной
деятельности
составляет
проведение
исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление
изделия, оценку и защиту объекта деятельности.
Психологическая структура проектной деятельности представляет собой
взаимосвязь внутренних и внешних условий на основе психологических
механизмов
итериоризации
(усвоения
способов
преобразования)
и
экстериоризации (порождение внешних действий).
Результатом проектной деятельности является определенный продукт
(услуга) и развитие личности ребенка [12].
Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются как
правило, в ходе внеклассной деятельности это относится:
к проектам, выполняемым в ходе проектной недели;
к
среднесрочным
ролевым
и
исследовательским
проектам,
предполагающим полевой (выездной) этап;
к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как правило,
исследовательский характер.
Проект как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое
количество видов и разновидностей:
1.
Практико-ориентированный
проект
–
нацелен
на
социальные
интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее
определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона,
города, государства.
2. Исследовательский – по структуре напоминает подлинно научное
исследование.
Включает
обоснование
актуальности
выбранной
темы,
обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
3. Информационный – направлен на сбор информации о каком-то
объекте. Результатом такого проекта может быть и создание информационной
среды класса, школы.
4
Творческий
–
предполагает
максимально
свободный
и
нетрадиционный
подход
к
оформлению
результатов.
Это
могут
быть
театрализации, спортивные игры и т.д.
5. Ролевой – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей,
выдуманных героев и т.д.
По содержанию проекты классифицируются следующим образом:
1. Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных
новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для
ЭВМ; дизайнерские разработки.
2.
Материальные.
Изготовление
инструментов,
приспособлений,
бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-
наглядных пособий, упаковок, одежды, контролирующих устройств.
3. Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений,
лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор и использование
вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.
4.
Сервисные.
Сбор,
оформление
и
представление
информации,
обслуживание и ремонт оборудования; ремонт и благоустройство жилья;
оказание услуг.
5.
Комплексны.
Включающие
интеллектуальные,
материальные,
экологические и сервисные составляющие. Например: оформление деловых
бумаг, сервировка стола, оформление интерьера квартиры, моделирование
причесок, организация гарантийного ремонта автомобилей и т.д. [8].
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого
изделия (услуги).
В пояснительной записке должно быть отражено:
1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по
проблеме проекта, генерирование идей.
2. Описание этапов конструирование объекта.
3. Выбор материала для объекта, дизайн – анализ.
4. Технологическая
последовательность
изготовления
изделия,
графические материалы.
5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.
6. Техника безопасности при выполнении работ.
7. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.
8. Использованная литература.
9. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация)
Пояснительная записка выполняется на стандартных листах бумаги с
соблюдением полей, оформлением титульного листа, оглавления. Листы
подшиваются и нумеруются.
К проектируемому изделию предъявляются следующие требования.
1. Технологичность. Заключается в возможности максимально простого
изготовления изделия, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных
материалов,
с
наименьшими
затратами
труда,
т.е.
выбор
наиболее
рациональной технологии.
2. Экономичность. Необходимо изготовить изделие с наименьшими
затратами и получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации
изделия.
3. Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация
изделий не должны повлечь за собой существенных изменений в окружающей
среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного
мира.
4. Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта,
так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране
труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д. В проекте должна
исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
5. Эгрономичность. Тесно связана с научной организацией труда и
предусматривает
оборудование
рабочего
места
с
наименьшими
энергетическими затратами человека при обслуживании.
6. Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно
комплексно
отражать
изученный
материал
в
течение
года,
быть
политехнически направленным.
7.
Творческая
направленность
и
занимательность.
Предполагает
творческую деятельность и учет интересов детей.
8.
Посильность.
Предполагает
соответствие
уровню
развития
и
подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим
возможностям.
9. Эстетичность.
Проектируемое изделие должно соответствовать
требования дизайна, быть внешне эстетически красивым, модным, практичным,
функциональным.
10. Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую
ценность, полезность для общества и конкретной личности [10].
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию
проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества
участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые
важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы
выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации,
способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь
уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Важным моментом является распределение задач по группам,
обсуждение
возможных
методов
исследования,
поиска
информации,
творческих решений.
