Напоминание

Угол. Виды углов.


Автор: Малкина Лариса Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 32"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Угол. Виды углов.
Раздел: начальное образование





Назад




«Угол. Виды углов ».

Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по типу – урок изучения и

первичного закрепления нового материала.

К данному уроку учащиеся уже знакомы с такими геометрическими фигурами: отрезок,

луч, ломаная, круг, многоугольник. Они могут построить отрезок, луч. На этом уроке

учащиеся учатся видеть углы, вершину и стороны угла, обозначать вершину латинской

буквой и правильно читать название угла. Кроме того, они учатся различать прямые и

непрямые углы.

Методы, используемые на уроке: частично – поисковый метод, наглядно –

иллюстративный, проблемный. Прослеживается деятельностный подход в обучении (при

организации практической работы на уроке).

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Роль учителя на данном уроке – быть соучастником происходящего, умело подводить

детей к новому материалу, опираясь на их опыт, и в то же время – координировать и

направлять работу.

Оборудование: угольники, счётные палочки, карточки со словами «угол», «вершина

угла», «стороны угла», «прямой», «непрямой», раздаточный материал, тесты, кроссворд,

компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point.

Тема урока:

Угол. Виды углов.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: формирование общего понятия об угле, видах углов.

Задачи:

- учить различать прямой, острый и тупой угол;

- учить сравнивать углы путём наложения друг на друга;

- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, анализировать,

- развивать внимание, воображение учащихся.

Ход урока:

1 слайд

I.Организационный момент.

2 слайд

II.Вступительное слово.

3 слайд

Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы вместе с Королевой Точкой

продолжаем наше путешествие по стране Геометрии. Мы путешествовали уже по реке

линий, побывали в городе плоских фигур и куда поведет нас сегодня Королева Точка мы

узнаем немного позже. Королева точка хочет знать, помните ли вы, что такое геометрия?

- Из какого языка пришло к нам это слово?

- Что оно обозначает? (Проводится словарная работа.).

«Гео» - земля, «метрио» - измерять. Геометрия – «землемерие». Появление геометрии

было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и

строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям.

III. Актуализация знаний.

Чтоб все на уроке прошло без запинки его мы начнем, ну конечно, с разминки. С собой

мы возьмём хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

4 слайд Игра «Четвёртый лишний».

- Посмотрите на фигуры в каждой рамке. Какая из них лишняя? Почему? (Учащиеся

называют лишние фигуры, обосновывают свой выбор).

- Разделите все оставшиеся фигуры на две группы. Как это можно сделать? (Оставшиеся

фигуры можно разделить на две группы: линии и многоугольники.)

- Назовите виды линий и многоугольников, известные вам. (Линии: прямая, ломаная,

кривая. Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырёхугольник,

пятиугольник, шестиугольник,).

IV. Сообщение темы и целей урока.

И прекрасна, и сильна

Геометрия – страна.

Продолжается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять –

Тему новую узнать…

Ребята, любите разгадывать кроссворды? Отлично, Королева Точка

вам предлагает

разгадать кроссворд, который подскажет нам тему урока

«Геометрический

кроссворд». (Самооценка) .Работа в паре

(Слайд 5).

Работаем на карточках, в паре. (Проверка по презентации).

1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).

2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).

3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).

4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).(Ребята, оцените

свою работу в паре смайликом)

6 слайд - Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).

Верно, тема Угол. А какую цель поставим на уроке? Чему научимся?

7 слайд (Будем учиться находить углы вокруг нас, чертить углы в тетради, сравнивать

их, работать дружно, оценивать свою работу)

8 слайд Карта. Итак, куда нас привела Королева Точка? (В город Углов)

Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы

вокруг нас.

9 слайд Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский

для бумаг; угольник плотника и

угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

а в «красный», что означает «красивый, хороший, светлый». (Проводится словарная

работа. Приложение 2)

(Слайд10).

«Красный угол» - считается самым почётным местом в доме.

Красный –

значит красивый, торжественный, а святым угол называется оттого, что здесь находится

божница (киот).

Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. Оно

находилось в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и вечер хозяева дома

обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали

вышитыми рушниками и цветами.

V. Физкультминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

VI. Введение новых знаний.

Ребята, а кто знает, как получается угол? (Говорят дети.)

