Автор: Шкерина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Лицей №4
Населённый пункт: г Коломна Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
"Адаптация"
Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми,
родителями и персоналом д/с (педагогами); успешное прохождение
периода адаптации.
План работы:
I. Дать определение адаптации.
II. Влияние адаптации на здоровье ребенка.
III. Способы облегчения адаптации.
Ход работы:
1. Что такое адаптация
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги. Тема круглого
стола «Актуальные вопросы адаптации детей раннего возраста к
детскому саду»
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в
развитии человека. Все эти способности не возникают сами по себе,
как следствие возраста, но требуют непременного участия
взрослого и определенных воздействий.
Исследования Людмилы Николаевны Галигузовой, Раисы
Владимировны Тонковой-Ямпольской, убедительно доказывают,
что возраст от 2-х до 3-х лет не является благоприятным для
серьезных изменений в жизни ребенка, к которым, безусловно,
относится и поступление в детский сад. Поступление ребенка в
детский сад протекает для него не безболезненно.
Ведущий. Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича
Ожегова, Натальи Юльевны Шведовой дает нам следующее
определение: «Адаптация – приспособление организма к
изменяющимся внешним условиям».
2. Влияние адаптации на здоровье ребенка.
Поступление ребенка в детский сад является для него новым
неизвестным, следовательно, он пребывает в стрессовом состоянии.
Стресс имеет свои особенности:
1-я особенность: ребенок находиться в состоянии срыва
динамического стереотипа (стереотип – система выработанных
условий рефлексов). Происходит ломка старых стереотипов и
формирование новых в конце адаптации. Чем дальше стоит новый
стереотип от старого, тем тяжелее протекает адаптация.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации
связано с изменениями гормональной системы организма.
Следовательно, задача детского учреждения облегчить стрессовую
ситуацию, правильно воздействовать на детей и искать способы
облегчения адаптации.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система
организма, его защитные силы ослабевают. Следовательно, ребенок
заболевает.
Неблагоприятное протекание адаптационного периода,
длительное пребывание в состоянии психического стресса могут
привести к задержке психического развития ребенка,
невосполнимый ущерб процессу формирования навыкам
самостоятельного обслуживания и личностных качеств.
3. Способы, облегчающие адаптацию.
Ведущий. Воспитателям необходимо заранее познакомиться с
семьей будущего воспитанника, выяснив какие привычки
сложились в семье во время еды, засыпания, чем больше всего
ребенок любит заниматься.
В период прихода ребенка в группу детского сада воспитателю
следует дать ему понять, что только его и ждали, что о нем скучали
и вспоминали.
В период адаптации необходимо учитывать следующие
факторы:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый,
хорошо развитый ребенок легче перенесет всякие трудности, в том
числе и трудности социальной адаптации.
2. Возраст ребенка. После полутора лет временная разлука с
матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
3. Биологические и социальные факторы. Частые заболевания
ребенка до поступления в дошкольную организацию также
оказывают влияние на степень адаптации.
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей.
Формирование этого важного качества должно идти параллельно с
общей социализацией ребенка.
Вывод: Для того, чтобы период адаптации протекал с
наименьшими осложнениями для ребенка необходимо:
1. Научить ребенка вступать в общение со взрослым и
сверстниками.
2. Выработать привычку к режиму дня.
3. Повышать уровень культурно-гигиенических навыков,
навыков самообслуживания.
4. Не только упражнять детей в применении сформированных
навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в
разных ситуациях, пояснять их значение.
Следовательно, дети, у которых в соответствии с возрастом
сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические
навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям
общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются
умственно и нравственно, растут физически крепкими, здоровыми
и самостоятельными.