4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по
своим
индивидуальным
или
групповым
исследовательским,
творческим
задачам.
5. Постоянно
проводятся
промежуточные
обсуждения
полученных
данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе), в групповой
работе, в библиотеке, медиатеке и пр.).
6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита,
оппонирование.
7. Завершается
работа
коллективным
обсуждением,
экспертизой,
объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов [11].
1.2 Телекоммуникационный проект
Телекоммуникации
–
передача
информации
на
расстояние
электронными средствами. Компьютерные телекоммуникации – передача
информации с одного компьютера на любой другой в любой точке земного
шара. Компьютерные телекоммуникации позволяют учащимся и учителям из
разных стран мира общаться друг с другом. В 80-е годы телекоммуникации
использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся
сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как
показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие
от
простой
переписки,
специально
организованная
целенаправленная
совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический
результат. Наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов
на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной
формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный
телекоммуникационный проект. Телекоммуникационный проект, прежде всего,
это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность
учащихся-партнеров,
организованная
на
основе
компьютерной
телекоммуникации, имеющая общую цель – исследование какой-то проблемы,
согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение
общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов
заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда
межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда
требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном
проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая
интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета
исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры
партнера,
особенностей
его
мироощущения.
Тематика
и
содержание
телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение
совершенно
естественно
требовало
привлечения
свойств
компьютерных
телекоммуникаций. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы
интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать
характеру телекоммуникационных проектов. Телекоммуникационные проекты
оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
предусматриваются множественные, систематические, разовые или
длительные
наблюдения
за
тем
или
иным
природным,
физическим,
социальным, и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для
решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительное изучение, исследование того или
иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных
местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения,
разработки предложений, пр.
предусматривается
сравнительное
изучение
эффективности
использования одного и того же или разных (альтернативных) способов
решения
одной
проблемы,
одной
задачи
для
выявления
наиболее
эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения
данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения
проблемы;
предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то
темы, будь то чисто практическая работа (выведение нового сорта растения в
разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты,
пьесы,
книги,
музыкального
произведения,
предложений
по
совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных
мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
предполагается провести увлекательные приключенческие совместные
компьютерные игры, состязания.
Прежде чем перейти к описанию специфики телекоммуникационных
школьных проектов, хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:
1. Телекоммуникационные проекты, как и проекты любого вида, могут
быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания.
Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны,
но с другой,
предусматривают хорошо продуманное и
концептуально
обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения.
Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.
2. Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и
достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.
Что в таких случаях требуется от учителя:
умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически
значимые темы проектов;
владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов,
умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по
своему
предмету
на
приоритет
разнообразных
видов
самостоятельной
деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых
видов
самостоятельной
деятельности
исследовательского,
поискового,
творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться
от
традиционных
видов
работ,
объяснительно
–
иллюстративного
и
репродуктивных
методов,
классно-урочной
системы,
коллективных,
фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не
более того. Думается, постепенно, со временем сам по себе, вполне естественно
встанет вопрос о том, что ориентация только на классно-урочную систему, в
основном, на фронтальные виды работ не соответствует целям развивающего
обучения.
Ребенок
может
развивать
свои
потенциальные
способности,
природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность
работать
в
различных
режимах,
но
с
приоритетным
акцентом
на
индивидуальной самостоятельной деятельности;
владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение
организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на
аудиторию своими авторитетом; способностью генерировать новые идеи,
направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение
устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный
эмоциональный настрой;
если речь идет о международном проекте – практическое владение
языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях
народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;
владение
компьютерной
грамотностью
(текстовым
редактором,
телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
наконец, умение интегрировать знания из различных областей для
решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ
литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное
объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем,
выдвижение гипотез, методов их решения);
владение компьютерной грамотностью, что предполагает:
умение
вводить
и
редактировать
информацию
(текстовую,
графическую),
пользоваться
компьютерной
телекоммуникационной
технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью
программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку
информации на принтере;
владение коммуникативными навыками;
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по
разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся
в телекоммуникационном проекте;
в случае международного проекта – практическое владение языком
партнера.
