Напоминание

Развитие речи дошкольников


Автор: Елшина Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №124 "Гномик"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников.
Тема: Развитие речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство развития речи у детей

дошкольного возраста

Подготовил: воспитатель Елшина Оксана Сергеевна.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим

достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит

сам собой, он развивается при активном воздействии на

ребенка окружающих взрослых – обучении. Народная мудрость

создала дидактическую игру, которая является для маленького

ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого

воздействия педагогов на ребёнка. В то же время игра

основной вид деятельности детей. Таким

образом, игра реализует обучающую (которую преследует

педагог) и игровую (ради которой действует ребёнок) цели.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и

обеспечивали усвоение программного

материала. Дидактическая игра является ценным

средством воспитания умственной активности, она

активизирует психические процессы, вызывает

у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Дидактическая игра имеет большое значение для воспитания.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется

познавательное развитие, так как эти игры способствуют

расширению представлений об окружающей действительности,

совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и

мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное

назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем

заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое,

экспериментальное поведение. Дидактическая игра

развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь,

формирует правильное звукопроизношение, развивает

связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

В соответствии с ФГОС ДОО речевое развитие

дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров:

владенье речью как средством общения; обогащение

активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и

монологической речи, развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонетического слуха; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки к

обучению грамоте. Дошкольный возраст — это период

активного усвоения ребенком разговорного языка, становления

и развития всех сторон речи : фонетической, лексической,

грамматической. Хорошая речь — важное условие развития

личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь,

тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающего мира, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем

активнее осуществляется его психическое развитие. Речь

необходимо формировать и развивать в комплексе с

общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это

осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном

возрасте игровая деятельность является ведущей.

Многие дидактические игры побуждают

детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и

описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан,

для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть

сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков». Известный

педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её

роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями

окружающей жизни. Ею разработаны

специальные дидактические игры под названием «Парные

игры», которые требуют сосредоточенности, внимания,

умению выделить в предмете общее и различное, восстановить

недостающие части, нарушенный порядок и др.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения

всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д.

Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал

в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия

более занимательными, так как это одна из основных задач

обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным

средством воспитания умственной активности, она

активизирует психические процессы, вызывает

у дошкольников живой интерес к процессу

познания. Игра помогает сделать любой учебный материал

увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение,

стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения

знаний.

Обучающие игры развивают речь детей : пополняют и

активизируют словарь, формируют правильное

звукопроизношение, развивают связную речь, умение

правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в

двух основных видах: игры - занятия и дидактические игры.

В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю,

который использует разнообразные игровые приемы, создает

игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Все это

сочетается с вопросами, объяснениями, указаниями.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает

определенные знания, но и учит детей играть. Основой для

игр детей служат сформулированные воспитателем

представления о построении игрового сюжета, об игровых

действиях с предметами. Очень важно, чтобы затем были

созданы все условия для переноса полученных знаний в

самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит

учебное и игровое начала. Воспитатель одновременно является

и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а

дети, играя, учатся.

Использование таких игр способствует решению следующих

задач:

- побуждать детей к общению друг с другом и

комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования

инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй речи и т. д.

В дошкольной педагогике все дидактические игры в

зависимости от материала можно разделить на три основных

вида:

• игры с предметами;

• настольно-печатные;

• словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные

предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать,

устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих

игр состоит в том, что с их помощью дети знакомятся со

свойствами предметов и их признаками: цветом, формой,

величиной.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные

картинки, лото, домино. Различны и задачи, которые решаются

при их использовании:

• подбор картинок по парам;

• подбор картинок по общему признаку;

• запоминание состава, количества и расположения картинок;

• составление разрезных картинок и кубиков;

• описание, рассказ о картинке с показом действий,

движений.

Словесные игры построены на словах и

действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на

имеющиеся у них представления о предметах, углублять знания

о них, так как в этих играх требуется использовать

приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают

разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы,

отгадывают их по описанию, находят признаки сходства и

различия и др.

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковой,

В. Н. Аванесовой показали, что использование специально

сконструированных дидактических пособий,

проведение дидактических упражнений и игр должно

органически сочетаться с сенсорным восприятием,

осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой,

конструированием и др. Сенсорное восприятие направлено на

то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно

воспринимать предметы, их разнообразные свойства и

отношения (цвет, форму, величину, расположение в

пространстве, высоту звуков и т. д)

Дидактические игры играют значительную роль и

в развитии мелкой моторики. Анализ теоретических

подходов показывает, что развитие моторики действительно

является средством подготовки ребенка к школе. В ходе

работы по развитию движений решаются

задачи развития всех психических процессов. Различные виды

изодеятельности, физические упражнения, театрализованная

деятельность, графические задания, пальчиковые игры и

упражнения – все это способствует успешному обучению.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать

у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где

дети смогли бы активно обогатить свой

словарь. Дидактическая игра является широко

распространенным методом словарной работы с

детьми дошкольного возраста.

Несомненно, дидактические игры являются

мощнейшим средством для развития речи у детей еще и

потому, что их можно рекомендовать для использования

родителям в домашних условиях.

Проведение дидактических игр не требует особых знаний в

области педагогических наук и больших затрат в подготовке

игры.



В раздел образования