Напоминание

Народный танец как средство формирования патриотизма и приобщение к культурному наследию народов мира.


Автор: Скорова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Центр дополнительного образования Липецкой области"
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: Народный танец как средство формирования патриотизма и приобщение к культурному наследию народов мира.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Народный танец как средство формирования патриотизма и

приобщение к культурному наследию народов мира.

«Танец, как и музыка, рождается из жизни, рождается как

необходимая потребность проявления чувств, потребность в художественной

форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс,

дать выход избытку жизненной энергии».

Т.С. Ткаченко, 1967г.

Прежде чем оценить влияние народной культуры в целом на

формирование патриотизма у каждого члена сообщества, необходимо

осознать, что это понятие в себе содержит. Народная культура в целом

неразрывно связана с историей, традициями, климатическими условиями

проживания народа. И каждое новое поколение вплетает в общую канву

новые традиции, обычаи в духе своего времени. Здесь важно сохранить

самобытность и традиции именно своего народа, своей страны, своей семьи.

Именно идентификация себя как полноценной личности, индивидуальности,

свободной для мышления, творчества в составе коллектива даёт человеку

ощущение уверенности в себе и завтрашнем дне, защищённости от

неожиданных внешних факторов. Многое из этого находит своё выражение в

танцевальном творчестве народа.

Если внимательно рассмотреть конкретную структуру народных

танцев, то чётко прослеживается тенденция объединения. Народный танец, в

большинстве

случаев

массовый

танец.

Он может

быть лирическим,

праздничным, игровым, военным, ритуальным, делиться на мужской и

женский, может быть и смешанным. Всё это напрямую зависит от традиций

народа, его веры и обычаев. Но в каждом танце народ объединяется: берётся

за руки, встаёт плечом к плечу. В парных танцах мужчина всегда выступает

как сильная сторона, которая ведёт, поддерживает, оберегает, берёт на себя

руководящую роль, проявляя внимание и уважение к женщине. Многие

народные танцы построены на военной тематике (кавказские танцы, танцы

казаков, арабские танцы и т.д.). Это лишний раз доказывает как тесно связана

танцевальная культура и история народа. Девушке, женщине отведена роль

персонажа несущего красоту, достоинство, грацию. Девичьим и женским

танцам характерна плавность, скромность, строгость движений, благородство

и сдержанность в проявлении чувств, а иногда игривость и кокетство. Но в то

же время женский танец может имитировать мужской. Известны примеры

переодевания

в

мужской

костюм

или

использование

атрибутики,

характерной для мужских танцев (когда мужчины уходили на войну, оборона

дома оставалась женщине, это так же нашло своё отражение в танцевальном

искусстве). В народном танце всегда прослеживается чёткая гендерная

идентификация: изначально определяются взаимоотношения между юношей

и девушкой, мужчиной и женщиной. Они носят разный характер: игривый,

лирический,

соревновательный,

но объединяет их чувство

глубокого

взаимоуважения.

У современного поколения детей и подростков резко снижен интерес к

народному творчеству. Многие годы национальная идентичность отходила

на второй план, закрытая массовой поп культурой сомнительного качества.

Современные требования жизни всё больше направляют молодое поколение

в сторону технического творчества. В результате появляется риск получить

бесчувственное, бездушное поколение далёкое от культуры своего народа.

Сейчас основная задача коллектива народного танца, донести до каждого

учащегося

понятие национальной идентичности. Привить молодому

поколению любовь к своей культуре. Только понимая свой народ, зная его

историю, гордясь его прошлым, чтя традиции и проявляя уважение к

старшему поколению молодой гражданин сможет встать на его защиту во

всех сферах жизни, будет трудиться на благо своего государства, осознавая

свою ответственность за будущее. Часть этой задачи, национальной

идентичности, способны решить занятия народными танцами.

В первую очередь, это танцы родного народа, чтобы лучше понимать

себя,

ощущать

свою

национальную

принадлежность,

получать

заряд

патриотических чувств, исполняя тот или иной танец, в данном случае

русского народа. И, в дальнейшем, изучить танцы других национальностей.

Кажется, что здесь нет патриотической составляющей. Тогда зачем это

нужно? В процессе изучения танца другого народа мы прикасаемся к его

культуре, музыке, традициям, начинаем его понимать. В творческом

процессе рождается уважение к другому народу, другой культуре, что

обогащает внутренний мир человека в духовном и общечеловеческом плане.

Я являюсь руководителем хореографического ансамбля «Калинка»

Центра дополнительного образования Липецкой области уже около десяти

лет. За эти годы в нашем коллективе прошли обучение не один десяток

мальчиков и девочек. Приятно отмечать, что в последние годы интерес к

народному танцевальному творчеству сильно возрос. Считаю, что мне

удалось донести до ребят ощущение «душевного полёта», которое возникает

при исполнении народных танцев. Соприкасаясь с народной музыкой и

танцем, они могу визуализировать, мысленно погружаться в другую природу,

образ жизни. В современной жизни нет традиционных правил культуры

общения между полами. Мальчик не знает, как правильно просто предложить

руку девочке, а девочка-как на это реагировать. Хореографическое искусство

способствует правильному половому воспитанию. И наш ансамбль, в том

числе, этим активно занимается.

Репертуар коллектива постоянно пополняется танцами разных народов

мира, что обогащает эмоциональную палитру исполнителей, их внутренний

мир. «Русский хоровод», «Казачья вечёра», «Ирландский Рил», «Весёлые

ковбои», «Дыханье гор» (Армения), «Молдавская сюита», «Тарантелла»…

Это неполный список танцевальных постановок ансамбля. Наш коллектив

ещё достаточно молод по танцевальным меркам. И продолжая двигаться по

выбранному пути, мы хотим познакомиться и изучить ещё множество

народных танцевальных культур.

Глобальной

целью всего дополнительного образования

является

воспитание полноценной, жизнеспособной, духовно-развитой личности.

Которая может составить основу процветающего, независимого государства.

В нашем ансамбле это происходит через изучение народных танцев и

помогает учащимся сформировать внутри себя базовые основы патриотизма

и интерес к культуре других народов мира.



В раздел образования