Что
должен
уметь
ученик
в
области
компьютерной
телекоммуникационной технологии:
умение войти в сеть (электронную почту);
умение составить и отправить по сети письмо;
умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск
и наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть;
структурировать полученные письма в специальной директории;
работать в системах DOS и WINDOWS, пользуясь редакторами WORD
разной модификации;
входить в электронные конференции, размещать там собственную
информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях
информацию;
входить в IP канал;
пользоваться удаленными базами данных;
пользоваться гофером, телнетом, IRC, другими услугами Интернета.
Разумеется, это не полный перечень пользовательских умений в области
телекоммуникаций,
но
перечисленные
элементарные
умения
позволят
ученику / учителю чувствовать себя достаточно комфортно в сетях и
достаточно полно пользоваться разнообразными услугами образовательных
сетей. Как видно из сказанного, требования к участникам совместного проекта
достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами
хорошего тона», без чего групповая работа да еще с партнерами, находящимися
на расстоянии, просто невозможна. К ним, думается, следует отнести, прежде
всего:
доброжелательность при всех обстоятельствах;
обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
взаимопомощь в работе;
тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно,
если она носит характер научного исследования;
полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интернет предоставляет как полезную, так и бесполезную и даже в
какой-то мере вредную информацию. Поэтому ученикам необходима помощь,
но помощь не в предоставлении готовых решений для запоминания, а в умении
критически относиться к предлагаемой информации, умении самостоятельно ее
анализировать. Учитель может и должен оказать своим ученикам такую
помощь. Интернет – это мир информации, общения, обмена опытом, это диалог
культур. Это возможность услышать и понять друг друга, несмотря на различия
в культуре, религии, языке. Интернет дает возможность реального общения с
людьми из разных уголков света по разным проблемам, волнующим человека.
Это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас
интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущими учеными в этой
области, посоветоваться. Так что это вполне реальная жизнь, которая может
оказаться чрезвычайно насыщенной как в познавательном, информационном,
так и в эмоциональном плане. Таким образом, было показано, что время
диктует
необходимость
свободного
владения
компьютерной
техникой.
Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно освоить
навыки работы в Интернете гораздо раньше. Следовательно, педагогам следует
использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому
организовывая процесс обучения, внеклассной деятельности, направляя усилия
на формирование учащихся самостоятельного творческого мышления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Авторские программы дополнительного образования. 1 часть. М.:
Центральное окружное управление МДО, 2019. 126 c.
2.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.-М., 2019. 47 с.
3.
Байбородов Л.В., Серебренников Л.Н., Солдатов, В.В., Курицина
И.В., Цветков А.В. Обучение технологии в современной школе.-М: Владос,
2020. 6–9 с.
4.
Журнал – Дополнительное образование. №3/2005. ООО «Витязь –
М»., 2015. статья – Роль проектных технологий в процессе социализации
личности. 41-42 с.
5.
Журнал – Дополнительное образование. №6/ 2015. ООО «Витязь –
М»., 2015. статья – Организация проектировочной деятельности. 28 с.
6.
Информационно-методический журнал – Внешкольник. №6/2014.
«Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи». статья – Роль
социальных проектов во внеклассном воспитании школьников. 24–25 с.
7.
Качаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе.-Л., 2019. 17 с.
8.
Крупенина М.В., Игнатьева Б.В. На путях к методу проектов.-М.,
2020. 6–20 с.
9.
Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов).-М., 2020. 7–
12 с.
10.
Мельников В.Е., Мигунов В.А., Петряков П.А. Метод проектов в
преподавании образовательной области «Технология».-Вел. Новгород, 2019. 34,
48 с.
11.
Метод проектов в технологическом образовании школьников.-СПб,
2015. 64 с.
12.
Матяш М.В. Психология проектной деятельности школьников в
условиях технологического образования/ Под ред. Рубцова В.В. – Мозырь:
РИФ «Белый ветер», 2019. 118–120 с.
13. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для
учителей.-М., 2019.
14. Компьютерные телекоммуникации – школе /Под ред. Е.С. Полат.-М.,
2019.
15. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации
учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П.
Дубенского. Омск: Изд – во ОмГУ, 2019. 59 с.