Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Нейролепка как средство развития моторики, фантазии, и творческого мышления
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов на тему:
«Нейролепка как средство развития моторики, фантазии, и творческого
мышления».
Нейролепка - уникальная методика, которая совмещает собой занятия и игры с
пластилином. Нейролепка развивает: мелкую моторику, речь, межполушарные
связи, образное мышление, усидчивость, снимает стресс.
Нейролепка гармонично развивает все три основные формы мышления: 1.
наглядно - действенное; 2. наглядно - образное; 3. словесно - логическое. Это три
кита для успешной работы в школе.
Нейролепка: модное слово или новое направление?
Сейчас
очень
часто
стал
использоваться
термин
«нейролепка»,
даже
предлагают пройти обучающие курсы по ней. Давайте разбираться, что это такое,
и чем она отличается от обычной лепки.
Если
вам
говорят,
что
нейролепка
развивает
моторику,
фантазию,
усидчивость, творческое мышление и т.д., то возникает вопрос: разве это делает не
любая лепка? Лепка из любого материала и в любых техниках работает именно
так!
В чем же отличие обычной лепки от нейролепки?
В психологии есть понятие нейрогимнастики, основной принцип которой -
выполнение разных действий двумя руками сразу (например, одна рука
показывает знак «Ок», другая «Класс» и надо быстро менять руки несколько раз).
Нейролепка может быть отдельным занятием, направленным на развитие
межполушарных связей и иметь свою структуру и определенные задачи:
Первый вариант: когда при выполнении нейрогимнастики вы используете
глину или пластилин (например, одна рука катает шарик, другая колбаску).
Второй вариант: на обычное занятие лепкой вы добавляете несколько нейро
упражнений (можно с глиной/пластилином или без них) в начале или середине
занятия.
Нейрогимнастика для детей
В пользе утренней зарядки или, например, суставной гимнастики никто не
сомневается; а в последнее время особую популярность приобрела также
нейрогимнастика для детей и взрослых. Специалисты обещают, что всего
несколько упражнений, выполняемых ежедневно, помогут улучшить память,
концентрацию внимания, самоконтроль и многое другое.
Мы выяснили, кому показаны нейроупражнения и как они работают, а также
подобрали простые и эффективные комплексы для детей разного возраста.
Что такое нейрогимнастика?
Вопреки расхожему мнению, улучшить работу мозга одним только чтением
или углублённым изучением точных наук не получится: нейропсихологи
утверждают, что развитие межполушарных связей — ключевой момент в
оптимизации мозговой деятельности. Именно на синхронизацию работы правого и
левого полушария головного мозга были направлены упражнения, разработанные
супругами Полом и Гейл Деннисон и названные «гимнастикой мозга».
Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений,
которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что
правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а
передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из
миллионов нервных волокон.
Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария
«научились»
работать
согласованно
—
так
человек
лучше
воспринимает
информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В
комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая
«зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:
развивает речь и мышление;
улучшает кровообращение;
улучшает память и внимание;
помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию
(трудности в обучении письму);
повышает скорость обработки информации;
развивает общую и мелкую моторику и т.д.
Зачем детям нужна нейрогимнастика?
Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; однако наиболее
эффективны нейроупражнения в возрасте до восьми лет — в этот период у детей
активно формируются межполушарные связи и закладывается основа интеллекта.
Поэтому уже с четырёх лет рекомендуется ежедневно выполнять несложные
комплексы упражнений общей продолжительностью 5–10 минут, начиная с самых
простых и постепенно усложняя движения.
Нейроупражнения активно применяются и в работе с детьми с различными
нарушениями в развитии: по наблюдениям педагогов, занимающихся с детьми с
ОВЗ, регулярные занятия помогают добиться положительной динамики в развитии
речи, самоконтроля, ощущении собственного тела и пространства вокруг.
Нейрогимнастика не просто помогает дошколятам научиться контролировать
своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше
справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют
долгосрочный
эффект:
те
ребята,
которые
регулярно
выполняют
нейроупражнения,
повзрослев,
смогут
лучше
справляться
со
стрессовыми
ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.
Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания: многие
родители в профилактических целях включают нейроупражнения в ежедневный
распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе
или в начальных классах. К тому же современные дети зачастую ведут
малоподвижный образ жизни и редко участвуют в активных дворовых играх,
благодаря которым нейрокоррекция проходит самым естественным образом.