Напоминание

"Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"


Автор: Шкерина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Лицей №4
Населённый пункт: г Коломна Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Адаптация"

Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми,

родителями и персоналом д/с (педагогами); успешное прохождение

периода адаптации.

План работы:

I. Дать определение адаптации.

II. Влияние адаптации на здоровье ребенка.

III. Способы облегчения адаптации.

Ход работы:

1. Что такое адаптация

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги. Тема круглого

стола «Актуальные вопросы адаптации детей раннего возраста к

детскому саду»

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в

развитии человека. Все эти способности не возникают сами по себе,

как следствие возраста, но требуют непременного участия

взрослого и определенных воздействий.

Исследования Людмилы Николаевны Галигузовой, Раисы

Владимировны Тонковой-Ямпольской, убедительно доказывают,

что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для

серьезных изменений в жизни ребенка, к которым, безусловно,

относится и поступление в детский сад. Поступление ребенка в

детский сад протекает для него не безболезненно.

Ведущий. Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича

Ожегова, Натальи Юльевны Шведовой дает нам следующее

определение: «Адаптация – приспособление организма к

изменяющимся внешним условиям».

2. Влияние адаптации на здоровье ребенка.

Поступление ребенка в детский сад является для него новым

неизвестным, следовательно, он пребывает в стрессовом состоянии.

Стресс имеет свои особенности:

1-я особенность: ребенок находиться в состоянии срыва

динамического стереотипа (стереотип – система выработанных

условий рефлексов). Происходит ломка старых стереотипов и

формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый

стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.

2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации

связано с изменениями гормональной системы организма.

Следовательно, задача детского учреждения облегчить стрессовую

ситуацию, правильно воздействовать на детей и искать способы

облегчения адаптации.

3-я особенность: в период адаптации иммунная система

организма, его защитные силы ослабевают. Следовательно, ребенок

заболевает.

Неблагоприятное протекание адаптационного периода,

длительное пребывание в состоянии психического стресса могут

привести к задержке психического развития ребенка,

невосполнимый ущерб процессу формирования навыкам

самостоятельного обслуживания и личностных качеств.

3. Способы, облегчающие адаптацию.

Ведущий. Воспитателям необходимо заранее познакомиться с

семьей будущего воспитанника, выяснив какие привычки

сложились в семье во время еды, засыпания, чем больше всего

ребенок любит заниматься.

В период прихода ребенка в группу детского сада воспитателю

следует дать ему понять, что только его и ждали, что о нем скучали

и вспоминали.

В период адаптации необходимо учитывать следующие

факторы:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый,

хорошо развитый ребенок легче перенесет всякие трудности, в том

числе и трудности социальной адаптации.

2. Возраст ребенка. После полутора лет временная разлука с

матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Биологические и социальные факторы. Частые заболевания

ребенка до поступления в дошкольную организацию также

оказывают влияние на степень адаптации.

4. Уровень тренированности адаптационных возможностей.

Формирование этого важного качества должно идти параллельно с

общей социализацией ребенка.

Вывод: Для того, чтобы период адаптации протекал с

наименьшими осложнениями для ребенка необходимо:

1. Научить ребенка вступать в общение со взрослым и

сверстниками.

2. Выработать привычку к режиму дня.

3. Повышать уровень культурно-гигиенических навыков,

навыков самообслуживания.

4. Не только упражнять детей в применении сформированных

навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в

разных ситуациях, пояснять их значение.

Следовательно, дети, у которых в соответствии с возрастом

сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические

навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям

общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются

умственно и нравственно, растут физически крепкими, здоровыми

и самостоятельными.



В раздел образования