1) Знакомство с углом. (Практическая работа.

VII. Работа над новым материалом. Работа в тетради.(Самооценка)

- На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой А. Проведите из

точки А два луча АС и АВ. На сколько частей лучи разделили плоскость?

Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.

-Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).

- Сформулируйте определение.

-Угол— это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из

одной точки.

- Точка А – вершина угла.

-Покажите вершину угла.

- Каждый угол имеет своѐ имя, название.

- Догадайтесь, как называется угол?

- Верно – это угол ВАС, САВ или угол А. Записывают это так (записывает на

доске).

- Запишите обозначения каждого угла разными способами. Прочитайте эти

обозначения.

11слайд

2)

Так что же такое угол?

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной

точки.

Лучи – это стороны угла.

Точка – это вершина угла

В жизни мы тоже каждый день встречаемся с различными углами. Ведь угол - это

перелом, изгиб, колено, локоть.

3) Практическая работа. Построение модели прямого угла.

(Слайд 12).

- Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите

лист бумаги. Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба

карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).

- Сколько углов получилось? (Четыре).

- Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).

- На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами.

Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

(Слайд 13-14).

5) Определение прямого угла. Работа в паре.

(Слайд 15).

-

Проверка осуществляется с использованием презентации

(Слайд 16).

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.

- Удобно ли вам было находить прямые углы? Почему?

- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз или с помощью модели угла. Для этого

используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить

вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.

- Какой же угол из трёх предложенных прямой? (Нижний; сиреневый).

- Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-

угольнике).

6) Виды углов.

(Слайд 17).

1) - На рисунке видно, что бывают и другие углы непрямые. Каким цветом выделен угол

больше прямого? (Голубым).

- Меньше прямого? (Зелёным).

(Слайд 18).

2) - Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше

прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.

- Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла

с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с

вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике).

3

) Упражнение в нахождении углов при помощи прямоугольного треугольника или

модели прямого угла (по выбору).

У вас на столах есть вот такая карточка.

Работа в группах.

- А сейчас ребята поработаем в группах по рядам. Первая группа - это первый ряд, вторая

группа -это второй ряд и третья группа- это третий ряд.

Первая группа записывает номера всех прямых углов. Вторая группа записывает все

номера острых углов и третья группа записывает все номера тупых углов

.

Внимательно рассмотрите. Вы должны будете определить, под какими номерами

изображены прямые углы? Острые? Тупые? Постарайтесь выполнить быстро,

но правильно.

Взаимопроверка по карточкам:

8) «Проверь себя!»

(Слайд 19).

Угол – это … (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с

общим началом).

(Слайд 20) .

Стороны угла – это … а) отрезки; б) лучи; в) прямые. (Стороны угла – это лучи).

На рисунке изображён угол … а) КОМ; б) ОМК; в) КМО. (Угол КОМ).

Острый угол … прямого, а тупой угол … прямого. (Острый угол меньше прямого, а

тупой угол больше прямого).

(Слайд 21).

Какого вида эти углы? (Тупой, острый, прямой).

V. Итог урока. Рефлексия

-Кто доволен своей работой на уроке, хорошо усвоил знания по теме урока и умеет их

применять, покажите зелёный смайлик.

-Кто считает, что усвоил знания, но ему нужна помощь при выполнении заданий,

покажите желтый смайлик.

-Кто не доволен своей работой – красный смайлик.

- Я вижу, что в основном дети старались и работали хорошо.

- Что вы узнали нового, интересного?

- Какое задание понравилось больше всего?

Домашнее задание. Выберите для себя одно из двух заданий: 1. Придумать сказку про

углы.

2.Игра «Весёлый конструктор».

(Слайд 22).

- Придумайте и нарисуйте различные предметы, используя круги, овалы, точки, лучи и

углы.

(Слайд 23).

- Давайте вернёмся к нашей карте и ответим на вопрос, который прозвучал в начале

нашего урока. Кто помнит его?

- Так в каком же уголке нашей необычной страны мы побывали? (Городе углов).

- Ребята! Мы совсем забыли с вами королеву Точку. Она говорит вам, чтобы вы

Подружились с геометрией. Ведь вы ещё только в начале плавания по морям и океанам

нового для вас Геометрического царства. Счастливого вам плавания! Спасибо за урок!



В раздел образования