Автор: Елшина Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №124 "Гномик"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников.
Тема: Развитие речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство развития речи у детей
дошкольного возраста
Подготовил: воспитатель Елшина Оксана Сергеевна.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим
достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит
сам собой, он развивается при активном воздействии на
ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость
создала дидактическую игру, которая является для маленького
ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого
воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра —
основной вид деятельности детей. Таким
образом, игра реализует обучающую (которую преследует
педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и
обеспечивали усвоение программного
материала. Дидактическая игра является ценным
средством воспитания умственной активности, она
активизирует психические процессы, вызывает
у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется
познавательное развитие, так как эти игры способствуют
расширению представлений об окружающей действительности,
совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и
мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное
назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем
заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое,
экспериментальное поведение. Дидактическая игра
развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь,
формирует правильное звукопроизношение, развивает
связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие
дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров:
владенье речью как средством общения; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и
монологической речи, развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки к
обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период
активного усвоения ребенком разговорного языка, становления
и развития всех сторон речи : фонетической, лексической,
грамматической. Хорошая речь — важное условие развития
личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь,
тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его
возможности в познании окружающего мира, содержательнее и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется его психическое развитие. Речь
необходимо формировать и развивать в комплексе с
общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это
осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном
возрасте игровая деятельность является ведущей.
Многие дидактические игры побуждают
детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и
описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан,
для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть
сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный
педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её
роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями
окружающей жизни. Ею разработаны
специальные дидактические игры под названием «Парные
игры», которые требуют сосредоточенности, внимания,
умению выделить в предмете общее и различное, восстановить
недостающие части, нарушенный порядок и др.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения
всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д.
Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал
в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия
более занимательными, так как это одна из основных задач
обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра является ценным
средством воспитания умственной активности, она
активизирует психические процессы, вызывает
у дошкольников живой интерес к процессу
познания. Игра помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение,
стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения
знаний.
Обучающие игры развивают речь детей : пополняют и
активизируют словарь, формируют правильное
звукопроизношение, развивают связную речь, умение
правильно выражать свои мысли.
Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в
двух основных видах: игры - занятия и дидактические игры.
В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю,
который использует разнообразные игровые приемы, создает
игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это
сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает
определенные знания, но и учит детей играть. Основой для
игр детей служат сформулированные воспитателем
представления о построении игрового сюжета, об игровых
действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были
созданы все условия для переноса полученных знаний в
самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит
учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является
и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а
дети, играя, учатся.
Использование таких игр способствует решению следующих
задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и
комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования
инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т. д.
В дошкольной педагогике все дидактические игры в
зависимости от материала можно разделить на три основных
вида:
• игры с предметами;
• настольно-печатные;
• словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные
предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих
игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со
свойствами предметов и их признаками: цветом, формой,
величиной.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные
картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются
при их использовании:
• подбор картинок по парам;
• подбор картинок по общему признаку;
• запоминание состава, количества и расположения картинок;
• составление разрезных картинок и кубиков;
• описание, рассказ о картинке с показом действий,
движений.
Словесные игры построены на словах и
действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на
имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания
о них, так как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают
разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы,
отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и
различия и др.
Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой,
В. Н. Аванесовой показали, что использование специально
сконструированных дидактических пособий,
проведение дидактических упражнений и игр должно
органически сочетаться с сенсорным восприятием,
осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой,
конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на
то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно
воспринимать предметы, их разнообразные свойства и
отношения (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве, высоту звуков и т. д)
Дидактические игры играют значительную роль и
в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических
подходов показывает, что развитие моторики действительно
является средством подготовки ребенка к школе. В ходе
работы по развитию движений решаются
задачи развития всех психических процессов. Различные виды
изодеятельности, физические упражнения, театрализованная
деятельность, графические задания, пальчиковые игры и
упражнения – все это способствует успешному обучению.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать
у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где
дети смогли бы активно обогатить свой
словарь. Дидактическая игра является широко
распространенным методом словарной работы с
детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются
мощнейшим средством для развития речи у детей еще и
потому, что их можно рекомендовать для использования
родителям в домашних условиях.
Проведение дидактических игр не требует особых знаний в
области педагогических наук и больших затрат в подготовке
игры.